История собора

успенский старыйВоенный пост Хабаровка, занимаемый 13-м Восточно — Сибирским батальоном в 1858 году, со временем рос и развивался. В Хабаровку прибывал «торговый и промышленный люд, который находил себе заработок поставкой овощей, мяса, рыбы и других жизненных продуктов». Население увеличивалось, построенная в 1858 году часовня в честь святой Марии Магдалины не могла уже вместить всех желающих. В 1870 году был построен деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского, но и он со временем не мог удовлетворить желаний всех верующих. Растущее население нуждалось в большом каменном храме, который мог бы стать центром духовной и общественной жизни. Началом возведения храма было внесение 15 тыс. рублей серебром неизвестным жертвователем на постройку каменного храма во имя Успения Божией Матери, но с условием сбора дополнительных средств на строительство, которое вместе с процентами и другими пожертвованиями должны составить не менее 40 тыс. рублей. В этом же году городские власти приняли решение о строительстве храма. На собрании приходского попечительского совета при храме святого Иннокентия Иркутского 15 июля слушали указ Камчатской духовной консистории от 30 марта 1876 года о том, что внесено пожертвование на имя Иркутского архиепископа и выдвинуто условие о сборе дополнительных средств. Для сбора пожертвований на собрании прихожан выбрали купца первой гильдии Андрея Федоровича Плюснина. В постановлении собрания записали: «Просить Камчатскую духовную консисторию выдать на имя г — на Плюснина книгу для сбора доброхотных пожертвований в Амурской и Приморской областях в течение одного года». Андрею Федоровичу данная книга была выдана за подписью от 18 апреля 1879 года.

В июне 1880 года на заседании комитета по устройству города в присутствии полицмейстера города Петра Прокопьевича Хомякова, областного архитектора Эдуарда Антоновича Крауста, землемера Крауловского, купцов и других именитых граждан был закреплен участок в квартале №2 под постройку храма, домов церковнослужителей и других зданий соборного ведомства. Уже был заложен фундамент, куплен кирпич, но неожиданно заболел и умер 21 июня 1880 года купец и попечитель строительства А. Ф. Плюснин. С его смертью строительство приостановилось, кирпичи продали, фундамент был разобран и перевезен на постройку Гарнизонного собрания.

Строительство было возобновлено 23 мая 1884 года. Попечителем строительства стал брат Андрея Федоровича — Василий Федорович Плюснин. Храм возводился по проекту инженера С. О. Бера, с привлечением сил Амурской инженерной дистанции и труда китайских каменщиков. Руководил всеми работами инженер-полковник В. Г. Мооро.

Средства на а постройку собирались всем миром. Пожертвования поступали как до строительства, так и во время его. Финансовую помощь строительному комитету оказывал военный губернатор Приморской области Иосиф Гаврилович Баранов, генерал — губернатор Восточной Сибири Дмитрий Гаврилович Анучин, купцы Плюснины, Хлебниковы, Богдановы, Пьянковы, Рафаилов. В марте 1885 года Святейший Синод выделил 16 тыс. рублей. Императрица Мария Федоровна пожертвовала 1 тыс. рублей, такую же сумму пожертвовал иркутский купец Андрей Федорович Брянцев. Но собранных средств не хватало, и в 1886 году представители Церкви обратились с воззванием следующего содержания:

«…Хабаровка составляет географический центр значительно инороднического населения, живущего по рр. Амуру, Уссури, Куру с их притоками, равно как и административный центр всего края, между тем совершать общественное богослужение в этом городе негде. Единственная существующая в нем деревянная уже полусгнившая церковь была построена в то время, когда Хабаровка была еще небольшой деревней и вмещает в себя лишь до 200 человек из 4 000 православного населения города. По необходимости большинство городского населения или вовсе не приходят в церковь или стоит во время богослужения возле церкви под открытым небом несмотря ни на какую погоду. Ввиду этого администрацией Приморской области было приступлено к постройке в Хабаровке за счет пожертвованных некоторыми лицами сумм, новой более просторной, каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богоматери. К сожалению, сумм этих, равно как и вспомоществования, оказанного Государыней Императрицей и Святейшим Синодом, достало только на то, чтобы подвести новый храм под крышу; на производстве же дальнейших работ по постройке никаких других средств не имеется. Вследствие этого приамурским генерал-губернатором с благословения Преосвященного Гурия, епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского разрешено открыть прием пожертвований на окончание начатых работ по постройке храма.

