– Отец Андрей, расскажите о своем пути к Богу.
– Если бы мне десять лет назад сказали, что я буду ходить в храм, не говоря о том, что стану священником, это бы меня сильно удивило. Потому что моя жизнь с храмом не пересекалась вообще никогда. Меня крестили в пять лет, и до 19 лет я в храме не бывал. Был увлечен учебой в железнодорожном университете, занимался спортом, выступая за сборную университета. Спорт – это была моя жизнь! Но, как часто это бывает, – только один человек из десяти приходит к Богу из благодарности, а девять из десяти – это люди, которых посещают разного рода скорби и они идут за помощью ко Христу.
В моей жизни так и произошло: нашу семью посетила скорбь – заболел мой отец. И мама попросила меня заходить в храм и ставить свечи за его здоровье.
Когда я первый раз вошел в храм, уже в сознательном возрасте, то понял, что храм – это такое место, где мне нужно бывать как можно чаще. Стал посещать богослужения, молиться – и в итоге отец мой выздоровел. Тогда мне стало понятно, что Господь рядом и Он мне помог. Значит, мне нужно быть христианином. Я стал прихожанином хабаровских храмов, сначала это был Христорождественский собор, затем Спасо-Преображенский.
– Откуда возникло желание стать священником? Можно ведь было выгодно устроиться в миру, стать успешным, богатым, но при этом остаться простым прихожанином, верующим человеком?
– Отвечая на этот вопрос, скажу очень кратко. В Евангелии Господь говорит Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Я не знаю, почему стал священником, наверное, это было угодно Господу.
– Отец Андрей, известно, что Вы сами долгое время посещали молодежку отца Димитрия Винокурова, но как Вы попали в это движение?
– Однажды, после исповеди, священник рассказал мне о том, что при храме есть молодежное движение, и пригласил встретиться с ребятами. Когда собирался первый раз на встречу, то думал, что собрание православной молодежи – это что-то очень скучное, неинтересное. Но все было иначе, и приход в молодежку очень ускорил мой духовный путь. Я увидел перед собой 50-60 молодых парней и девчат, которые с интересом читают и обсуждают Евангелие. Разговаривают на важные и нужные темы, посещают детские дома, помогают старикам, инвалидам, проводят интересные мероприятия, собираются все вместе на молитву. Меня это развернуло на 180 градусов, и я стал активным участником молодежного движения, мне поручили возглавлять социальное направление. У нас было много подшефных детских домой, куда мы часто приезжали, трудились. Именно в нашей молодежке я понял, насколько прекрасна духовная жизнь.
– Что Вас привлекало, что из увиденного Вы пытаетесь использовать в своей нынешней работе с ребятами?
– Главное, что меня привлекло, – это любовь и поддержка, которую участники молодежки оказывали друг другу. Я выходил после наших встреч вдохновленным и радостным. Просыпался утром с желанием жить. Сегодня, уже, когда я стал руководителем молодежного движения Хабаровской епархии, самое главное, что есть в нашей молодежной работе, – Христоцентричность. Есть такой термин, что он означает? – Христос должен быть в центре всех наших дел, все делается для Него, от Него, во имя Него. Этим отличается православная молодежная деятельность. У нас все делается для Бога, и Господь нам в этом помогает. Многие ребята, которые приходят на молодежку, чувствуют, что Господь посреди нас.
– Кто является для Вас личным примером? На кого ориентируетесь в своем служении?
– Конечно, я ориентируюсь на тех священнослужителей, которые стояли у истоков моей духовной жизни. Это протоирей Георгий Сивков, протоирей Олег Хуторской, иерей Димитрий Винокуров, иеромонах Викентий (Романюк) – те люди, которые являют для меня пример жертвенного служения. Когда я пришел в храм, меня сразу пригласили помогать в алтаре; когда оказался в алтаре, у меня сразу появилось желание бросить институт, не доучившись, и пойти в семинарию. Знакомство с этими священниками вдохновило меня на активную работу с паствой, на их примере я увидел, каким должен быть православный пастырь – иметь много любви, не жалеть себя, всецело отдаваться людям.
