В Космос за ответами, … или Креационизм, теозис и эсхатология в научной фантастике

Вчера сходил на «Прометея» Ридли Скотта — предысторию «Чужого» и «Чужих». Фильм, конечно, не без ляпов и не без штампов, но, по большому счёту, достойный образец жанра (тем более, что ряд недосказанностей и кажущихся нелогичными моментов наверняка прояснятся после выхода на DVD полной режиссёрской версии и после выпуска второй части). В общем, положительные эмоции получены. Но, всё же, лучшим из «жокейско-ксеноморфической» эпопеи, на мой взгляд, так и остаётся фильм Джеймса Кэмерона «Чужие»

При этом, однако, новое творение Ридли Скотта ставит гораздо более фундаментальные вопросы, нежели любая из частей классической тетралогии: «Кто мы и откуда? Есть ли какой-то смысл нашего сущестования? И если есть, то какой?»

Просмотр «Прометея» вернул меня к размышлениям, на которые N-ное время назад я был наведён прочтением четверокнижия Артура Кларка «Космическая Одиссея» и «Волшебного локона Ампары» — заключительной книги трилогии Сергея Павлова «Лунная радуга». А именно — о темах «креационизма», «преображения» («теозиса» — «обожения») и «эсхатологии» в научной фантастике.

Возникновение жизни и разума — великое чудо даже для учёных-материалистов (только смысл в слово «чудо» они вкладывают иной, нежели верующие). И потому редкий фантаст устоял перед соблазном привлечь для его объяснения гостей с других планет, из будущего, параллельных миров и т.п. (поверить в них для определённой публики гораздо проще, чем в Бога). В некоторых образцах жанра наши создатели потом помогают нам перейти на новый виток эволюции или же, разочаровавшись в нас, принимают решение об уничтожении плодов своего неудачного эксперимента.

В кларковских «Одиссеях» присутствуют все три означенных мотива: и сотворение, и преображение, и эсхатологическая угроза. Некая древняя высокоразвитая внеземная цивилизация — «Первородные» или «Космические Странники» — занимается посевом жизни и возделыванием разума во Вселенной (сами её представители изначально были гуманоидами, потом превратили себя в бессмертные мыслящие машины, а затем нашли способ вовсе развоплотиться и преобразоваться в разумные сгустки энергии). Все свои грандиозные замыслы они осуществляют посредством загадочных устройств — т.н. «Чёрных Монолитов». Один из Монолитов помогает земным обезьянам превратиться в людей. Другой преобразует космопилота Дэвида Боумэна в «Дитя Звёзд» — существо, состоящее из «чистой энергии и духа» и способное перемещаться в пространстве со сверхсветовой скоростью (по первоначальному (совместному с режиссёром Стэнли Кубриком) замыслу автора, Дитя Звёзд — это Мессия). Расплодившиеся Монолиты взрывают Юпитер и превращают его в звезду, тем самым создав условия для развития жизни и возникновения разума на одном из его спутников. Монолиты должны были исполнить и апокалиптическую миссию по уничтожению человечества, как опасного для Вселенной вида.


«Дитя Звёзд»

У Павлова в «Лунной радуге» тема сотворения отсутствует, зато темы преображения и эсхатологии являются главными. В ходе исследования Дальнего Внеземелья люди сталкивается с загадочным космическим явлением — Гурмом, соприкосновение с которым губит одних, а других наделяет сверхчеловеческими способностями, превращая в «экзотов». Со временем количество экзотов всё возрастает, и становится ясно, что преобретённые ими таинственные качества малополезны (и даже мучительны) для них в пределах Земли, а вот на просторах Космоса — жизненно необходимы. И, в итоге, все они покидают Солнечную Систему и улетают осваивать иные звёздные миры, став «грагалами» — гражданами Галактики. Затем выясняется, что за всеми этими событиями стоит Ампара — некая Высшая метафизическая Реальность, связывающая всю Вселенную воедино и в пространстве, и во времени. Ампара порождает в дальнем Космосе ряд «артефактов», наделяющих соприкоснувшихся  с ними грагалов ещё более фантастическими свойствами. Прибыв на Землю, один из них «заражает» этими новыми способностями избранных землян — носителей самой высокой нравственности. Полученные качества дают их носителям возможность самым суровым образом пресекать любые проявления безнравственности со стороны остальных представителей человечества. Так Ампара совершила инициацию тех, кому суждено было стать судебными исполнителями Страшного Суда. А людям, не обладающим высокой нравственностью, в этих условиях осталось или перевоспитаться, или умереть в адских муках. Произошёл новый виток эволюции и (сверх-)естественного отбора.