Посильные пожертвования принимаются канцелярией генерал — губернатора, епископом Гурием и председателем церковно-строительного комитета в Хабаровке, военным генералом Приморской области генерал — майором Иосифом Гавриловичем Барановым».

В сборе пожертвований участвовали все сословия: крестьяне, мещане, военные, духовенство, дворяне, купцы. Общими усилиями основная часть работ была завершена в декабре 1886 года. По малом освящении 24 декабря того же года состоялась первая Божественная литургия.

Но нужно отметить, что благоукрашение и строительные работы на этом не закончились. Они продолжались до 1907 года, когда храм предстал во всем своем благолепии и красоте.

stariy3Основная часть работ была завершена, появилась возможность совершать богослужения в новом каменном храме. Городское управление, оценив проделанную работу, выразило свою благодарность попечителям В. Ф. Плюснину и В. Г. Мооро. Один из первых историков города Хабаровска это событие описал так: «Нельзя обойти молчанием и участливого отношения хабаровских граждан к церковному устроительству. Еще в 1883 году была начата постройка нынешнего Градо-Хабаровского Успенского собора попечением епархиального начальства.

В течение 3 — х предыдущих лет постройкою собора заведовал совершенно безвозмездно подполковник (ныне полковник) В. Г. Мооро. Столь же бескорыстно трудился на пользу собора купец В. Ф.Плюснин, заведовавший в течении того же времени хозяйственной частью постройки. Ценя заслуги обоих названных лиц, городское управление постановило преподнести каждому из них по иконе Успения Пресвятой Богородицы, для чего городскому старосте С. И. Бахаловичу поручено было устроить подписку, которая дала 430 рублей. Иконы были выписаны и торжественно вручены по назначению».

Полным чином храм был освящен Преосвященнийшим Гурием, епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским 16 декабря 1890 года. Надо сказать, что собор после его постройки стал одним из центральных сооружений возраставшего города. Гости, прибывавшие в Хабаровку, сразу обращали свой взор на красивый и величественный Успенский собор.

Следующим этапом благоукрашения храма была пристройка дополнительного придела в память посещения 29 мая 1891 года селения Хабаровки цесаревичем Николаем. К Успенскому собору достраивается один придел с иконостасом в честь святителя Николая Чудотворца, также в это время были сделаны два деревянных канделябра, поставленные по обе стороны от входа в собор.

Окончательное освидетельствование собора состоялось в марте 1892 года. Авторитетная комиссия в составе военных инженеров полковников Базилевского и Александрова, купца Михаила Пьянкова, городского старосты С. Бахаловича и настоятеля Градо — Хабаровской Иннокентьевской церкви протоиерея А. Протодьяконова освидетельствовала новый каменный храм и определила, что постройка этого храма выполнена правильно, прочно и из материалов надлежащего качества.

В августе 1894 года в Хабаровск был доставлен 180-пудовый колокол, пожертвованный хабаровским купцом М. Киселевым. К тому времени собор не имел колокольни, поэтому колокол повесили на временной, особо от собора устроенной, деревянной на столбах колокольни.

