Предлагаем Вашему вниманию проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенную им на Сретение Господне в 1956 году. Сам святитель завершил это слово так: “Я кончил свое слабое слово на великий праздник Сретения Господня, но хочу еще сказать вам, что этот праздник вдвойне велик для меня, ибо 35 лет тому назад в день Сретения Христова я сам был посвящен Богу и отдал Ему свое профессорское звание и очень сильную любовь к литургии. Прошу же вас, братия и сестры, вместе со мною воздать Богу в молебном пении благодарность за эту великую милость ко мне.”
Два важных закона Моисеева исполнила Пресвятая Богородица в сей великий праздник Сретения Господня. Первый закон касался Ее Самой и предписывал для очищения после рождения сына явиться в храм и принести в жертву Богу двух горлиц, или двух птенцов голубиных. Пречистая и Святейшая Святых Пресвятая Дева, конечно, не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению Своему и верности закону, сочла Себя обязанной исполнить этот обряд. Другой закон относился к Ее Божественному Младенцу, ибо через Моисея Господь Бог потребовал, чтобы всякий первенец мужеского пола и даже мужские первенцы чистого скота были посвящаемы Ему. Посвящение первенцев животных, закалаемых в жертву Богу, имело значение испрошения милости и благословения Божия над земными благами приносившего эту жертву, ибо в то древнее время стада скота составляли главную часть этих благ. Первенцы же из сынов человеческих, конечно, не приносились в жертву Богу, а только посвящались Ему, как будущие продолжатели рода.
Однако невозможно было всех первенцев народа Израильского подлинно, на деле посвящать Богу, при великом множестве их. Поэтому Господь Бог из двенадцати колен народа Израильского отделил только одно колено Левия и повелел из него назначать для действенного служения Ему, а первенцы из всех других колен Израилевых только выкупались принесением жертвы Богу. Этот закон Моисеев уже очень давно потерял свое формальное значение и не исполняется самими евреями. Но истинно слово Господа нашего Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 5:17-18). Закон о посвящении Богу только изменил свою форму, но сущность и дух его остаются и доныне в полной силе. И думаю я, что в христианское время исполняющих его не меньше, а гораздо больше прежнего.
Разве мало у нас и у других христианских народов людей посвященных на служение Богу в сане епископов, пресвитеров и диаконов? Есть и такие, которые еще до рождения их были посвящены Богу их святыми матерями. Таковы великий преподобный Симеон Столпник и величайший Святитель и Учитель вселенский Григорий Богослов. Они оба испрошены у Бога и заранее посвящены Ему их святыми матерями Марфой и Нонной. Таков был в древности пророк Самуил, родившийся и посвященный Богу по неотступным молитвам его матери Анны. И среди мирян есть множество таких, которых мы тоже вправе считать посвятившими себя Богу. Были гениальные ученые, творившие свои великие дела во славу Божию, с молитвой на устах. Таковы великий астроном Коперник, физик Галилей, основоположник учения о бактериях Пастер, наш гениальный физиолог Павлов. Таковы великие художники нашего народа Рублев, Васнецов и Нестеров. Свои великие научные и художественные способности, которые искренно и смиренно считали они дарами Божьими, они посвящали Ему, своему Творцу.
Были десятки тысяч преподобных мужей и жен, о которых можно сказать словами Апостола Павла, что их недостоин был весь мир, а они «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления». (Евр. II: 37-38). Это ли не посвященные Богу?! Однако не думайте, что я говорю только о великих и гениальных людях, о монахах и пустынниках, о людях горящих духом. Нет! И среди бесчисленного множества рядовых и никакими доблестями души и духа не одаренных христиан, простых людей, есть много, много таких, о которых можно и должно сказать, что их жизнь вся посвящена Богу. Эти незаметные, маленькие люди тоже посвящены Богу, ибо тяжелый путь своей серой жизни они в течение долгих лет проходят в глубоком смирении, с молитвой на устах, безропотно неся свой крест и за все благодаря Бога. Воздадим же и мы от всего сердца хвалу и благодарение Господу нашему Иисусу Христу, поклонимся Ему вместе со старцем Симеоном и будем жить так, чтобы иметь право на смертном одре нашем небоязненно повторить вместе с ним его дивные слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей, свет во откровение языков и славу людей твоих Израиля».
Аминь.