Интервью митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия Захарычевой Александре, Мамонтовой Алене — членам Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края.
— Владыка, скажите, как начинался ваш путь к вере?
— Нет двух одинаковых людей. Нет двух одинаковых путей к Богу. К сердцу каждого Господь обращается непрестанно и ненавязчиво, так, чтобы Его могли услышать и откликнуться. Но что делать, если сердца у всех нас разные и от этого голос Божий по-разному звучит в них: у кого-то ярко и отчетливо, а у кого-то смутно и едва различимо. Как поступить? Предложить каждому сердцу свою тропинку. Так Господь и поступает.
Вот молодой человек, назовем его Александром. Интересный, деятельный, вдумчивый. Последние годы своей жизни боролся с «опиумом для народа», тщательно, сам того не осознавая, пытался скрыть от самого себя внутреннее устремление к Богу. Заглушить Его голос. А Господь задавал вопросы, с тем, чтобы Александр ответил, по-честному, и обнаружил в своей душе Отца, «Иже еси на небесех». Ответил, обнаружил.
Анастасия. Скромная и как-то по-особенному, по-русски женственная. Терпеливо несет на себе крест глубокой внутренней скорби. А совсем недавно, устав от ее тяжести, обратилась к Богу за помощью. Стало значительно легче, а Господь ближе.
И меня Господь готовил к встрече по-особенному. Если что-то побуждает во мне интерес, всегда стараюсь изучать всматриваться в это «что-то», пока оно не станет «сродни и впору сердцу моему» (точное выражение Райнера Рильке). Так интересовался живописью, психологией, философией, музыкой, спортом. Каждое из этих увлечений расширяло кругозор, расцвечивало мою жизнь новыми красками и оттенками, занимало частицу сердца. Но только частицу. А хотелось посвятить себя чему-то большому и очень важному. Всего, без остатка. Господь знал это: Ему, как пишет апостол Иоанн Богослов, нет нужды узнавать о нас от других – Сам все видит в каждом.
Я учился в обычной школе, а затем окончил физический факультет университета. Долгое время занимался медицинской кибернетикой, готовился к защите диссертации. Так и шествовал бы проторенной дорогой, если б не «перестройка». Повеяли ветры колоссальных перемен, мы просто потерялись в их неожиданности и обилии – современной молодежи трудно понять, что происходило тогда. Вы по-другому мыслите, по-другому смотрите, по-другому задаете вопросы, одеваетесь…вообще – очень другие. Это не комплимент и не осуждение – просто констатация факта. Так вот, перестройка… все в одночасье стало доступным и возможным. Многие стали искать ответ на вопрос – в чем смысл жизни, для чего жить? Почти никто уже не сомневался в том факте, что жизнь человека после телесной смерти не прекращается. Священнослужители получили возможность открыто общаться со светской аудиторией.
А Господь тем временем мудро и спокойно выстраивал события моей жизни. Вскоре произошла встреча с одним замечательным человеком: архиепископом Иркутским и Читинским Хризостомом. Интересные люди встречались мне в разных сферах общества, и, общаясь с ними, я старался научиться чему-то полезному. Но представить, что интересным может быть священник, было абсолютно невозможно: ведь и в школе, и в обществе нам внушали: «Все церковники безграмотные, в Бога они не верят. И сочиняют свои небылицы только для того, чтобы нажиться на невежестве темных людей». Вот с такими установками я и пришел на встречу. А встретился с богословски образованным человеком, очень умным, проницательным. Глубоко и искренне верующим, конечно. Первое впечатление было настолько сильно, что я захотел увидеться еще раз, рассказать о своих проблемах более детально, о себе. Второй раз говорили часа четыре; ничего подобного ранее не переживал, никого подобного не встречал.
После этого стал интересоваться пока еще не Православием, а людьми, которые и есть основа Православия – святыми отцами. А потом познакомился с человеком, который прошел такой же путь, как и я. Он закончил исторический факультет, а я был физиком. Он понимал, как помочь мне, многое объяснил. В тридцать два года я принял святое крещение.
По характеру я максималист: или все, или ничего. Когда соприкоснулся с верой, открыл для себя Господа, понял: в миру мне больше делать нечего, и решил посвятить жизнь свою Тому, Кто и является ее смыслом – Богу. Поступил в монастырь. Сначала паломником, потом послушником, а потом братья приняли меня в свою иноческую семью.