Строительство городского собора было окончательно завершено в 1905 году пристройкой дополнительного придела, колокольни и расширения среднего придела за счет полукруглой пристройки с восточной стороны.

stariy4Летом 1905 года Хабаровск посещает владыка Никодим, епископ Приамурский и Благовещенский, который был инициатором строительства колокольни и расширения собора. После обозрения храма владыка остался доволен сделанными работами — они уже подходили к концу. В новом своем качестве хабаровский Успенский собор сделался, по мнению владыки, «величественным и прекрасным и без преувеличения… стал лучшей церковью, не только в Благовещенской епархии, но и в Амурском крае», не исключая, по свидетельству очевидцев, Владивостокского кафедрального собора». После открытия электростанции 26 апреля 1907 года здание собора осветилось электричеством. В таком виде собор просуществовал до 1930 года, когда по постановлению президиума дальневосточного краевого исполнительного комитета от 2 февраля он был изъят у группы верующих, и уже 4 июня 1930 года было принято решение о разборе собора с целью освобождения места на площади и получения 600 тыс. штук годного кирпича.

В июле 1936 г. экскаватором был убран широкий холм, служивший основанием храма, а в конце лета 1937 года площадь покрыли асфальтом.

В 1994 году в Хабаровске был поднят вопрос о реконструкции Комсомольской площади, в епархии сформировалась инициативная группа верующих, поднявшая вопрос о восстановлении Успенского собора на историческом месте.

15 июля 1994 года инициативная группа подала заявление в государственные органы города Хабаровска на регистрацию гражданского Устава Прихода Собора Успения Божией Матери.

Дело воссоздания собора предполагало нелегкую задачу, нужно было очень много сделать: составить документацию, обосновать целесообразность строительства на прежнем месте, найти средства на строительство. Внутренний настрой прихожан нам передает письмо к главе администрации края и главе города Хабаровска от 20 января 1995 года: « После мрачного Средневековья всегда наступает Возрождение. Несмотря на огромные трудности, Россия поворачивается от тоталитаризма к человеку, человечности, духовности. Заметной вехой этого процесса стала закладка 01.07.1995 г. ранее разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве, величайшего Храма России. Для нас, дальневосточников, своеобразным Храмом Христа Спасителя был и будет Градо-Хабаровский Собор Успения Божией Матери, разрушенный в 1930-1936 гг. Этот кафедральный Собор был средоточием духовной и культурной жизни края».

Не в унисон прогрессивным явлениям возрождения духовности и нравственности в нашей стране прозвучало письмо комиссии по религиозным связям администрации Хабаровского края, которая «…не рекомендует воссоздание Успенского Собора на его историческом месте…»

По просьбе прихода Госгеонадзором выполнено уточнение местоположения здания Собора, что не удалось в полной мере сделать Центру по охране памятников (археологам и привлеченным геофизикам). Материалами УВД и ныне здравствующими очевидцами подтверждено, что фундаменты Собора были взорваны и вывезены.

Инициативная группа была настойчива: «Убедительно просим Вас решить положительно вопрос об отводе участка земли с целью воссоздания Градо-Хабаровского Собора Успения Божией Матери на его историческом месте, как символа духовного возрождения на Дальнем Востоке».

В печати и на заседаниях в городской администрации шли споры о месте строительства будущего Успенского собора. Окончательное решение вопроса о месте расположения храма было принято в 1996 году после предложения губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева о включении Успенского собора в план восстановления исторической части города. Постановлением мэра Хабаровска Павла Дмитриевича Филиппова от 28 августа этого же года было разрешено установление на месте бывшего Успенского собора мемориальной доски в память о соборе. Хабаровская епархия и прихожане восстанавливаемого храма начали сбор пожертвований на строительство.