Конечно, очень важен пример святых отцов, которым всегда молишься, у которых просишь помощи, – это мой небесный покровитель апостол Андрей Первозванный, он был первым из учеников Христа, и свт. Иннокентий Московский, который очень много потрудился на нашей дальневосточной земле, его молитвенное предстательство я постоянно ощущаю. Мы с моими ребятами из молодежного движения молимся ему и чувствуем помощь святого, поддержку.
– Вы являетесь руководителем Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Дальневосточном федеральном округе. Какие дополнительные обязанности накладывает на Вас эта должность?
– Для меня это новое и очень ответственное послушание, которое является уже общецерковным. На базе нашего отдела по делам молодежи создан Координационный центр, который подчиняется Синодальному отделу. Его задача – координация православной молодежной работы в Дальневосточном округе. С мая 2016 года началась наша работа, правда, в основном она пока была административной. Но в 2017 году мы планируем провести крупные мероприятия, например дальневосточный форум «Радость веры», на него соберутся представители дальневосточной православной молодежи. Мы хотим провести также несколько выездных семинаров во вновь образованных епархиях, прежде всего, это Ванинская епархия. Основная задача, которую я ставлю пред собой и своими ребятами, – это достичь таких же результатов, как ребята в Сибирском Федеральном округе. Они являются для нас примером. Там большая работа проведена, реализованы крупные мероприятия, нам есть к чему стремиться.
– Православная молодежь – какая она? Чем отличается от современной нецерковной молодежи?
– Самое главное, что есть у православных ребят, – служение Христу, жизнь с Богом. Конечно, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей, но я знаю точно, что, когда человек приходит к Богу, он по-другому начинает смотреть на многие вещи в своей жизни, на взаимоотношения с родителям, на отношение к учебе, к жизни, к будущему. Очень важно, что их пример помогает новичкам, укореняет их в Церкви, в молодежном движении, вопреки всем трудностям. Происходит их преображение, и это очень важно.
– Есть мнение, что очень сложно привить молодежи христианские ценности, мир диктует совсем иные приоритеты, а наши представления о мире устарели. Что Вы смогли бы сказать в ответ?
– Я думаю, что нам нужно говорить, не стесняясь, несмотря ни на какие новомодные приоритеты, о том сокровище, богатстве, которым мы обладаем, – вере. Христианство дает ответы на все волнующие нашу молодежь вопросы. Например, как создать крепкую семью, чтобы она не разрушилась спустя год совместной жизни, как построить отношения с родителями, близкими, как научиться прощать, любить. Разве это когда-нибудь потеряет актуальность? Если мы с людьми будем говорить открыто о христианском взгляде на жизнь, на взаимоотношения, то это тронет и заставит задуматься любого человека, даже самого продвинутого. Потому что истинные ценности ничем временным не заменишь.
– Ну, к примеру, как объяснить молодежи, что гражданский брак – это блуд? Какие примеры, слова нужно подобрать?
– Когда я провожу с ребятами беседы, одна из моих главных тем – это любовь и влюбленность. Привожу примеры – молодежи важно приводить примеры из жизни. Задаю им простой вопрос: когда парень с девушкой становятся мужем и женой? Ребята дают разные ответы: когда расписали в ЗАГСе, когда прожили более пяти лет, когда родились дети. На самом деле – нет. Молодые люди становятся мужем и женой после близости духовной и телесной. Я объясняю ребятам, что человек – это душа и тело, муж и жена – это те люди, которые объединены душой и телом. Ребят это приводит в замешательство, спрашивают: если девушка живет с парнем, то он уже является ее мужем? Нет. Но бывает и так, что вот видим мы красивую невесту, а “невеста” – это означает, что девушка не ведала мужа. Любуемся ее белым платьем – символизирующим чистоту, невинность. А на самом деле у невесты уже было пять мужей. Ну и жених под стать. ЗАГС сам по себе не делает людей мужем и женой. Телесной близости недостаточно. Нужно нечто большее.
