Рождество Христово – повод благодарить!

458779О Рождестве Христа так повествуется у Евангелистов Матфея и Луки. Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид — в Вифлееме. Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира — Рождество Иисуса Христа. Иудейский народ жил надеждами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии. О Мессии звучали проповеди в храме, о нем рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии уже малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сиквиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Даже посланцы из дальнего Китая приходили в Палестину, чтобы узнать не родился ли там мудрый царь Израиля — второй Соломон.

Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в ясли охапка сена.

Евангелие говорит о других двух событиях Рождества: о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь два вида богопознания: первый — детская непосредственная вера. Это вера простых людей. Вера волхвов — это вера ученых и философов. Через видимый мир, через священные книги они познают Бога.

Праздник Рождества — это праздник мира. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. В рождественских песнопениях церковь повторяет, как победоносный гимн: “С нами Бог”. Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.

Слово прп. Ефрема Сирина на Рождество Христово

Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословен Отрок, даровавший ныне человечеству юность! Благословен Плод, склонившийся ныне к алчущим! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету и восполнивший наши недостатки! Благословен Подвигнутый щедротами посетить нас немощных!
 
Хвала Тому Невидимому, Чей Сын соделался видимым! Хвала Тому Вечноживущему, Чей Сын вкусил смерти! Хвала Тому Великому, Чей Сын снисшел и умалил Себя! Хвала Тому Могуществу, Которое сокровенность существа Своего показало в видимом очертании, и мы видим Его и очами, и духом!
 
Благословен Тот, Кто запечатлел нашу душу, украсил, обручился с нею! Благословен Соделавший плоть нашу жилищем сокровенного существа Своего! Благословен Тот, Кто нашим языком поведал тайны Свои!
 
Хвала Тому, Кто никогда не будет измерен нами! Мало для Него сердце наше, немощен разум наш, ничтожество наше теряется в богатстве судов Его. Поклонимся Тому, Кто просветил ум наш учением Своим, и в слухе нашем проложил дорогу слову Своему. Возблагодарим Того, Кто к нашему дереву привил плод Свой. Возблагодарим Того, Кто послал Наследника Своего, чтобы чрез Него привлечь к Себе нас, и с Ним вместе даровать нам наследство. Возблагодарим Благого – Вину всех благ.
 
Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! Благословенна виноградная Лоза, соделавшаяся чашею нашего спасения! Благословен Создатель, соделавшийся столпом для нашей защиты!
 
Хвала Тому, Кто ни малой не имеет нужды в наших похвалах, находит же их потребными из любви к нам. Хвала Тому, кто жаждет наших похвал, потому что нас любит; требует, чтобы мы воздавали их Ему, потому что ждет случая одарить нас! Плод Свой ниспослал Он к нам, чтобы и нас привить к Своему древу.
 
Возблагодарим Того, Кто был язвлен, и язвами Своими исцелил нас! Возблагодарим Того, Кто терновым венцом Своим снял с нас проклятие! Возблагодарим Того, Кто смертию Своею умертвил смерть! Возблагодарим Того, Кто молчал и оправдал нас! Возблагодарим Того, Кто грозно возопил на смерть, пожиравшую нас! Благословен Тот, Чьи спасительные средства умалили число отсылаемых в геенну!
 
Благословен Врач, Который низшел и без боли уврачевал язвы наши мягчительным врачевством! Благословен Обитающий в матерней утробе, в которой устроил Себе и храм, чтобы обитать там, и обитель, чтобы пребывать в ней, и одежду, чтобы украшаться ею, и оружие, чтобы победить им!
 
Благословен Тот, Кого уста наши не в состоянии прославить, как должно; потому что дар Его выше всякого витиеватого слова! И чувства наши не в состоянии, как должно, возблагодарить благость Его. Сколько бы ни прославляли мы, все это будет мало. Но не полезно было бы и молчать, поэтому немощь наша и принесла сию песнь славословия.
 
О Благий, не требующий от нас сверх наших сил! Какой суд ожидает раба Твоего за вверенный ему талант? Впрочем Ты – море славы, не имеющее нужды в нашем прославлении. Приими же по благости Твоей и сию каплю славословия, потому что Ты Своею благодатию подвиг язык мой восхвалить Тебя.
Запись опубликована в рубрике Приходская жизнь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.