Схиигумен Савва:
Диавол, проклятый Богом, хотел добиться того, чтобы Бог также проклял и человека. Для достижения этой цели он вооружает творение Божие – человека – против своего творца – Бога. В людей, подвергнутых страстям: зависти, гордости, сребролюбию и т.д., диавол вливает еще свою – нечеловеческую – злобу, и они в исступлении ума кричат: «Распни, распни Его!» и «Кровь Его на нас и на детях наших!»…
Диавол торжествует! Цель близка… Наступает предел терпению страдальца… Уже открываются уста… Вот – долгожданное проклятье!… Увы, что слышит он: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают…» (Лк. 23, 34).
У беспредельного нет предела ни терпению, ни Любви! Вот чем сражен был диавол! Вот почему ему страшен Крест Христов и бежит от него!
Свт. праведный Иоанн Кронштадский наставляет нас:
«Не жалей себя никогда и ни в чем, распни себя – своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, и ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей – и ты будешь истинный последователь Христов. Вся мудрость христианина состоит в том, чтобы ему в жизни своей благоразумно идти против своей плоти во всем, ибо не живет во плоти доброе (Рим.7:18), говорит апостол.
Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды.
Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные…
Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они виднее: они и замечают нам… Если ты не терпишь наставления и досадуешь на наставника, значит – ты горд, значит в тебе действительно есть недостаток, от которого намекают тебе исправиться.»
Мы становимся иногда так больны самолюбием, что не терпим малейшего противоречия, препятствия, вещественного или духовного, не терпим ни одного слова негладкого, грубого. – Но тогда-то и надо терпеть, когда доходят воды злобы и нетерпения до души нашей (Ср.: Пс68:2)
Любовь не раздражается (1 Кор.13:5), а ты раздражаешься. Смотри, враг коварствует над тобою, ибо в сердце при гневе погасает вера в Бога и теряется дерзновение пред Богом.
Не раздражайся против того, кто имеет на тебя злобу и язвит тебя часто разными придирками, но сострадай к нему…. Все мы часто бываем достойными жалости орудиями бесплотного врага. Жалеть надо человечество, сильно преследуемое врагом.
Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно складываются и бывают помехой тебе в деле. Привыкнешь сердиться на вещи – будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а –любовь – сущность всего закона Божия.