«Свобода, свобода! Эх, эх, без креста…». Знакомые строки русского классика говорят о свободе, но при чем тут крест? Крест. Нательный, наперстный, поклонный, венчающий купол храма или налагаемый на себя перстами. Деревянный, серебряный, золотой, четырех и восьмиконечный… А еще: древнее орудие мучительной казни, лишающее жизни, или символ Великой победы над смертью и адом.
Два тысячелетия назад Крест был воздвигнут на Голгофе, став жертвенником Тому, Кто понес за нас грехи, будучи безгрешным, даровав свободу от смерти, чтобы и сегодня каждый из нас смог сделать выбор: принять эту жертву и последовать крестным путем к Воскресению или отвергнуть ее.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16, 24). Такими словами Господь, который как человек испытал на Себе тяжесть пути крестного во всей полноте, претерпев мучения и воскреснув, обращается к каждому человеку.
Итак, крест: нательный, наперстный, золотой или деревянный… Внешнее выражение, некий «отличительный знак» христианина, освященный Телом и Кровью Спасителя, пусть даже никогда не бывший на Голгофе символ жизни, имеющий смысл при наличии решимости принять и крест внутренний. Ведь крест внешний не может существовать без внутреннего Креста – собственного креста каждого человека, через который лежит единственный путь к Воскресению. Ап. Павел говорит: «Вы куплены дорой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).
И тогда становится ясно, зачем две тысячи лет назад Крест был воздвигнут на Голгофе, сочетав в себе телесный подвиг силы и духовный подвиг любви Господа для каждого из нас решившего, а, может, именно сейчас решающего вступить на путь Истины и Жизни.