“Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий…!” (Зах. 9:9)
Шестая неделя Великого поста заканчивается в воскресенье великим церковным праздником — Входом Господним в Иерусалим. Христос направлялся в Иерусалим, чтобы исполнить обетование о Спасителе мира, данное Богом первым людям в раю. Еврейский народ ожидал Мессию на протяжении долгих тысячелетий. Земное служение Христа близилось к завершению: приближался час Его великих страданий и крестной смерти ради спасения всего человечества.
Накануне празднования Входа Господня в Иерусалим, в субботу, Церковь вспоминает удивительное событие евангельской истории: воскрешение Лазаря Четверодневного. Иисус Христос воскресил Своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе.
Это чудо за несколько дней до Своей смерти Христос явил не случайно. Он знал, что наступают Его последние дни. Знал, что многие отрекутся от Него. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть. Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с тем и последующего всеобщего воскресения мёртвых при Втором пришествии Спасителя на землю.
Из Вифании в Иерусалим Господь отправился верхом на молодом осле. Множество народа вышло навстречу Ему, восклицая: “Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!” Люди снимали с себя одежды и выстилали путь Спасителю, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге.
Народ окрылило чудо воскрешения Лазаря. Люди были готовы верить, что перед ними действительно Мессия, о котором возвещали пророки, Спаситель, который придёт, чтобы избавить еврейский народ от рабства и власти иноземных царей. Однако мало кто из встречавших Христа хвалебными возгласами на дороге в Иерусалим был готов принять истинное спасение, которое принёс людям Господь: избавление от рабства греха и смерти.
Не все смогли принять эти дары божественной милости и уразуметь, что не для земного царствования пришёл Господь. Пройдёт совсем немного времени, и восторженное “Осанна” сменится жестоким и беспощадным “распни, распни Его!”
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он заплакал о святом граде, ибо знал, что народ отвергнет Сына Божия и погибнет, как погибает всё, что отвергает источник вечной жизни, а город будет разрушен.
В Православной Церкви праздник Входа Господня в Иерусалим называется ещё Неделей Ваий — от обычая встречать этот праздник с ветвями финиковой пальмы, вайи. В России пальмовые ветви заменяются вербой, а сам праздник называют ещё Вербным воскресением.
В этот день православные храмы переполнены народом. Люди стоят, держа в руках вербы и зажжённые свечи, чествуя великий Вход Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся встречают грядущего невидимо Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти.
Как для Иисуса Христа этот день предваряет Его Крестный путь, так и для всех православных христиан он предваряет дни особо строгого поста и молитв — священные дни Страстной седмицы, в которые мы вспоминаем Христовы страдания. Великий пост подходит к концу. Для христианина он символизирует крестный путь на Голгофу вместе со Спасителем и напоминает о главной цели его жизни — спасении души.
Само время в этот период переживается человеком по-иному, оно словно близится к своему завершению. Теперь оно измеряется не обычными делами и заботами, а теми событиями, которые совершаются в Иерусалиме.
Земное время, так неумолимо отсчитывающее секунды и часы нашей жизни, будто приостанавливается, растворяясь в своём источнике — божественной вечности. Она откроется человеку в конце его постнического подвига в Светлом Христовом Воскресении…
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних.