Казнить нельзя помиловать

Вчера на встречи молодежи мы решали, куда поставить запятую в случае с героем фильма «Мертвец идет».

Однозначный ответ было сложно найти, так как православное сознание толкует одно, а эмоционально-чувственное – другое.

Если описать вкратце сюжет, кстати, он основан на реальных событиях, то он следующий: двое пьяных и обкуренных мерзавцев зверски убили пару влюбленных подростков, изнасиловав девушку. Одного приговорили к пожизненному заключению, а второго — к смертной казни, так как у него не было хорошего адвоката. По его отчаянной просьбе монахиня Хелен Прижан начинает хлопотать о помиловании, так как он утверждает, что не убивал, а только держал несчастных. Тяжелая судебная драма рассматривает вопрос отношения к смертной казни, внимание сконцентрировано на том, что приходится пережить осужденному и его матери, а не жертвам и их близким. На протяжении всего фильма автор не открывает нам правду – убивал главный герой или нет. Сестра Хелен всеми силами пытается привести преступника к раскаянию, ведь главное перед смертью – покаяние, хотя не знает, убивал ли он сам, но даже присутствие, и невмешательство – это уже убийство. Только в конце он открывает, что насиловал девушку и убил молодого парня.

Как удалось монахине несмотря ни на что (а препятствий было много – как со стороны самого преступника – его развязная и безнравственная манера поведения в начале их знакомства, так и со стороны родителей убитых детей – они не приняли Хелен, не поняли ее убеждений) остаться верной своей миссии, как она смогла полюбить такого человека? Даже владыка несколько раз повторил, что ставил себя на место этой героини, и не смог до конца принять ее позицию. Очень сложно полюбить убийцу.

«А смогли бы вы простить человека, который убил вашего ребенка?»,  — спросил владыка. Православная позиция «бьет в мозг», говоря, что «да, смог бы», но так сложно поставить себя на место этих родителей, потерявших своих детей, и понимаешь, что это колоссально тяжело сделать – простить. Тут и выходит на передний план тема прощения.

Как научиться прощать, если даже бывает это сложно сделать в мелких бытовых ситуациях, а такое-то как?

В фильме есть фраза: «Мы пытаемся доказать миру, что убивать это плохо, убивая другого человека». Получается хождение по кругу. Ребята стали высказываться по этому поводу. Большая часть говорила, что нужно простить, ведь мы уже не сможем вернуть родного человека, что Господь всех любит и прощает, и еще один очень яркий пример Владимира – если вам удастся попасть в рай, а там этот человек, которому вы не простили (убийца), вы что откажитесь туда идти? Правда, интересное внутреннее замечание. Действительно, ведь так может случиться, что нам предстоит встретиться там. Алексей и Владимир привели примеры, как они справлялись с гневом к людям, и с Божией помощью смогли простить.

В данном случае родители не смогли простить убийцу, они выбрали смертную казнь. В конце фильма «мертвец», сказал им, что может быть от его смерти им станет легче, но все же назвал смерть  несправедливостью.

А смог ли этот человек раскаяться, какую роль сыграла в этом сестра Хелен? Мы отчетливо видим, что если бы не она, этот человек принял бы смерть в гневе и ненависти (даже его последние проявления говорят об этом), но ее любовь помогают ему преодолеть это тяжелое душевное состояние. Так наступило ли раскаяние? Склоняемся к тому, что все же преступник раскаялся – он признался в содеянном, сказал, что впервые в жизни всю ночь молился за этих подростков, и лежа на смертном одре, вспоминал ужас произошедшего.

Евгений сказал, что часто именно близость смерти – единственный способ привести человека к покаянию. Ярослав, привел пример из романа Достоевского «Идиот», там ярко описан сюжет, когда человека ведут на смертную казнь: он как-будто рождается заново, вся жизнь пролетает  у него перед глазами, и видит он ее в ином свете – это сложно передать.

Смотря фильм, многие поймали себя на мысли, что все равно была надежда, что приговор отменят, заменят более мягким. Это и есть наши жалость, сострадание и способность к всепрощению?

Владыка сказал, что нужно учиться прощать по пустякам, а когда придет более сложное испытание, нам будет легче справиться, конечно же, все с помощью Господа.

А ГДЕ БЫ ПОСТАВИЛИ ЗАПЯТУЮ ВЫ?

Текст: Анна Чубанова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

6 комментариев к записи “Казнить нельзя помиловать”

  1. свящ. Роман Никитин:

    Так у Вас теперь по четвергам киноклуб? А когда Евангельский вечер?

    • Игорь_Чекан:

      Киноклуб официально еще не открыт, это пока пробы пера.
      Евангельские беседы по четвергам.

  2. Мальвина Шангина:

    После просмотра этого потрясающего фильма невольно задумываешься, Господи, неужели вправду есть столь милостивые, мужественные люди как Хелен?..этот фильм о настоящем Божественном человеколюбии, о внутренней противоборствующей силе, о ненависти и раскаянии. Для меня фильм был очень тяжел.. Скорее всего, в силу возраста мне так тяжело было и есть понять все детали этого сюжета. Также очень трудно поставить себя на место Мэтью Понселета или Хелен.. Они оба в какой то мере несчастны. Она, потому что ей приходится находится между двумя огнями, между мерзким насильником и родителями жертв, и всё это из-за сострадания, из-за её светлой души. Он, потому-что потерял Человеческие качества, он полон ненависти, его гордость подавляет в нём все светлое, ему чужды сострадание и любовь.. «Мы пытаемся доказать миру, что убивать это плохо, убивая другого человека», смертная казнь.. вот его участь. К сожалению, лично мне, так и не удалось понять, раскаялся этот человек в содеянном или нет, были слёзы..но служат ли они плодом покаяния? А может это слёзы само жаления?… Думаю, Режиссер завершил таким образом, для дальнейшего размышления зрителя. И в общем, вся эта страшная картина помогает быть сострадательней, терпимей к ближним, учит любить и ценить, а главное — учит покаянию.. «Господи, в покаянии приими мя, Господи, не остави мене!»

  3. Фильм не смотрел, рассуждаю по рассказанному. Думается простить убийцу и оставить ему жизнь разные категории. Ведь даже когда преступника уже казнили, мне думается, родители его не простили.
    Лично мне, невозможно представить себя ни на одном из мест, кроме места монашки. Возможно, если бы преступник покаялся, Господь оставил бы ему жизнь.
    Какой то нутряной закон говорит мне, что надо лишать таких (именно таких) людей жизни, может это их единственный шанс, предсмертными страданиями как то искупить свою вину перед Богом, как то попытаться понять и полюбить тех людей которых они лишили жизни.

  4. Maximus:

    «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.» (Рим. 13, 3-4).
    На этом основании — конечно же, казнить. И казнить необходимо в любом случае.(Или пожизненное, как вариант. Это та же казнь, по сути, но только очень сильно растянутая).
    Хотя вопрос о прощении это не отменяет. Только это вопрос личного духовного подвига родителей, их собственной духовной жизни, а не вопрос что делать с этими убийцами.

  5. Никита:

    Да, пожизненное заключение — это тяжко.Такие люди, вроде, даже сходят по-тихоньку с ума без общения — в одиночных камерах же сидят.
    Вопрос о смертной казни — весьма сложный.Есть над чем думать.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика