Наша первая поездка по храмам и монастырям вдоль Приморской трассы обещала быть интересной. Во-первых, канун праздника Вход Господень в Иерусалим мы символически отправляемся по городам и весям Дальнего Востока. Во-вторых, батюшек из сельских приходов мы знаем и любим давно, но в гости заехать, как-то не получалось. Созвонившись накануне с отцами-настоятелями, небольшой группой из четырех человек отправляемся в путь.
В автомобиле звучит рассказ о паломничестве в Иерусалим, а за окном весенний дальневосточный пейзаж — оттаявшие воды, вырвавшиеся на волю, заполняют собой все пространство и, отражая в себе голубое небо, кажутся такими же бездонными, как оно.
По благочестивой традиции паломничества начинаем с молебна о путешествующих в Свято-Успенском мужском монастыре. Монастырь расположен по пути на выезде из города. В 8.30 братья отслужили вместе с нами молебен и благословили в путь иконой святителя Николая Чудотворца покровителя путешествующих.
Не желая более отвлекать монахов от утреннего богослужения, мы самостоятельно прошлись по монастырской территории и осмотрели местные достопримечательности: скинию (временный летний храм под открытым небом), поклонный крест и будущий храм в честь Екатерины Арской. Вот каким он будет вскоре.
Следующий пункт назначения небольшой городок Вяземский, где расположен храм Николая Чудотворца.
Как рассказал нам один из священников, святителя Николая в шутку называют русским Богом. И вправду, из шести храмов, встретившихся на пути, два храма были в честь Николая Чудотворца.
Отец Георгий — настоятель храма Николая Чудотворца в Вяземском встретил нас, оторвавшись от строительных работ в храме. Подготовка к праздникам идет полным ходом.
— Крышу ремонтируем, — говорит батюшка, — «Храму уже больше ста лет и если его периодически не ремонтировать, то все начнет рушиться. Вот мы в прошлом году окна поменяли, а сейчас крышей занялись.»
У храма большая территория, много хозяйственных построек, подсобных помещений. Дел много.
Батюшка, у Вас такой просторный храм, а много прихожан?
— Человек сто приходят постоянно на службы. Радует, что сейчас стало больше молодых, приходят целыми семьями с детьми. Нам уже этого храма не хватает. Вскоре начнем строительство нового каменного храма. Уже администрация отвела территорию и сделан проект.
— У нас очень дружный приход. Прихожане все делают сами, приходят, помогают, находят время для храма.
Батюшка рассказал нам историю храма и о главных его святынях, покормил вкусным вермишелевым супом и бутербродами с икрой. За обедом батюшка пригласил нас и всех желающих с 14 по 17 июля принять участие в крестном ходе, который ежегодно проводится по Вяземскому району.
— Спаси Господи, батюшка за прием, нам пора ехать. Благословите в дорогу.
— Во имя Отца и Сына и Святого Духа, — батюшка совершил над нами крестное знамение, — с Богом!
Следующее место посещения город Бикин и храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Подготовительные хлопоты к празднику Вход Господень в Иерусалим.
Как удивительно в храме Казанской Божьей Матери в одно время встретились два пути: паломников и звонарей из Хабаровской духовной семинарии, приехавших в Бикин, чтобы помочь местным ребятишкам освоить мастерство колокольного звона. Звонари приглашают на богослужение, а паломники молятся. Вот она команда звонарей.
Однако мы успели приехать немного раньше, и отец Константин рассказал нам о храме с его святынями.
Интересно, что многие иконы оформлены местным мастером Эдуардом в красивые резные киоты. Работы этого мастера мы встретили и в Вяземском храме. Их отличает утонченность, мелкие узоры и несмотря, что они выполнены из металла, изящность и воздушность.
Храмовая икона Казанской Божьей Матери
Отец Константин, нисколько не смущаясь количеству гостей, приглашает всех к столу и как щедрый хозяин достает из закромов все самое лучшее: «Матушки подавайте на стол коробку шоколадных конфет, благословляю вместо икры! … и мед несите, и варенье, и березовый сок…»
Страноприимство всегда считалась добродетелью, и ею очень богаты церковные приходы небольших городков, такие как Вяземский, Бикинский, Лучегорский, Лермонтовка. И каждый городок, который мы посещали, встречал теплом, радушием и душевной простой. Везде кипит жизнь, люди жизнерадостные светлые, добрые.
Остается самый протяженный участок пути от Бикина до Шмаковки и мы в Уссурийском Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре.
Отец Василий – настоятель монастыря благословил нас ехать на вечернюю службу и исповедь в монастырь. Так мы и сделали. Успели на конец службы и елеопомазание. Исповедь по строгим монастырским правилам заканчивается вместе со службой, поэтому отец-настоятель предложил нам исповедаться утром перед службой, похлопотав при этом о нашем ночлеге перед владелицей частной гостиницы, удобно расположившейся около монастыря.
Сейчас Шмаковка считается курортной зоной. На бывшей обширной территории монастыря сейчас располагаются санатории, действующие на природных источниках минеральной воды.
Из исторической справки монастыря:
«Впервые с лечебной целью минеральную воду применили монахи местного Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря (1895-1923г.). Называемую «слезами Божьей Матери» воду они использовали для лечения в маленькой больнице при монастыре и продавали прихожанам. Крепкое хозяйство было у монахов. По сохранившимся фотографиям http://www.monast.ru/history/ видно, как кипела трудовая жизнь в сапожной мастерской, за печатными станками, была пасека, огород, ферма пятнистых оленей! Монастырские постройки из кирпича прекрасно сохранились и сейчас. В те же годы было положено начало парковой зоне, были посажены афонские сосны, саянские ели, лиственницы и кедры, большинство из них растут и сегодня.
