В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Все мы знаем, что нет такого события в Евангелии и тем более из числа наиболее важных, которое по отношению к нам не имело бы смысла, причем как догматического, то есть вероучительного, так и аскетического, то есть применимого к жизни абсолютно каждого из нас. В связи с этим, соответственно, напрашивается вопрос – а каков же смысл сегодняшнего Евангельского чтения, в котором говорится о воскрешении Лазаря? – Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? Ради одной ли дружбы к Лазарю? Или, быть может, ради слез печальных сестер умершего? – Совсем нет. Согласно голосу Церкви, догматическим смыслом этого события является указание на то, что Христос – Бог, что Он воскресил другого, а значит, может воскреснуть и Сам. Кроме того, это событие должно также напоминать нам и об общем воскрешении мертвых, потому что как и воскрешение Лазаря, всеобщее воскресение произойдёт в одно мгновение ока. Вспомните, как описывается чудо в Евангелие, – еще не выветрился из пещеры смрад разлагающегося тела, как Лазарь, повинуясь властному слову Господа, вышел навстречу потрясенным иудеям, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными соками. Вот также и мы, во мгновение ока восстанем или изменимся.
Что же касается аскетического смысла, то есть применимого к жизни, каждого из нас, то здесь, конечно, мы должны понимать, что Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков, а его воскрешение – есть символ воскрешения нашей души от смерти. Смерть души, как мы знаем – это порабощение души грехом. И если мы каемся, приносим Богу покаяние, то тогда, конечно, мы можем говорить о том, что происходит воскрешение нашей души, умершей от греха. Но чтобы это сделать, нужно, конечно, решиться бесприсстрастно, как бы со стороны, заглянуть в свою душу, посмотреть на то ее состояние, в которое мы ее ввергли. Вспомните, Марфа так и не решилась открыть пещеру, боясь запаха смердящего трупа, но если бы этого так и не было бы сделано, то что было бы с Лазарем?
Вот именно поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, мы должны проявить свою волю и найти в себе решимость, взглянуть на свою собственную душу, то есть отвалить тот камень, которым эта пещера нашей души закрыта. Сделать это тяжело, но в помощь нам дано надежное, проверенное средство, которым является общение с нашими ближними. Действительно, легко находясь в уединении и спокойствии, когда тебе никто ни в чем не мешает, и тебя никто не трогает, говорить и помышлять о том, что ты любишь ближних, что ты терпелив и не раздражителен, что никого не осуждаешь и так далее. Но стоит лишь нам побыть с ближним или с окружающими нас людьми, как мы сразу замечаем, что этот плохо на меня посмотрел, этот плохо ответил, другой поспать не дал, третий меня раздражает своим поведением,.. и так до бесконечности…На самом же деле, все это ясно показывает, что как раз через ближних, обнаруживаются и раскрываются дремлющие в нас страсти. Они, ближние, задевая нас, разбивают всякие оболочки, которыми мы закрываемся. И тогда отваливается камень, открывается душа, и мы видим, что наша сущность больна грехом и гордости и осуждения и раздражительности… В общем каждому из нас лучше знать – чем именно, а кто не знает, то средство узнать это и возможность проверить – есть у всех.
Также, дорогие отцы, братья и сестры, хотелось бы указать на то, что сегодняшнее повествование является предостережением для нас. Вы наверняка обратили внимание на то, что, как сказано, Господь плакал у гроба Лазаря. Конечно, мы можем думать о том, что плакал Он о Лазаре, или о печали его близких. На самом же деле, плакал он об ожесточении людей, которые видя такое свидетельство Божественной силы Христа, не прониклись верою и горячей благодарностью к Нему. Он плакал и о нашем ожесточении, потому что до сих пор мы живем в сомнении и нерадении, которые, проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.
Вспомните, дорогие отцы, братья и сестры, притчу о богаче и нищем Лазаре, когда умершему богачу, попавшему в мир иной и жалеющему о своих братьях, Авраам ответил безнадежными словами: «Аще Моисея и пророков не послушают, то аще кто и от мертвых воскреснет, не имут веры». Эти строгие слова силою своей мысли, вероятно, смутили многих слушателей Господа, смущают и сейчас читателей Евангелия, представляясь преувеличением, пока они не подтвердятся действительными событиями. И, вот, они подтвердились. Не приточный Лазарь – бедняк, а иной Лазарь, известный всем иудеям друг Христов, явно, на глазах у большой толпы народа, воскрес из мертвых, пробыв четыре дня бездыханным смердящим трупом. «Тогда – как сказано – многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали». Многие, но не все!
Таким образом, слова, вложенные Господом в уста Авраама о степени человеческого жестокосердия, оправдались во всей своей ужасающей точности: кто не хочет слушать Моисея и пророков, тот и воскресшему мертвецу не поверит.
По мысли митрополита Антония Храповицкого, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, которое не уступило столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине, что и выразилось в настроении первосвященников и всего народного множества на суде Пилатовом.
Евангелист Иоанн во всех пяти своих творениях раскрывает читателям именно эту главную мысль, что мир, то есть человеческое упорство и злоба, как со Христом боролся, хотя правда Его светила миру, как солнце, так и с Его последователями борется, ненавидя их праведную жизнь, так и будет до конца мира ненавидеть Бога и Его служителей, не взирая на явные дела Его могущества и праведного воздаяния (Откр. 9, 20 и др.). Неверие ожесточенных иудеев воскресшему Лазарю подтвердило это изречение с такою силою, что уже теперь никто не может считать его за преувеличение.
Итак, дорогие отцы, братья и сестры, празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря, укрепим свою веру воспоминанием этого чуда так, чтобы и капля сомнения или нерадения не проникли в наши сердца и души. А веру в будущее воскресение будем не просто содержать в уме, как некое отвлеченное знание, но и жить ею, понимая и осознавая, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или «воскрешением живота», или «воскрешением суда» (см. Ин. 5, 29).
Аминь.