Последние в уходящем году евангельские беседы прошли в молодежном центре Хабаровской епархии вечером четверга минувшего. Руководил встречей о. Макарий. Для обсуждения и наставления в вере им была предложена, по выражению некоторых богословов, «притча о притчах»: притча о сеятеле, изложенная в Евангелии от Матфея (Мф. 13:3-9), а также её разъяснение, данное Спасителем своим ученикам (Мф. 13:18-23).
На этом разъяснении, содержащимся и в других синоптических евангелиях (Мк. 4:13-20; Лк. 8:11-15) присутствующие и сосредоточили свое внимание. По его прочтении определились, что под сеятелем должно понимать Господа, под семенем — слово Божие, а под почвой – души людей. Изучение объяснения притчи Господом происходило с параллельной систематизацией её положений, которая к завершению вечера приняла законченную схематичную форму.
Слущающие и неразумеющие согласно озвученным точкам зрения – это те, кто хотя и слушают слово Божие, но не понимают ни его истинного содержания, ни цели его проповеди, оттого лукавый с легкостью и лишает их слова.
Для того, чтобы помочь аудитории разобраться с качествами адресатов слова Божия о. Макарий приводил выдержки из книги Святителя Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»[1].
Так, к первой категории, по словам святителя, относятся люди, во главе угла для которых не Бог и его слово, а выгода. К категории семени, «упавшего при дороге», святитель также относит людей праздно любопытствующих, не стремящихся вникнуть в слово Божие, но желающих прикоснуться к нему как к новому мимоходящему развлечению, и рассеянных, идеи которых сменяют одна другую «без всякого порядка и системы».
Второй тип людей, по мыслям присутствовавших, отличается тем, что они хотя и слушают и разумеют слово Божие, понимают и соглашаются с ним, но вера их «не имеет корня», не является жизнеопределяющим условием их земного существования, они маловерны, поэтому в час беды или гонений за исповедание своей веры отрекаются от неё. Здесь многие вспомнили том, как много в истории православной церкви исповедников, не отрекшихся от Христа и принявших мученическую смерть за его исповедование и проповедование.
Святитель говорит о людях «каменистой почвы» как о людях себялюбивых, саможалеющих, не готовых к жертвенности, платить за свои убеждения лишениями и страданиями.
Третья группа людей, по мнениям аудитории — слышащие и разумеющие, но под воздействием мирской суеты, собственных аргументов о недостатке времени, усталости, критичных оценок окружающих, не радеющие ни о молитве, ни о посещении храма, ни о чтении Писания. Заботы века давлеют над ними.
Кроме этого, терние для слова Божия согласно Евангелию проявляется также в обольщении богатством, то есть не богатством как таковым, а отношением людей к нему, его местом в иерархии человеческих ценностей, его соотношением с духовным, Божественным.
Святитель Василий свидетельствует, что «это люди, которые желают одновременно работать Богу и маммоне», увлечения, пристрастия поглощают их «без остатка, вытесняя из души все светлое, идейное, возвышенное».
Наконец, четвертый вид людей – «добрая почва». В ходе обсуждения свойств данной категории людей было отмечено, что к ним относятся не только слышащие слово, но и соблюдающие его (Лк. 11:28), поскольку вера без дел мертва (Иак. 2:26). Святитель Василий пишет о них: «это натуры цельные, у которых слово не расходится с делом и которые, слушая и воспринимая слово Божие, пытаются его исполнить и жить по его указаниям». Только тогда можно будет говорить о почве, когда явят себя её плоды, «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20).
В завершение встречи возник вопрос о том, какие плоды, прежде всего, должен приносить христианин: нести слово Божие как плод от семени Сеятеля или должен посвятить себя борьбе со своими страстями, соблюдению заповедей Божиих, доброделанию. По обсуждению пришли к выводу, что, прежде всего, христианин должен, следуя наставлению прп. Серафима Саровского «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», заботиться о своем Спасении, проповедь же слова Божия будет являться уже через один только образ жизни православного христианина.
По подведении итогов беседы и общей молитвы нами был просмотрен ролик о людях «доброй почвы»
Евгений Клеймёнов
[1] Cвященноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» // [Электронный ресус], режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2313#part_38838