Вчера к нам в гости, в Центр Молодежного движения Хабаровской епархии, пришел настоятель православного прихода свв. Петра и Павла в г. Гонконге, священник Дионисий Поздняев. Пришел, чтобы рассказать о состоянии православия в Китае, поделиться своими соображениями по этому поводу, и, конечно же, рассказать о своей деятельности и жизни.
Беседа получилась оживленная, наполненная, заставляющая задуматься о своем отношении к вопросу развития православия в Китае и вообще, отношении к китайскому народу. Отец Дионисий испытывает и чувствует к людям Китая то, что вряд ли кто-то чувствовал на тот момент из присутствующих.
Сама жизнь вела о. Дионисия к служению в этой стране. Сначала откуда-то появился интерес к китайской культуре, языку, затем стали встречаться на пути люди, которые приобщали к китайским традициям, затем начались поездки в восточную страну – сначала раз в год, затем два – и вот выбрано место для постоянного пребывания в КНР – это город Гонконг. Город, имеющий свою конституцию, политику, экономику, и по юридическим моментам наиболее подходящий для постоянного проживания.
Уже 9 лет о. Дионисий со своей семьей (женой и двумя детьми) несет свое служение в Китае. Окормляет батюшка 3 прихода. Приход в Гонконге насчитывает постоянных прихожан 25-30 человек. Есть там и китайцы, и русские (живущие и работающие за границей).
Много ли православных среди китайцев? Много христиан – по приблизительным подсчетам около 70 млн. человек, в основном это католики и протестанты. Количество протестантов в Китае увеличивается на 13% в год. А православных практически не прибавляется (1-2 человека в год). Почему? Можно выделить несколько причин этому:
Первая – это незнание друг друга (речь идет о России и Китае), проблема коммуникации, чего нет между китайцами и западными странами. Кстати, о. Дионисий сказал, что страх того, что скоро весь Дальний Восток будет заселен китайцами, несколько преувеличен, потому что не так-то им в России и хорошо. И если привести в пример Канаду, Австралию и европейские страны, то количество китайцев там существенно больше. Например, в Ванкувере (город в Канаде) — 49% населения – китайцы. Китайцы, по мнению о. Дионисия, лучше понимают русских, чем русские китайцев. Да и мы, русские, и не стремимся их понять. Часто думаем, что это просто рабочие, торговцы и т.п., забывая о том, что каждый из них человек со своим внутренним миром, душой, внутренними проблемами.
Вторая причина – это отношение китайцев к православию. Многие из них считают православие вероучением русских, а т.к. русских в Китае проживает очень мало, то они не относятся серьезно к их вере.
И третья причина – это нехватка ресурсов – ни финансовых, ни человеческих. Да и желания, развивать православие в Китае, может, пока маловато. Кстати, нужно отметить, что Русская Православная Церковь по законодательству КНР существовать на территории страны не может, поэтому развивать мы можем только китайское православие, но без помощи РПЦ не обойтись. И это касается не только РПЦ, но и католиков и протестантов.
Очень интересно, почему в последнее время интерес к христианству среди китайцев заметно вырос? Оказывается, в последние 10 лет Китай переживает упадок традиционной культуры. Как заметил профессор-китаец, что «умершей китайской культуре может помочь воскреснуть только встреча с христианством». Современный китаец – это озападненный человек, у которого утрачены культурные традиции. Это человек, в системе мировоззрения которого не хватает знаний и представлений, чтобы рассуждать о высоких духовных ценностях и постулатах, о смысле жизни. Именно поэтому интерес к христианской религии настолько высок.
Но стоит отметить еще одну, уже религиозную, особенность китайцев-христиан. Они хотят приходить в храм только для духовной жизни – молиться, участвовать в Таинствах, узнавать о Христе, о заповедях и т.п. Но когда им начинают говорить о патриотизме, социальном служении, призывать их к каким-то делам, они говорят, что разберутся с этим самостоятельно.
О. Дионисий рассказывал нам обо всем так непринужденно, казалось, что он очень гармонично «вписался» в жизнь китайских людей. Он для нас как пример безграничной Любви Божией, безграничности православия. Многие из молодежкинцев интересовались, хочет ли он вернуться в Россию. Но у него абсолютно нет ощущения, что он живет в чужой стране, и есть четкое осознание своей миссии в Китае.
Храни Господи о. Дионисия! Ну до чего же интересно устраивает нашу жизнь Бог! Можно сказать вообще ничего не знаю об этой стране, хотя могла бы хотя бы поинтересоваться: отец моей мамы был китаец. Перед самой революцией лет 16 от роду сбежал из дому проигравши корову, махнул через Российскую границу. Его конечно русские пограничники сцапали и предложили » или крестись, или давай назад», он предпочел креститься, хотя подозреваю, что дальше этого Православие у деда не пошло, он и говорил-то по русски плохо до конца дней. Так гласит наше семейное предание, насколько возможна была такая катехизация тогда я не знаю, в 59 году у деда забрали советский паспорт и выдали паспорт без гражданства с настоящей фамилией Ван-Сео-Чин, а фамилия Жилкин осталась нашему роду на память. И никто в нашем роду не интересовался этой страной, никто не знал китайского языка. А вот они помнят, что у них в России есть родственники и всегда отвечают нам, если мы им пишем, хотя после смерти деда прошло уже 45 лет. Жаль что у нас такой памяти нет. Помню еще в школе подшучивали мои одноклассники надо мной » Придут Людка, твои родственники из-за Амура они нас шапками закидают (тогда в 60-х в Китае было более 600 млн) и будет у нас другой народ трудолюбивый как китайцы, и храбрые как русские» Потому что на Даманском оказалось, что китайцы вояки плоховатые. И вот сейчас мне почему-то так захотелось, чтоб открылся им Свет Христов. Они ведь правда и трудолюбивые и умные. Помоги Господи о. Дионисию в его делах.
свв. пётр и павел — не «равноапостольные», а первоверховные апостолы.
Спаси Господи, о. Никанор.
[…] (Фото отсюда) […]