Наверное, там бы и пребывал до сего дня, если б не Святейший Патриарх Алексей. Он благословил меня оставить обитель и отправиться на далекую Камчатку епископом. Там я тринадцать лет возглавлял кафедру. А затем Святейший Патриарх Кирилл направил меня для служения в Хабаровск.
— Какие у Вас впечатления от Хабаровска?
— Он уютен и очень красив. Это город высокой культуры, которая отчетливо видна в культуре отношения. Отношения к людям, ближним и дальним, к делу, которому посвящена жизнь, к земле, которая взрастила. Ко всему этому хабаровчане относятся серьезно: ведь они и их предшественники родились здесь, выросли. Потому и чувствуют себя хозяевами, и не хотят отсюда уезжать.
(Фотогалерея СтопКадр — РИА «27 Регион»)
— Владыка, скажите, какие самые сильные и самые слабые стороны у современной молодежи?
— Сильные стороны в том, что вы гораздо более свободны – и внутренне, и внешне. Более раскрепощены, а это дает широкие возможности формироваться как личность в самом хорошем, духовном понимании этого слова. Вы более информированы, через интернет можете общаться со всем миром. Это – несомненное ваше преимущество. Мы такового не имели.
А главный ваш… не недостаток, а, скорее, беда – в том, что вы не знаете, как этой свободой пользоваться, куда направить и зачастую употребляете ее во вред себе. Сейчас далеко не каждый задает себе вопрос: «А какой смысл моей жизни? Для чего я живу?» Отсюда колоссальное количество ребят и девушек, гибнущих от наркомании и алкоголизма, не имеющих представления о подлинной любви, несчастных в браке. А чаще вне всякого брака. Когда на Камчатке я начинал очередной цикл лекций в университете, каждому студенту задавал вопрос: «В чем ты видишь смысл своей жизни?» Вразумительно ответить не мог почти никто.
В наше время свободы было гораздо меньше, гораздо уже выбор жизненных целей и путей их достижения, но все-таки мы четко представляли свои главные ориентиры.
— Может ли выжить в современном мире честный и порядочный человек?
Выжить может, а вот жить, действовать и оставаться честным такому человеку трудно. Не способствуют этому окружающие условия. Помню одно весьма точное выражение: «Жизнь свою надо отдать за Россию, Отечество. Сердце – любимой женщине. Душу – Богу, она Им дана и к Нему должна возвратиться. Честь хранить и никому не отдавать». А чтобы хранить ее, нужно понять простую истину: честь – это ценность, данная нам Богом. Она возвышает человека над остальным животно-растительным миром. И пока мы ее храним, остаемся людьми; потеряем – опустимся до животного состояния. Кому из вас по душе такая перспектива?
Да-да, оставаться человеком непросто, для этого необходимо противостоять всему низменному внутри и вне себя. Но чем более ты в этом решителен и бескомпромиссен, тем ближе к тебе Господь и его поддержка. Тем быстрее и вернее ты становишься человеком в истинном смысле этого слова. Совсем недавно имел беседу с двумя предпринимателями, православными молодыми людьми. Спрашиваю: «Трудно быть православным в бизнесе?» «Да, — отвечают, — Но лгать и жульничать еще труднее: совесть наказывает. А главное, все-таки радость от того, что человеку помог».
Пусть не страшат вас трудности: они – признак добрый, призыв к внутреннему росту.
— Существует ли равновесие между радостями и скорбями?
— Скорби, неприятности и несчастья встречаются нам не случайно. Все это – вразумления Божии. Он шепчет нам языком удачных событий, говорит языком неприятностей и громко кричит на языке болезней и скорбей. Одному достаточно небольшого недомогания, и он навсегда оставит грех: все, урок усвоен. А другому сколько надо пережить, чтобы возникло отвращение к тому, что его же и губит?
Поэтому некорректно ставить вопрос: существует ли равновесие. Его нет и быть не может. А есть любящий и мудрый Господь, Который всегда рядом и всегда заботится о том, чтобы обратить наше внимание к «единому на потребу». На состояние души, на то, что когда-то земная жизнь каждого завершится. И после – каждый предстанет перед Богом. И с чем?
А испытания всем даются по силам, для духовного укрепления и развития. Не даст Господь такого испытания, с которым человек не в силах справиться.
— Владыка, скажите, есть ли у Вас мечта?
— Мечта? Нет. Раньше была, теперь… Есть надежда. Верующие меня поймут… Надежда спастись. Я надеюсь, что после смерти Господь не отвергнет меня. На это надеюсь, для этого живу, для этого тружусь – только для этого.
— А как Вы относитесь к социальным сетям в интернете, и используете ли Вы их?
– За недостатком времени социальными сетями не пользуюсь, посему плохо представляю, что это такое. Но веду блог «Архиерей», где стараюсь отвечать на все вопросы читателей. К сожалению, в последнее время даже на него времени не хватает. Посему взял краткий перерыв, который длится уже полгода. Блог – это ответственная вещь, которой нужно заниматься постоянно. Он требует вдумчивого отношения и точного изложения своих мыслей. Надеюсь, в скором времени — не буду говорить когда – возобновлю его.
— Владыка, вопрос, часто задаваемый в преддверии Нового года — как Вы встречаете Новый год? И празднуете ли его?
– Так исторически сложилось, что Новый год – замечательный праздник — приходится на период Рождественского поста, на последнюю его неделю, самую строгую. А пост — это подготовка к Рождеству. И христианин в этот период отказывается от всего ненужного, лишнего, развлекающего для одной великой цели: духовно встретиться с новорожденным Господом Иисусом Христом. Я – монах, и Новый год не отмечаю особо, хотя и признаю, что это замечательный праздник.
Я вместе со Всей Церковью праздную Рождество Христово. Это замечательное событие, которое произошло почти две тысячи лет назад и повторяется каждый год в течение вот уже почти двух тысячелетий. Как и любое великое событие для христианина, празднование Рождества – это, прежде всего, богослужение. В ночь на Рождество в каждом Православном Храме совершается Рождественская литургия. Приглашаю всех разделить с нами рождественскую радость.
— А вот всем известно, что в Новогоднюю ночь показывают множество различных телепередач. Вы смотрите их? А если смотрите, то какие телепередачи больше предпочитаете?
– Всё зависит от того, насколько у меня есть время, если же оно всё-таки есть, я не отказываю себе в удовольствии посмотреть одну-две хорошие передачи. Правда, в последнее время таковых немного, так же как и песен. А остальные примитивны, бессодержательны, обращены не к душе, а все более к телу. Иногда показывают интересные фильмы — и советские, и современные, вот их тоже могу посмотреть.
— А в детстве Вы верили в Деда Мороза? И о каком подарке мечтали больше всего?
– Да верил, конечно, как и все дети! Очень ждал этот прекрасный и яркий праздник, а вот о конкретном подарке, насколько помню, не мечтал: был доволен тем, что дарили. Все подарки были замечательные, во всяком случае, мне так казалось. Я знал, что в Новый год всегда будет нарядная ёлка, снежок и мороз.
А вот что касается Рождества, в детстве оно ассоциировалось с отрывком из романа Виктора Гюго «Отверженные», прочитанным мне мамой. Он был о том, как девочка Козетта ждала Рождество, о каких подарках она мечтала. И как каторжник Жан Вальжан исполнил ее мечту. Впечатление об этой истории сохранилось до сих пор.
— Владыка, скажите, а Вы наряжаете елочку у себя дома?
– Вы знаете, когда как…если приносят елочку, то наряжаю, а если нет, то нет, но зачастую встречаю Новый Год и Рождество с елочкой.
— Владыка, что бы Вы хотели пожелать читателям?
– Во-первых, достойно проводить год уходящий. И подвести итог этому году: строгий, нелицеприятный. Увидеть в себе отрицательное, плохое, недоброе. Православным христианам принести в том покаяние, исповедаться и с очищенной душой вступить в год новый.
От души желаю всем провести праздник достойно, радостно, весело и ярко. И, конечно же, в первый день Нового 2012 года прийти в Храм Божий и спросить у Господа благословение на год новый. С наступающим вас с Новым годом и Рождеством Христовым!