Кадр из экранизации «Куколки» Рэя Брэдбери

В связи с темой эволюции/преображения вспоминается и рассказ Рэя Брэдбери «Куколка» (в нём, правда, нет ничего о сотворении и эсхатологии). Учёный по фамилии Смит в ходе своих экспериментов с радиацией «заболевает»: покрывается зелёной коркой, обволакивающей его как кокон. Пока он находился внутри него, шла кардинальная перестройка и перенастройка всего его организма. Через некоторое время Смит вылупился из кокона и улетел к звёздам. Сам, без всяких технических приспособлений, которые ему теперь были не нужны. Как ненужна ему стала и Земля, на которой они жил, пока был «личинкой» — т.е. обычным человеком.

Явная аналогия с «Дитём Звёзд» Кларка и «экзотами-грагалами» Павлова. Только преображение достигается собственными силами людей, без вмешательства высших существ. Идеями ауто-теозиса (само-обожения) — т.е. человекобожничества — пронизаны и произведения Роджера Желязны. Причём у него они местами переходят в прямое люциферическое богоборчество (как, например, в романе «Создания света, создания тьмы»).


Иллюстрация к «Куколке» Рэя Брэдбери


Кадр из фильма «Прометей»: «Космический жокей», он же «Создатель»

В «Прометее» Ридли Скотта есть и сотворение, и преображение (точнее, лишь надежда на него), и эсхатология. Высокоразвитая гуманоидная цивилизация «Космических жокеев» — они же «Создатели» — при помощи своей техники делают Землю пригодной для жизни, а потом эту самую жизнь на ней засевают. Причём, оригинальным способом: один из гигантов-гуманоидов сам себя разлагает на молекулы и в виде биомассы сливается в водопад (ср. мифы разных народов о великанах, из плоти и крови которых были созданы Вселенная и люди: Пуруша у индийцев, Имир у германцев, Паньгу у китайцев, близнецы Лахму и Лахаму у шумеров и др.). Главные герои фильма летят на встречу с Создателями, надеясь, что те помогут им найти ответы на главные вопросы бытия, подняться на новую ступень прогресса и даже, как надеется один из персонажей, обрести физическое бессмертие. Т.е. стать богами. Но вместо «обожения» земляне получают в дар от Космически жокеев «ящик Пандоры» — страшное биологическое оружие, нацеленное на уничтожение человечества. По какой-то причине (по какой — выяснится, видимо, во второй части фильма) Создатели раскаялись в том, что произвели нас на свет и решили исправить допущенную миллиарды лет назад «ошибку».


Кадр из фильма «Прометей»

Такая общность идей разных авторов свидетельствует, видимо, о том, что круг самых важных жизненных вопросов для каждого человека одинаков. Будь он верующим, атеистом или агностиком. Названные здесь произведения литературы и кино — яркие тому подтверждения.

Но разные люди, в зависимости от убеждений, ищут ответы на эти вопросы в разных плоскостях и в разных направлениях. Дай Бог каждому быть до конца честным и искренним в этих поисках (ради которых вовсе не обязательно лететь в космос). И успеть найти искомые ответы ещё в этой жизни. «Чтоб не было мучительно больно…».

Иеромонах Никанор (Лепешев)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментария к записи “В Космос за ответами, … или Креационизм, теозис и эсхатология в научной фантастике”

  1. Вова:

    Так можно и в Колобке найти триадологию…впрочем, романтиков в рясах всегда предостаточно

  2. Интересный взгляд…та же Матрица…люди ищут.

  3. Та в последне время нормального видео про космос я не видел

  4. Певец Караоке:

    Хороший обзор. Спасибо.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика