Слово о христианской нравственности

ам1Проект «Православие F.A.Q.» продолжается! На этот раз с лекцией перед слушателями выступил священник Стефан Нохрин, преподаватель миссиологии Хабаровской духовной семинарии. Своё повествование батюшка начал с разделения понятий духовности и нравственности. Схожие и родственные, казалось бы, понятия имеют разное основание. Оказывается, к понятию нравственность относится поступок, действия человека. А вот к понятию духовность — мотивация тех или иных действий.

К вопросу нравственности человеку необходимо подходить очень аккуратно. Своими поступками он её и формирует. Нельзя приписывать нравственность только христианству, ведь есть и антирелигиозная, и общественная нравственность. Если же говорить о христианской нравственности и духовности, то необходимо обратиться к тому, на чём основывается жизнь православного человека. На заповедях. Нравственность христианина это как раз-таки последние 6 заповедей («не укради», «не прилюбодействуй» и т.д.), первые же заповеди, где говорится о Боге, относятся к духовности.

отче

О. Стефан, рассуждая о духовности и нравственности, затронул очень важную тему — поведения человека. Нравственность, а тем более духовность — это почва наших поступков. Основанием большинства действий и дел будет наша нравственная и духовная оценка происходящего. И это не просто слова. В реальной жизни это поступки. На этот счёт о. Стефан предложил вспомнить то, каким образом нужно относиться к женщине по словам Христа, а именно: недопустимо относится к женщине как к личности несвободной. В женщине нужно видеть человека как и в мужчине. Вот это христианская нравственность. Но возможна иная нравственность. Например произведение «Домострой» говорит нам о том, что женщину можно и нужно приструнить.

— Если же мы говорим конкретно о христианской нравственности, то всегда с ней связанна и духовность, они нераздельны, — подвёл итог мысли о. Стефан.

Далее батюшка вновь оперировал известным литературным источником. Все помнят произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце»? Когда на месте Бога становится человек, сразу приходит гордыня. А гордыня, как известно, это карикатура настоящей любви. И общество становится карикатурным. Иллюстрация к этому в одной из сцен вышеупомянутой книги: когда к профессору Преображенскому заходит группа лиц, чтобы решить «квартирный вопрос», нам не сразу становится ясно, кто разговаривает с профессором, женщина это или мужчина?

О. Стефан обратил наше внимание на то, что в каждой ситуации стоит рассуждать и принимать какие-либо решения исходя из условий, контекста, смысла происходящего. К примеру, христианство упрекают в том, что оно излишне жестоко («Око за око»). Однако, разбираясь в контексте, необходимо вспомнить, что эти слова были сказаны тем лицам и в те времена, когда ещё не умели любить христианской любовью (той самой, где «любите врагов ваших»).

После этого лектор сказал очень важную вещь: «К несчастью, поклоняются не только внешним идолам (статуэткам, камням), но и внутренним (гордыня, ненависть и т.п.)». Сказанные о. Стефаном слова, это ещё один повод оценить что творится в нашей душе.

На сегодняшний день реалии таковы, что грехом уже никого не удивишь. «Люди возлюбили более тьму, чем свет» (ап. Иоанн Богослов). Грех покупают и продают. Поэтому для сохранения христианской нравственности необходимо поддерживать в себе духовность.

ауд

Перед тем, как закончить лекцию, о. Стефан ответил на вопросы аудитории. На вопрос «Что такое праведность?», батюшка ответил:»Истина. Христос». Прозвучал очень интересный вопрос: «Могут ли люди верить в Бога безконфессионально?» На это последовал такой ответ: «Праведность достижима безконфессионально. Не принимать Иисуса можно, а вот Святой Дух нельзя. К примеру, советский интеллигент — это христианин без Христа». В самом конце лектор подвёл итог: когда человек приходит к Богу, главное не грехи его считать или наказать, а главное помочь ему разобраться. Помочь обрести человеку путь.

Следующая лекция проекта «Православие F.A.Q.» состоится 22 апреля в молодёжном центре в 19.00. С темой «7 таинств Церкви» выступит Михаил Квашнин, заведующий Библейско-богословской кафедрой Хабаровской духовной семинарии.

Артём Таскин

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика