О влиянии сквернословия на физическое и духовное состояние человека узнали участники встречи клуба пожилых людей 23 ноября 2013

       IMG_784323 ноября 2013 года состоялась  очередная встреча членов приходского геронтологического клуба «Оптимист», посвященная обсуждению духовно-нравственных и медико-психологических аспектов сквернословия и  влияние его на физическое и духовное состояние человека. Гостями клуба были ветераны Индустриального и Железнодорожного районов города Хабаровска, члены клуба «Творческое долголетие», руководителем которого является  Александра Петровна Артемьева. Перед встречей в клубе отец Виталий провел для гостей экскурсию по храму,  в ходе которой рассказал об основах православного вероучения, истории храма прп. Серафима Саровского и жизни его прихода.      DSC00652

       Рассуждая о сквернословии, полезно заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растленье; все богопротивное». Следует учесть, что граница языка отдельно взятого человека есть в то же самое время и некая граница его духовного мира.

      Руководил дискуссией протоиерей Виталий Кудря, помогали ему семейный психолог Ольга Анатольевна Косенюк и врач Наталья Эдуардовна Посвалюк.

       В заинтересованном разговоре участников клуба  и гостей были обозначены социально — психологические, медицинские и духовные причины использования ненормативной лексики в современном российском обществе. Скверна поразила и верующих людей, многие из которых не осознают всей тяжести греха сквернословия.

 IMG_7862-001С психологических позиций человек срывается на брань, прежде всего, в состоянии агрессии, при этом мат маркирует гнев, выявляет  страстное состояние человека.

       Часто сквернословие отражает бедность словарного запаса, ограниченность человека, примитивные, животные уровни функционирования личности. Этой категории людей свойственен низкий культурный уровень, отсутствие навыков коммуникации без «посредников» в виде сигареты, алкоголя, мата. Нередко это люди больные, с нервно – психическими расстройствами, правополушарными органическими поражениями мозга. Они нуждаются в специализированном лечении и духовной поддержке.

        Некоторые люди используют сквернословие в шутках, никого не стесняясь, желая преподнести себя собеседникам как необычную, эпатажную личность. Действительно, эпатажные люди чаще используют в разговоре  маты, или их эквиваленты, желая преподнести себя, выделиться из толпы, или идентифицировать свою принадлежность к влиятельной группе. Эти люди могут иметь высокий культурный и образовательный уровень, но при этом страдать от бездуховности и гордыни.

DSC00788

         Термин эпатаж (epatage) имеет французские корни и означает шокирующие поведение человека, привлекающее внимание окружающих людей. Каждый может выглядеть эпатажно, но далеко не каждый к этому стремится. Каждый человек в мире уникален, имеет свое предназначение и может проявить себя своими добрыми делами. С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения. Эпатаж может быть связан как с одеждой, украшениями или татуировками на теле человека, так и манерами взаимодействия с людьми, позиционированием в обществе, семье. Эпатаж — это способ заявить о своей уникальности. Эпатаж свойственен авангардному, и отчасти модернистскому и любому деструктивному искусству, однако всегда это явление относится к «внеэстетическим и, тем более, к внехудожественным реакциям».

       DSC00803-002

Для эпатажности характерна, прежде всего,  наглость. Точнее, наглость является эквивалентом французского слова «эпатаж». Как правило, под словом наглость понимают дерзкое поведение, посягающее на общепринятые нормы, выражение протеста скандальными (эпатажными) средствами. Наглость (первоначальное значение этого слова – «внезапность, быстрота, смелость», ср. выражение: «Как ты посмел!») – дерзость, нахальство. Проявления наглости (эпатажности) легко распознаются: повышенный тон речи, неадекватная для ситуации громкость голоса, дерзкое смотрение прямо в глаза, без отведения взгляда (пронзительный взгляд, взгляд в упор), внедрение в личное пространство человека, глумление над его ценностными характеристиками: скромностью, застенчивостью, целомудрием, образованностью и другими; попытки чем-нибудь смутить, шокировать собеседника; применение лжи, мата, ухмылок, смыслового движения пальцами, руками, телом, в соответствии с применяемой ненормативной лексикой. Наглость является производным состоянием от гордыни, самоуверенности, вседозволенности в силу высокого или какого-либо особого социального положения, чувства превосходства над людьми за счет обладания некими уникальными качествами.

       Наглость, как поведенческая черта, может быть отражением отчаяния, крайнего возмущения, покушения на личную безопасность. Типичные в этих ситуациях реакции – раздражение, презрение, отвержение, противодействие, защита. Ненормативная лексика прорывается у людей в этой ситуации из – под сознания, запечатленная в ранее прожитых конфликтах,  усугубляя личностные проблемы в силу словесного обращения к носителям злобы поднебесной.

  IMG_7850   

 Для понимания духовных аспектов сквернословия было предложено рассмотреть несколько понятий. Прежде всего, значение слова человек.   А.С. Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек.  Но мы знаем, что Слово — это прежде всего имя Самого Бога! Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3). Священное Писание говорит нам о том, что мы созданы по образу и подобию Божию, в отличие от суждений о ничтожестве человека пред лицом Всевышнего в иных верованиях. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — читаем в Евангелии от Матфея (Мф. 5, 48). Но если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. Если мы с вами  человеки, то каким же бережным должно быть отношение к слову, носителю духа, воплощающему в  материальном мире  в зримых формах добро или зло? Всепроникающее зло сквернословия проникло в семьи, школы и профессиональную среду. Про улицы, общественный транспорт, рынки не приходится даже говорить: вместе с курительным смрадом гнилое, мертвящее слово наполнило до предела все пространство.  Сквернословят старики и молодежь, женщины и подростки, из детского сада наши маленькие дети приносят все те же ужасные словесные приобретения цивилизации.  Матери питают в утробе своих младенцев смрадом сигаретного дыма и  скверной бранью и надеются на рождение ангела… Скверное слово, предваряющее их рождение, поражает плод на самом тонком уровне, вызывая генетические нарушения, телесные и психические расстройства. Родительские претензии обращаются к врачам, системе наблюдения за беременными, но крайне редко родители обращаются за ответом к себе, своему духовному состоянию.

  IMG_7849 Откуда пришло сквернословие в Россию? Существует мнение, что орды завоевателей, захватившие в разное время русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, — на Таинство Боговоплощения. На Небесную чистоту Пресвятой Богородицы покушались они своими погаными устами. Преемство в хулении мира Заступницы, Матери Божией сохраняют ныне те,  кто без всякой тени сомнения, называя себя русскими, изъясняются на инфернальном, адовом языке (инферна по-латыни означает ад). Систематическое употребление скверных слов также наносит удары по личности человека, в адрес которой они адресованы, его родительницы – матери земной; достигают земли, на которой мы живем; бумерангом возвращаются к источнику зла – человеку с оскверненными устами, поражая его разум и тело, самопроклятием  лишающего себя радости  земного бытия и  определяющего печальную личную участь за гробом. Первое  испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, — ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. Разве не слышим мы слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37). Так чем же мы, несчастные сквернословы, оправдаемся на Суде? От слов своих осудимся… «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). 

 DSC00831

     Медицинские последствия сквернословия также известны. Нет большего наказания у Бога, чем лишение разума, когда грешный человек уже не может принести личного покаяния. Сигарета и брань – орудия разрушения личности, отвержения от Бога, гибели в психоневрологическом диспансере в безумии. Много жизненных истории с таким исходом в нашем городе.

       Нарушение речи, парализация языка, боли в языке, рецидивирующие болезненные язвы на языке – средства вразумления человека, использующего великий дар речи не для прославления Творца всяческих, а для поругания. Таких наблюдений у разных специалистов – неврологов, стоматологов, инфекционистов, терапевтов – множество.

        Ужасающие сновидения, истощение от отсутствия нормального сна, внезапные ночные смерти тоже часто связаны с постоянным призыванием диавола и порабощением ему. Демоны похищают ночью несчастную душу, а врачи находят медицинские причины смерти, самой ужасной смерти – без покаяния!

         Как часто хирурги и реаниматологи слышат от людей парализованных, без сознания целые тирады нецензурной брани. Нередко  сквернословят под наркозом воспитанные люди, никогда не прибегавшие к хуле и брани в жизни, но запечатлевшие нечто скверное из увиденного (или услышанного) в самых потаенных глубинах памяти. Вспоминала об этом явлении и медсестра военного времени, монахиня Елизавета, когда говорила о великом смущении от сквернословия раненых воинов в помраченном состоянии.

          IMG_7844  Что же делать нам? Как справляться с греховной привычкой к сквернословию?  Эти вопросы каждый из участников встречи неоднократно мысленно задавал себе, некоторые обращались с вопросами к священнику и психологу. В каждом случае, несомненно, должен быть индивидуальный подход, приложение различных рекомендаций к практическому применению только после покаянной беседы со священником, глубокой исповеди, которая позволит вскрыть духовные изъяны, увидеть пути врачевания. Психологические, медицинские консультации, очевидно, вторичны.

Об этом говорит в проповеди, произнесенной еще в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий ученый продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11, 11). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих не теряется. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех. Устами нечестивых разрушается град потому, что злая энергия безудержного языка их, нечестивого и богохульного, проникает в сердца окружающих людей, заражает воздух духовный так, как воздух материальный заражается всякими миазмами. Если миазмы порождают в нас болезни телесные, то миазмы злой энергии духовной отравляют наши сердца, наши умы, всю нашу духовную жизнь… А материальное благосостояние народа всегда тесно связано со здоровым и чистым состоянием души и сердца народа. Если благосостояние праведных распространяется над градом, если в сердца людей проникают их святые слова, то град возвышается, благосостояние духовное, следовательно и материальное, также углубляется и возвышается. Если же царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении… Вот поэтому так сильно говорит о языке нашем святой апостол Яков…»

IMG_7842

            Церковь предлагает проверенные многими поколениями верующих советы для врачевания греха сквернословия. Вот некоторые из них:

 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

 

«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2).

 

«Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять с осторожностью, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и для славословия Бога. Убоимся расточать дар Божий для срамных дел и мыслей, памятуя, что, по слову Спасителя, за всякое праздное слово (только лишь праздное!), какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…» (Архимандрит Кирилл Павлов)

«Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей»  (1 Пет. 3:10).

 Помолимся Господу: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3), яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источники:

http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/impudence/impudence.php

http://krasvremya.ru/my-russkie-kakoj-vostorg/http://www.rusfront.ru/3884-polozhi-gospodi-hranenie-ustom-moim-i-dver-ograzhdeniya-o-ustnah-moih.html

 

В преддверии Рождественского поста члены геронтологического клуба приняли обращение к прихожанам храма преподобного Серафима Саровского с призывом  обратить свои силы и внимание на борьбу с грехом сквернословия.  

 

Отклик

Здравствуйте, члены геронтологического клуба «Оптимист» храма прп. Серафима Саровского! От имени всех ветеранов Индустриального и Железнодорожного районов – членов клуба Творческого долголетия (руководитель Артемьева Александра Петровна) выражаю благодарность настоятелю храма и членам вашего клуба за радушный прием.

Все очень довольны. Отец Виталий провел экскурсию по храму. Он научил 
как, когда, за кого молиться и как просить помощи, значение икон, принцип 
расположения икон в иконостасе. Лекция была очень интересная и познавательная. Узнали, как и где крестят и отпевают.

Особенно понравилась ваша лекция и информация про воду.
Отец Виталий всем очень понравился  за его внимание и доброе отношение 
к людям. Не к каждому настоятелю можно так подойти и получить такие 
душевные и точные ответы, которые располагают к продолжению диалога.
Люди вышли просветленные, с ощущение легкости в душе и желанием 
продолжения встреч.
Моя мама поехала на встречу с высоким давлением, а приехала домой с 
хорошим настроением и нормальным давлением.
  С уважением, Виктория.

 

 

 

3 comments on “О влиянии сквернословия на физическое и духовное состояние человека узнали участники встречи клуба пожилых людей 23 ноября 2013

  1. «В преддверии Рождественского поста члены геронтологического клуба приняли обращение к прихожанам храма преподобного Серафима Саровского с призывом обратить свои силы и внимание на борьбу с грехом сквернословия.»
    Есть ли возможность опубликовать обращение полностью? Возможно, прихожане других храмов заинтересуются и поддержат добрый почин.

  2. Ждем обращение! ))

  3. ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА К ПРИХОЖАНАМ ХРАМА ПРЕП.СЕРАФИМА САРОВСКОГО

    ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ ОТ ИМЕНИ ПРИХОЖАН — ЧЛЕНОВ ПРИХОДСКОГО ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «ОПТИМИСТ».
    В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА МЫ РАССМОТРЕЛИ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ЧРЕЗВЫЧАЙНО РАСПРОСТРАНЕННОГО ГРЕХА СКВЕРНОСЛОВИЯ. ПОДМЕНА БОГАТЕЙШЕГО РУССКОГО ЯЗЫКА МАТОМ ЗАХЛЕСТНУЛА ВСЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА. ОТ МЛАДЕНЦЕВ, МОЛОДЕЖИ, ЗРЕЛЫХ И ПРЕСТАРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ СЕГОДНЯ ИСХОДИТ ГНИЛОЕ СЛОВО, МЕРТВЯЩЕЕ ДУШИ И ВСЕ, ЧТО ОКРУЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА. НЕ МИНУЛА ЭТА БЕДА И НАШИ ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕМЬИ. МЫ ЗАБЫЛИ, ЧТО «ЗЛОРЕЧИВЫЕ… ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ».
    МЫ ПРИЗЫВАЕМ ВСЕХ ПРИХОЖАН ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАЧИНАНИЮ ЧЛЕНОВ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА: ПОСВЯТИТЬ СВОИ ДУХОВНЫЕ УСИЛИЯ В ПЕРИОД РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА ИСКОРЕНЕНИЮ СКВЕРНОСЛОВИЯ, УЧАСЬ ТЕРПЕНИЮ И ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ И НЕСКВЕРНЫМИ УСТАМИ.

    ОГЛАШЕНО ПОСЛЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО 24 НОЯБРЯ 2014 Г. ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ НАСТОЯТЕЛЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВИТАЛИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.