Особым знаком благоволения Божия и Пресвятой Богородицы была передача Хабаровской епархии 18 сентября 1999 года образа Божией Матери Албазинской, той самой иконы, которую пожертвовал В.Ф. Плюснин со своей женой в 1897 году. Эпиграфом к статье, предвосхищающей это событие, были такие слова: «Крестный ход состоится в Хабаровске в сентябре этого года. Причиной тому станет редкий случай передачи православной церкви музейного раритета». В акте передачи иконы, подписанном владыкой Марком и директором Хабаровского краеведческого музея Николаем Ивановичем Рубаном, говорилось, что икона должна быть возвращена в Успенский собор после его восстановления. В этот день крестный ход, возглавляемый владыкой Марком и епископом Владивостокским и Приамурским Вениамином пронес ковчег со святой иконой по городу до Христорождественского кафедрального собора — места временного пребывания образа Божией Матери. Также приходу Градо — Хабаровского Успенского собора 5 декабря 2000 года была возвращена икона Божией Матери Тихвинской.

Отправной точкой строительства стала Божественная литургия, которую 20 мая 2000 года отслужил на Комсомольской площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Литургия состоялась на том самом месте, где в 1930 году был разрушен советской властью Успенский собор. Во время службы, на которой присутствовали губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев, мэр Хабаровска Павел Дмитриевич Филиппов, коман-дующие округов, верующие увидели в расступившихся облаках радугу, которая со времени Ветхого Завета была символом прекращения гнева Божьего и знамением Его завета. 19 октября 2000 года епископ Хабаровский и Приамурский Марк освятил закладку здания храма — памятника. На торжественном молебне присутствовали губернатор Хабаровского края, глава городской администрации, духовенство и прихожане хабаровских храмов. В своем выступлении глава администрации Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев отметил, что закладка сего храм-памятника была благословлена Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II, и выразил уверенность того, что строительство храма ФСУ «Дальспецстрой» завершит к следующему юбилею города.

Первый проект храма, разработанный архитектором Александром Ефимовичем Мамешиным не был утвержден. За основу был взят проект храма выполненного коллективом авторов ГУП «Хабаровскгражданпроект», который взял элементы фасадов старого храма: форму куполов, арок, но выполнил здание с учетом современного архитектурного пространства площади. 29 октября 2001 года храм-памятник Градо — Хабаровский собор Успения Божией Матери был сдан. Во время благодарственного молебна в честь окончания строительства епископ Хабаровский и Приамурский Марк еще раз отметил, что столь скорое завершение строительства стало возможным потому, что велось оно всем миром «едиными усты и единым сердцем». Отличившиеся строители и проектировщики храма-памятника были награждены премиями администрации и грамотами Преосвященнейшего Владыки.

Первыми прихожанами-активистами были: председатель Е.А.Малых, заместитель председателя А.П. Педь, казначей В.Н.Савостьянова, Н.И. Прохацкая, Н.Ю. Кушнаренко, С.А. Давыдова, ТС. Малоквасова, З.П. Горбунова, В.И. Ермолаева, Н.Э. Посвалюк, Н.Е.Соловьева, сердечное участие в работе приходе принимала В.И. Дмитриева, ныне монахиня Елизавета.

Большую работу по воссозданию прихода и собора провела заместитель председателя приходского совета Алла Петровна Педь. Она, инженер-строитель по специальности, делала запросы о соборе в архивы Хабаровска, Владивостока, Санкт-Петербурга, помогала в решении вопросов отвода земельного участка и эксплуатации здания.
Храмовой иконой нашего собора является икона двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Она расположена в нижнем (местном) ряду иконостаса.Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария пребывала в Иерусалиме. Дни и ночи Она проводила в молитве. В одно из посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к ней апостолов. Апостолы слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они получили благословение Пречистой Девы Марии и устроили погребение Матери Господней. Каждого из апостолов Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа. Внезапно просиял неизреченный Свет Божественной Славы, перед Которым померкли пылавшие свечи. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!». Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, множество людей сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. К лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.

По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.

Главной святыней Градо — Хабаровского собора Успения Божией Матери является местно-чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Албазинской «Слово плоть бысть».

