Праздникъ о побѣдѣ — в этот день в 1709 году русская армия разгромила шведов под Полтавой

10 июля — Праздникъ о побѣдѣ, Богомъ дарованной Всероссійскому Самодержцу Петру Великому надъ шведскимъ королемъ Карломъ XII-мъ подъ Полтавою, лѣта отъ воплощенія Господня 1709.

Русская армия гонит шведов под Полтавой. Фрагмент диорамы, посвященной Полтавской битве.

Русская армия гонит шведов под Полтавой.
Фрагмент диорамы, посвященной Полтавской битве.

 

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Мѣсяцъ іюнь.
Двадцать седьмой день.
Поуч. 2-ое. Празднованіе Полтавской побѣды.(Поучительность событія).

II. Св. церковь, усматривая въ совершившемся дѣлѣ побѣды дѣйствіе Промысла Божія, благодѣющаго Петру и его преобразованіямъ, благодарственною службою, нарочито для сего составленною, узаконила навсегда торжествовать память сей побѣды надъ врагами, въ поученіе всѣмъ родамъ, что Вышній владѣетъ царствомъ человѣческимъ и россійскимъ въ частности, что перстъ Божій движетъ волею и дѣяніями царя русскаго, помазанника Божія, что дѣло его преобразованія благоугодно Господу Богу, вопреки мнѣніямъ темныхъ поборниковъ старины. Благодарственная служба сія 27 іюня и доселѣ совершается въ храмахъ нашихъ православныхъ. Основная мысль ея та, что царь земной есть служитель Божій, Богомъ поставляемый и Его волю сознательно или даже безсознательно исполняющій, что въ его дѣйствіяхъ и распоряженіяхъ открывается дѣйствіе суда и міроправленія Божественнаго. Сообразно сей глубоко-назидательной мысли, служба по случаю побѣды подъ Полтавою изъ исторіи библейской и церковной беретъ правителей народныхъ, находившихся подъ особымъ Богоправленіемъ, и ставитъ ихъ въ образъ правителей современныхъ, все совершающееся относя къ Господу Богу и нынѣ такъ же чудодѣйственно спасающему вѣрующій въ Него народъ Его, какъ и древле народъ Божій чрезъ вождей и правителей израильтянъ.

III. Да запечатлѣемъ, братія, не только въ умахъ, но и сердцахъ нашихъ эти отрадные уроки, какіе преподаетъ намъ св. церковь въ настоящій день! Да проникнемся мы мыслію, что царь, какъ помазанникъ Божій, есть орудіе Божественнаго Промыслителя этого царства, во главѣ котораго волею Божіею онъ поставленъ. Молитва за него, безпрекословное послушаніе ему и издаваемымъ имъ законамъ, готовность положить за него жизнь свою, есть нашъ священный долгъ, первая обязанность по отношенію къ царю нашему. (Извлеч. съ сокращ. и дополн. изъ № 24-го «Моск. Епарх. Вѣд.» за 1872 годъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 484-485.

 

Запись опубликована в рубрике В этот день. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.