Сегодняшнее наше обсуждение Евангельского отрывка было логическим продолжением предыдущего. Тогда мы говорили о богатстве, теперь – о власти. Хочется заметить, что это две из наиболее распространенных «ловушек» (искушений) человечества. Богатыми и властными хотят быть почти все уже с детства.
Читаем Евангелие от Марка 10:32-45. «Что происходит?», — спрашивает владыка. «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним» (Мк. 10:32). Чего ужасались и боялись ученики? Они боялись того, что спастись, оказывается, очень сложно. Апостолы были в недоумении – раз такие жесткие условия для наследования Царствия Небесного, то кто же спасется? Господь призывает оставить всё – и имения, и родителей, и братьев, и жен, и детей…
«Что почувствовали бы вы сейчас, если бы я попросил вас оставить интересную работу, семью – всё, что у вас есть, и последовать за мной?», — поинтересовался владыка. Конечно, смятение и ужас. Так и апостолы прибывали в очень тяжелом состоянии. А Иисус Христос вместо того, чтобы их утешить, вновь, уже в четвертый раз, говорит им о Своем распятии. Почему Он так поступает? Этим Он готовит своих учеников к страданиям – и им и Ему (в большей степени) придется пострадать. Этим Он опять напоминает им о важности духовного развития, и никчемности земных благ, чтобы ученики не привязывались к мирскому. Господь знает, что сейчас они Его еще не поймут, но Он говорит это апостолам на будущее.
В этом Евангельском отрывке описан момент, когда братья Иоанн и Иаков просят Господа посадить их по правую и полевую сторону в славе Его. На что Он ответил им: «… а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано» (Мк. 10:40). Что значит уготовано? Это предначертано, определено судьбой заранее или нет? Конечно же, нет. Отец Небесный принимает всех, кто готов трудиться ради своего спасения.
Также мы видим, что этот поступок сынов Зеведеевых вызвал негодование среди остальных, десяти, апостолов. Гордость и самомнение Иоанна и Иакова разжигают зависть и ревность в апостолах. Владыка отметил, что это главная причина всех раздоров между людьми. Если вспомнить, то и в нашей жизни такие случаи (раздоры) имели место быть, и причина была именно такая же – наши гордость и самомнение.
Владыка еще раз отметил, что люди всю свою жизнь стремятся к власти, не понимая, что это огромная ответственность, и ответ перед Господом. Во власть могут идти только глубоко-глубоко нравственные люди. Примеры смирения, полного отсутствия желания начальствовать и властвовать мы видим у многих святых (Праведный Симеон Верхотурский чудотворец, Преподобный Сергий Радонежский и др.). Но если тебе все же приходится занимать властвующие позиции, как быть – соглашаться или нет? Владыка привел случай из своей жизни. Когда он еще жил в монастыре ему было предложено владыкой стать епископом, на что внутренне он почувствовал отрицание и жуткое нежелание, но послушание для монаха превыше всего. Поэтому единственное, чего он попросил у владыки – это спросить мнение своего духовника (о. Иоанна Крестьянкина). На что получил согласие. Ответ от батюшки пришел чудным образом очень быстро и был следующим: «Предайся воли владыки».
А как понять власть пришла тебе от Бога или от диавола? «Нужно молиться и ждать, и Господь откроет», — сказал владыка.
Герои христианской веры никогда не были воинствующими и властными. Именно своими смирением и любовью, они завоевали сердца людей. Общество, в котором сильные люди идут наверх, а слабых оставляют внизу, чтобы ими управлять, обречено – оно терпит крах. Так как слабые безвольные люди не могут быть основой.
Христиан часто обвиняют в слабости, называют рабами из-за их смирения, терпения, принципа «подставь другую щеку». Так вот государство, которое строится по христианским принципам, на любви, будет очень крепким. Ненависть побеждается только смирением.
В житии преподобного Сергия Радонежского был такой случай…
Братия монастыря желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
Да, случай со святым Сергием очень подходящий.
Но я вот в последнее время, к счастью, преимущественно в мире свестком, вижу другую проблему. Есть вот человек, который думает что он очень хороший, а на самом деле он и был такой.
Не хотел руководящей должности, когда получил ее помнил об этом и людям много помогал (хорошей работой прежде всего). А потом стал сильно сдавать, по инерции считая себя хорошим.
Вот это реально большая сегодня проблема многих современных, в том числе публичных людей.
Поставьте управляющего в зависимость от результатов управления,
и вы получите идеальное управление.
Так все что-то делают в этой стране, иначе бы поувольняли давно.
Схема то получения нетрудовых доходов не за день строится и за руку не поймаешь.
«Этим Он опять напоминает им о важности духовного развития, и никчемности земных благ, чтобы ученики не привязывались к мирскому.»
Все же, из того, что не следует привязываться к мирскому, еще совсем не следует заключение о полной никчемности земных благ. Они бывают нужны и весьма полезны даже в духовном отношении, как ни странно. (Простейший пример: милостыня, благотворительность). Важно только, чтобы все было на своем месте.
Апостолы должны были полностью отрешиться от них потому, что им предстояло нести Евангелие по всему миру. Но ведь далеко не всех Господь поставил на это апостольское служение.
Проблема власти — всепроникающая… да кто у нас сейчас только власть не ругает и идет это с самого низу, начиная от работяги ругающего бригадира или другого непосредственного руководителя и дальше и выше, предела нет, некоторые ругают и Бога, говоря в итоге, что раз Он такой плохой, то тогда Он мне такой не нужен и я в Него не верю. Зеркальный процесс идет и сверху (конечно исключая Господа)любой руководитель ругает своих работников за тупость, лень и желание обмануть, а кто то ругает и народ «народ невежда в законе, проклят он” (Иоан.7:49). Думается причиной и одного и другого является наша врожденное несовершенство и в следствии этого удобопреклонность к дьявольским наущениям, ведь Денница первый возмутился против «Начальства», ведь по его уже наущению и остальные соблазнились… это один момент. Другой в том что начальники и подчиненные вращаются в разных плоскостях работником непонятно чего это за «работа бумажки подписывать», начальство недоумевает, «ну почему нельзя всё что положено, сразу нормально выполнить».
Безусловно иерархичность важна, не может быть никакого равенства, его, этого равенства нигде нет в живой природе, все мы разные, с разными мы способностями и наклонностями. У ангелов и тех иерархия.
Конечно двигаться по карьерной лестнице — опасный путь, с одной стороны чем ты выше — тем больше ты можешь сделать, но с другой тем больше тебя ждет искушений. Поэтому человеку без твердых нравственных основ очень трудно остаться «человеком». «Дай человеку «портфель» и ты поймешь какой он».