С 1897 г. по 1923 г. под непосредственным руководством обителью игуменом Сергием (впоследствии Архимандритом), монастырь достигает таких высот, что к 1917 году претендует на статус Лавры. Количество насельников к тому времени составляло 300 человек.»
Сейчас в монастыре 24 монаха и шесть послушников. Обитель возрождается.
Нас познакомили с монастырским хозяйством. Коровник.
Конюшня.
Птичник.
Библиотека.
А это содержимое черных пакетов, которые заботливо собрал для каждого из паломников благочинный отец Пимен.
Храм Николая Чудотворца на территории монастыря
Иконостас храма
Под куполом храма
В монастыре хранится икона Пресвятой Троицы, написанная на спиле сучка Мамврийского дуба. Эта святыня была пожертвована в монастырь со святой Афонской горы.
Но самое запоминающееся, конечно же — это исповедь. В монастыре борьба с грехом ведется намного строже, чем в миру. Батюшка-исповедник, словно хирург, вскрывал одну гнойную рану души за другой, профессионально прижимая там, где скопилось особенно много этого зеленого гнусного вещества. Конечно же, это неприятно и больно, как и во время операции, зато после нее чувствуется легкость, высвобождаются силы, снимаются оковы с души. Очень символично, что верба, которую мы освещаем в этот день, так же становится для нас символом победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью.
После монастыря не хочется говорить. Едем молча в созерцательном состоянии ума.
По пути еще две остановки в храме иконы Божьей Матери Скоропослушница города Лучегорск и в храме Архистратига Михаила села Лермонтовка у батюшки Игоря Куретника.
Продолжение следует…
«Как рассказал нам один из священников, святителя Николая в шутку называют русским Богом. »
К сожалению, это никакая не шутка. Это «народное православие».
— Кто такая Святая Троица? Да это ж Христос, Богородица да Николай Угодник!
И ничего смешного в этом нет.
мне рассказали что в этом монастыре в 2006 году принял присягу Грядущему Царю (последнему православному перед концом мира
готового в огонь идти) целый полк казаков и что Воеводу
ихнего ИНТРЕПОЛ ищет не за бомбы а за присягу…
По этому поводу у нас нет информации. А в последней поездке мы узнали, что первым указом Царя Николая второго относительно церкви был указ об основании монастыря в Шмаковке. Первоначально его планировали назвать Свято-Троицкий, но решив отметить личное участие Императора в судьбе монастыря, который взял под контроль все работы по его строительству, в название добавили имя святого покровителя Императора Николая Мирликийского Чудотворца. Полное название монастыря Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь.
В советские времена, наверное, по промыслу Божьему, отдыхала в Шмаковке. Узнала, что когда-то санаторий был монастырем… Но никто об этом рассказать не мог. А вот у Ивана Шмелева в «Старом Валааме» говорится о двух иноках — Сергии и Германе, отправившимся в Сибирь и основавшем там в начале 20 века монастырь… Не Шмаковка ли это?
ОЧЕНЬ РАДА, что паломники из Хабаровска часто приезжают в наши северо-западные земли — Санкт-Петербург и ВАлаам!!!
Да, действительно. Нам также рассказали, что монастырь располагался на территории военного санатория, а нынешние территории монастыря занимал дальний скотный двор. С тех пор сохранилось здание одного храма. Оно ныне действующее. Там располагается клуб санатория. Так же сохранился фундамент часовни, где установлен поклонный крест.
Когда большевики узнали, что все имущество монастыря было вывезено и основная часть монахов ушла, то оставшихся безжалостно закололи штыками.
А Сергий и Герман действительно поднимали монастырь. Когда Алексеи Осколков заболел и вынужден был вернуться на Афон, то передал бразды правления Сергию и Герману, которые стали устраивать духовную жизнь монастыря по строгим валаамским канонам. Шмаковский монастырь называли Новый Валаам. Там до сих пор строгие порядки. Например молитва занимает ежедневно по 6 часов, паломниц за общую трапезу с монахами не пустили и прочее.
А мы очень рады, что жители северо-западной части России заходят в гости к сестрам с Востока, хоть и виртуально, но ОЧЕНЬ ПРИЯТНО! Для наших паломников поездка в такие намоленные и прославленные Богом обители — все равно, что глоток чистого воздуха. Учитывая удаленность от центра каждая поездка, как жемчужина, к которой мы готовимся за пол-года за год. Берем заранее билеты, читаем про святых, про святыни. Периодически встречаемся в Клубе паломников и делимся духовным опытом.
Теперь у нас разработаны новые маршруты в Японию, Китай, работаем над новым направлением Тайланд православный и будем рады увидеть Вас воочию!
Еще нам рассказали историю обретения иконы Святой Троицы. Ее кстати написал еще в конце 19 века основатель монастыря афонский монах Алексей Осколков, прибывший на Дальний Восток. Икона была написана на спиле сучка Мамврийского дуба.
После революции все ценности были вывезены монахами из монастыря в неизвестном направлении. А в наши дни каким-то чудом она оказалась у путешественника Федора Конюхова.
По рассказам монахов, в одном из опасных путешествий, Конюхов попал в шторм и лодка его перевернулась. Тут он взмолился Богу и пообещал, если спасется, вернет икону в Шмаковский монастырь. После этого пришло спасение и обещание было выполнено. Теперь икона хранится в алтаре Никольского храма и иногда выносится для поклонения паломникам.
Святая земля