– А с какими проблемами современного мира чаще всего сталкивается сегодня православная молодежь?
– Со всеми теми проблемами, с которыми сталкивается и неправославная молодежь. Можно ответить словами святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «На Литургии, в храме, я с Богом, со святыми, с ангелами. А вне храма я в миру, в суете, с духами злобы». Ребята сталкиваются со всеми вызовами сегодняшнего современного мира.
– Какой должна быть сегодня проповедь для молодежи? Что им интересно?
– С молодежью нужно не заигрывать, а говорить те вещи, которые Своим ученикам говорил Христос. Слово Божие – оно живо и действенно, оно остро и проникает в глубины сердца и души. Самое главное – нужно любить молодежь. У нас есть такое правило в молодежке, по слову свт. Николая Японского: «Перед тем как говорить человеку о Христе, полюби его, потом сделай так, чтобы он полюбил тебя, и только потом говори ему о Христе». Поэтому повторюсь, что молодежь нужно полюбить. Я пытаюсь это делать, мне порой ее очень жаль, она не имеет церковного воспитания, да что там церковного – она порой вообще не имеет никакого воспитания, у всех огромные проблемы в семьях. В Хабаровске к 11-му классу у 60 % детей – неполные семьи. Наших детей прежде нужно отогреть, сказать им главные слова, поддержать их молитвенно, и тогда слово Божие отзовется в их сердцах.
– Какие формы работы с молодежью Вы используете?
– Есть образовательное направление. Посещаем школы, техникумы, институты, университеты – проводим беседы. Есть социальное направление – окормляем несколько детских домов, проводим социальные ярмарки, акции. Мы ведем сайт, во всех социальных сетях есть наши странички, где мы говорим о своей деятельности. У нас есть очень важное спортивно- патриотическое направление, это работа с нашими подростками, организуем для них зарницы, сборы спортивные, летние лагеря. У нас есть культурное направление, устраиваем молодежные балы, организуем квест, игры.
– Вы говорили о том, что есть проекты, придуманные и реализованные молодежью. Можно привести какие-то примеры?
– В прошлом году мы впервые в России провели акцию «Ночь в храме», по типу тех мероприятий, которые проводятся светскими организациями, таких как «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке» и так далее. Мы решили рассказать о том богатстве, которое есть в нашей Церкви, но рассказать об этом современным языком. Акция проходила 6 марта, с 21 до 01 часов, в храме Серафима Саровского было организовано 10 мастер-классов – 10 станций, любой желающий мог принять участие. Например, научиться под руководством опытного звонаря колокольному звону, под руководством регента – церковному пению, научиться читать Евангелие по-старославянски. Проходили беседы с батюшкой, мастер-классы по церковной каллиграфии. Проводили экскурсии по храму, рассказывали ребятам о том, как устроена церковь, как правильно себя вести на богослужении. Всего собралось около 250 ребят. Благодаря этой акции мы выиграли во всероссийском конкурсе молодежи «Славим Отечество», награду получали из рук Светланы Медведевой. В этом году хотим провести подобную акцию в рамках форума «Радость веры». Этот форум мы проводим в третий раз, ожидаемое количество участников – 170 человек из пяти епархий. Каждое мероприятие у нас начинается с Литургии, с молитвы, все участники причащаются.
– Каков возраст тех, с кем вы работаете?
– 70 % – это студенческая молодежь, 20 % – это рабочая молодежь и 10 % – это школьники.
– В чем ценность такой формы работы, как молодежные миссионерские поездки?
– Главная ценность, что во время этих поездок мы посещаем отдаленные поселки, встречаемся с молодежью, школьниками и разговариваем на актуальные темы о милосердии, о вере, о любви, о том, как преодолеть жизненные сложности. Проводим викторины, собираемся с ребятами в храме, после богослужений пьем чай, смотрим фильмы.
Зачастую, конечно, молодежь, с которой мы встречаемся, нецерковная, поэтому подобные беседы, помимо того что приносят пользу им, но и наших ребят больше укрепляют в вере.
– Сегодня в Церкви активно ведется поиск эффективных форм миссионерской работы, особенно в среде молодежи. На ваш взгляд, какая из них предпочтительна?
– Главное – работать с учащейся молодежью, особенно с ребятами из техникумов, где очень сложная нравственная обстановка, но не забывать высшие учебные заведения, школы и так далее. Нужно работать на всех фронтах, а Господь подскажет, где нужно сделать наибольший акцент.
– Молодежная политика нашей Церкви сейчас направлена на решение двух главных вопросов: как просветить светом Христовым наших неверующих молодых соотечественников и как сохранить в Церкви молодых людей, которые выросли в православных семьях, но, окончив воскресную школу, начали терять связь с Церковью. Каково ваше видение решения этой проблемы?
– Я часто думаю над этим вопросом Мне кажется, что этих ребят нужно больше увлекать миссионерской работой. Господь молодому человеку дает большое количество талантов, потому что, когда человек с раннего возраста в храме, это аванс от Господа. Ученики воскресных школ могут более активно сотрудничать с молодежным отделом, принимать участие в акциях, в поездках – делиться своими талантами, которыми наградил Господь. Они будут видеть живой результат, плоды своей работы.
— Что, по-Вашему, более всего способно привлечь молодежь в храмы? Что потрясло бы молодого человека сильнее: поездка в монастырь и созерцание особой жизни в нем или священник, выступающий с проповедью на рок-концерте?
– У каждого свой путь к Богу. По словам митрополита Антония Сурожского, невозможно прийти к Богу, если человек не увидит в глазах другого верующего человека свет Вечной жизни. Формы работы с молодежью могут быть разными; самое главное – чтобы в центре молодежной общины, куда приходят светские ребята, всегда был Христос.
– В данное время в молодежной среде появляются субкультуры, базирующиеся на здоровом образе жизни и внутреннем очищении. Они пользуются популярностью среди молодежи. Возможно, ли сделать христианство популярным, модным? Что для этого нужно?
– Христианство не нуждается в рекламе, потому как «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки!» – восклицает апостол Павел. Христианство нуждается в проповеди добрыми делами, чтобы о Церкви люди знали, как о том месте, где делается очень много добрых дел.
— Сектанты иногда бравируют: у вас — бабки в платочках, а у нас — будущее, мы креативнее, поэтому молодежь к нам тянется.
– Только в Успенском соборе (Комсомольская площадь) у нас молодежи 115 человек, это ребята, которые постоянно приходят на встречи. Но в городе есть еще много храмов, и везде молодежь.
– На Ваш взгляд, что мешает современному молодому человеку быть ближе к Богу?
– Я думаю, что прежде всего – это незнание. Если бы человек узнал, какой хороший, добрый, милостивый, всепрощающий Господь (я говорю совсем простым языком, но о Боге нужно говорить просто), то это никакого человека не оставило бы равнодушным. Поэтому нужно о Нем говорить, нужно научать наших людей.
– Отец Андрей, о чем Вы сожалеете?
– О чем я сожалею… Я, наверное, не сожалею ни о чем, а просто хочу еще больше возлюбить Господа, все сердце и всю свою жизнь посвятить Ему и полюбить ближних своих.
– Что Вас радует?
– Меня радует в этой жизни все! Я Богу очень благодарен! У меня хорошая семья, мои родные мама и папа, которые любят друг друга. У меня теперь есть своя семья – моя матушка, мои доченьки. У меня есть храм, мои ребята из молодежки. Я счастливый человек.
– Что бы Вы хотели посоветовать нецерковной молодежи?
– Обратить внимание на православных сверстников, заглянуть им в глаза – и увидеть свет, радость Вечной жизни, о чем говорил владыка Антоний Сурожский.
Беседовала Юлия Алексеева
http://pravostok.ru/blog/radost%20very/