албазинская оклад малАлбазинская икона Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть» — самая известная, самая славная своей древностью, своими чудесами православная святыня на Дальнем Востоке. Наименование «Слово плоть бысть», взятое из Евангелия от Иоанна (Ин 1:14), дано было иконе не случайно: на ней изображено Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Слова, в пречистой утробе Пресвятой Девы. На Албазинской иконе Господь Иисус Христос окружен сиянием. Эта деталь как бы говорит, что через Воплощение стало возможным обожение человека.

Эта великая святыня Приамурья свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято — Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

В Хабаровске находится ее список, также являющийся чудотворным. Этот список, заказанный специально для Градо — Хабаровского собора Успения Божией Матери купцом В.Ф.Плюсниным и его женой, был пожертвован собору еще в конце XIX века. На обратной стороне иконы есть металлическая табличка: «Сию святую икону пожертвовали Хабаровскому Успенскому собору Василий и Евгения Плюснины. 1896 года Февраля 15 дня. Помяни нас Господи егда приидеши во царствие твое. Аминь».

Список Албазинской иконы Божией Матери чудом уцелел при разрушении Успенского собора в 1930 году. Албазинская икона Божией Матери, одна из немногих уцелевших после разрушения храма, попала в Хабаровский краеведческий музей. День празднования в честь этого образа — праздник для всех верующих хабаровчан. Несмотря на строгие дни Великого Поста, в Градо — Хабаровском соборе Успения Пресвятой Богородицы совершаются торжественные богослужения: всенощное бдение накануне праздника и Божественная литургия 22 марта в честь этого дня. На всенощном бдении для помазания верующего народа используется масло из неугасимой лампады Албазинской иконы Божией Матери.

Нижний придел собора освящен в 2010 году в честь Иоанна Предтечи. Его икона, писанная нашими дальневосточными мастерами, стала настоящим украшением храма, в котором уже не одна сотня человек приняла крещение. История имеет интересные повороты и, как и много столетий назад, святой Иоанн Креститель, показавший людям покаянный путь ко Христу, и в наши дни словно приводит под своды своего храма тех, кто ищет единения со Христом и обретает новую жизнь в таинстве крещения.

И очень символично, что в храме собраны иконы русских святителей, чьи труды способствовали активному укреплению и распространению православия в России, включая и дальневосточные рубежи нашей родины. Большую роль распространении православия, наставлении в истинах христианской веры и нравственности народов Приамурья, Камчатки, Якутии, а также Аляске и в целом развитии Дальнего Востока, сыграли епископ Иннокентий Московский, чья икона с частицей мощей находится в храме, и Иннокентий Иркутский, также посвятивший большую часть жизни просвещению народов Сибири. Находится в храме и икона святителя Иоанна Тобольского, ставшего основателем коллегиума, фактически — первой семинарии в России. Особое место в жизни святителя Иоанна занимает служение на Тобольской кафедре, когда благодаря его усилиям проводилась активная миссионерская и просветительская работа и, в частности была создана славяно — латинская школа, в которой обучались дети русских переселенцев и коренных народов, построено большое количество храмов.

14.02.2010 в Градо-Хабаровском соборе состоялась встреча икон с частицами мощей святителя Феофана, затворника Вышенского, и святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского. После Божественной Литургии был отслужен молебен с освящением этих икон.

Иконы были написаны в 2009 году в Хабаровской духовной семинарии инокиней Ириной (Мороз). Частицы святых мощей для этих икон из ризницы семинарского храма преподобного Иоанна Лествичника Московской духовной семинарии доставил в Хабаровск игумен Ефрем (Просянок), ныне епископ Бикинский и настоятель собора.

Святитель Феофан, оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 году.

Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру как творец бессмертных духовных произведений, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к Вечной Жизни.

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия, — живого опыта деятельного подвижника, богословское наследие святителя Игнатия было принято читателями с большой любовью и благодарностью. Святитель Игнатий Брянчанинов в XXIв. является наиболее авторитетным примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Епископ Игнатий канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988). Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *