Многие прихожане хабаровских храмов наверное обратили внимание на новую рубрику, появившуюся в последнем номере епархиальной газеты «Образ и подобие» — тематический опрос. В этот раз прихожане наших храмов подводили личные итоги ушедшего года. Корреспондент издания прислал мне черновик ответов на поставленный вопрос, в котором были проставлены инициалы отвечающих и их приадлежность к какому-либо городскому приходу. Мне показалось, что для полноты картины не хватает информации о роде занятий интервьюеров и я попросил дополнить её. Результат меня немного удивил, ведь среди отвечающих были педставители самых популярных на сегодняшний день специальностей: коммерческий директор, пресс-секретарь, главный бухгалтер, сотрудник банка, маркетолог. Пусть подбор опрашиваемых был не репрезентативным (т.е. из разных социальных групп), сам факт оказался интересным.
Мне сразу вспомнились обычные для интернет-дискуссий шаблоны критиков Церкви: «попы живут за счёт копеек старушек». Доводы о том, что городские храмы, как правило уже давно состоят, в основной массе, из людей среднего возраста и молодых семей, не всегда слышат. Понятно, что такие люди боятся расстаться с удобным стереотипом — о Церкви, как собрании пенсионеров. Вот и наш опрос кому-то будет костью в горле, а для кого-то поддержкой.
Всё таки прав о.Андрей Кураев, писавший много лет назад, что Православие в России становится городской религией для образованных и думающих. А значит в храме легче встретить программиста с маркетологом, чем рабочего с дояркой.