Спасибо, что Вы пришли! Большинство собравшихся в книжной лавке пять дней ходят на работу, в субботу едут на дачу, а в воскресенье приходят в храм.
Есть и те, кто не работают, но имеют дома телевизор и смотрят пугающие новости, интересные передачи и фильмы. Есть и учащиеся, проводящие время в шумных учебных аудиториях и в молодежных компаниях. То есть, большинство из нас живет в бурлящем, суетном мире, а по милости Божией в воскресенье приходят в наш храм к Божественной литургии. Храм для нас, как место отдыха от суетных мыслей, прилипчивых соблазнов и пагубных страстей. Храм — ковчег спасения, в который еженедельно устремляется наша душа, желая встречи с живым Христом во время литургии.
В чем-то мы похожи на дельфина. Это млекопитающее животное живет в воде, но не имеет жабр, а дышит легкими, хватая воздух, когда выпрыгивает из воды. Если дельфин не будет дышать воздухом, то он погибнет. Если мы с Вами не будем в лоне Православной Церкви, то душа наша обрастет грехами и вряд ли спасется. В книге пророка Иезекииля мы читаем: «Душа согрешающая, она умрет»(Иез. 18,20). Такая жизнь человека в двух мирах: мире Церкви и мире светском, отражается на поступках и действиях человека. Особенно человека, только начавшего воцерковляться. Человек из суетного мира приносит в свою начавшуюся христианскую жизнь, стереотипы поведения светского общества. Например, в мире мы дорожим дружбой с людьми, занимающими руководящие должности, и при разговоре не прочь обронить фразу: «А я его знаю лично, отдыхал вместе». Такие знакомые, как-бы повышают наш статус в собственных глазах, и как нам кажется, и в глазах окружающих. И вот мы пришли в храм, и нам хочется приблизиться к настоятелю, священникам. Приблизиться к священноначалию одного прихода, потом другого. Личная встреча со Христом, со Спасителем, уходит на задний план. Воцерковляющийся видит, что священник не святой, тоже человек, имеющий недостатки, испытывает разочарование: «И здесь также, как в миру, на работе», — и уходит из Церкви.
Еще пример. Порой берешь книжку с книжной полки и открываешь на последних страницах. Школьная привычка, времени нет, а ознакомиться надо. Главное, чем все закончиться. В конце книги автор обычно говорит самое главное. И вот человек покрестился, купил Библию. И открывает ее с конца, и читает Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Апокалипсис, слово знакомое, да и фильмы с таким названием есть, всплывают лица актеров в памяти. Человек читает и начинает искать «приметы» конца света в окружающем мире. «Шестерки», «карточки» и т.д. Не спасение души, через осознание личных грехов и покаяние, а поиск «конца света» увлекает в этом случае человека.
Вот о таких подводных камнях, которые встречают человека, только пришедшего в Церковь, и человека давно посещающего храм, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев в книге «Сохранить живую веру».
- Автор: Протоиерей Андрей Ткачев
- Издатель: Сретенский монастырь, 2015 г.
Книга известного миссионера протоиерея Андрея Ткачева посвящена актуальным проблемам церковной жизни. Как войти в Церковь и не уйти из нее? Какие ошибки подстерегают новоначального на пути воцерковления? Как не просто ходить в Церковь, но жить Церковью и жить для Церкви и для Главы ее — воскресшего Христа? Как не свести христианство к одной лишь обрядовой стороне, но сделать его руководящим принципом жизни и настоящей силой? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в предлагаемой книге.
Протоиерей Андрей Ткачев родился во Львове в 1969 г. Крещен в раннем детстве. Учился в русской школе. В 15 лет поступил в Московское Суворовское училище, по окончании которого обучался в Военном краснознаменном институте Министерства обороны на факультете спецпропаганды со специализацией по персидскому языку. Не завершив учебу, служил в рядах Вооруженных Сил. В 1992 г. поступил в Киевскую духовную семинарию. Год спустя был рукоположен сначала в диакона, а затем – в священника. По окончании семинарии стал клириком Георгиевского храма во Львове. Преподавал христианскую этику в школе. Был приглашен для работы на телевидении, участвовал в создании миссионерских передач «На сон грядущим», «Сад божественных песен». Вошел в редколлегию журнала «Отрок.ua». В 2005 году, получив открепительную грамоту от Львовской епархии, переехал в Киев. Назначен настоятелем киевского храма преподобного Агапита Печерского, а затем и настоятелем строящегося храма святителя Луки Крымского. 24 апреля 2011г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл своим указом пожаловал отцу Андрею особую награду за самоотверженное служение – митру. В 2013 г. отец Андрей возглавил Миссионерский отдел Киевской епархии УПЦ. После изменения политической ситуации на Украине и закрытия его телепередач переехал в Россию. Находясь в России отец Андрей Ткачев в дополнение к священническому служению ведет передачи на радио «Радонеж» и православном телеканале «Союз». Луареат «Книжной премии Рунета 2013». Автор большого количества книг и статей. Отец четверых детей.
Еще две книги, на которых хочется остановиться. Это книги издательства «Покров». Игумен Киприан (Ященко) «Воспитание добродетелей: святоотеческое учение о добродетелях — основа нравственного становления личности. Лекции и интервью». Данная книга сложилась из лекций и интервью отца Киприана со слушателями Высших Богословских Курсов и семинаристами Московской Православной Духовной Академии. Изложение материала построено в форме диалога, причем, ответ на вопрос, может быть и в другой главе. Это заставляет читателя думать, размышлять. В книге приводится святоотеческое учение о восьми основных добродетелях и противоположным им страстям. Добродетели, в зависимости от естественных потребностей человека, делятся на телесные (воздержание, целомудрие, нестяжание), душевные (кротость, радость, мужество) и духовные (смирение и любовь). Изложение насыщено размышлениями отцов Церкви с примерами из современной жизни нашего общества. Поучения преп. Паисия Святогорца (игм. Киприан снял о нем многосерийный фильм), аввы Дорофея, св. Василия Великого вплетается в мысленный ряд современника, помогая ему найти путь к Богу. Читателя ждут встречи с известными церковными деятелями (патриарх Алексий Второй, старцы Иоанн Крестьянкин и Кирилл Павлов), воспоминания о том, как задумывались важные церковные инициативы (например, Международные Рождественские чтения), мысли о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне. Ценность книги еще в том, что написал её не только священник, но и педагог с многолетним стажем, наш земляк. Многих сейчас волнует, как найти подход к воспитанию в детях чуткости и отзывчивости, смелости, милосердия и любви. И автор дает «золотой ключик» к сердцу ребенка через христианскую педагогику и опыт Церкви. Книга описывает педагогические принципы воспитания человека, основываясь на учении Церкви, христианской антропологии. Приведу несколько выдержек.
«Евагрий Понтийский создал своего рода духовную «таблицу Менделеева». Все преподобие, все уподобление Богу сводится к восьми основным добродетелям. Это выдающееся достижение, на основе которого можно строить педагогику, психологию, экономическую и социальную жизнь. У святых отцов есть ответы — каким образом воспитывать те или иные добродетели у детей и взрослых.»
«Авторами учения о восьми добродетелях можно считать, помимо Евагрия, преподобных Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, авву Дорофея, Исаака Сирина, Ефрема Сирина, святителя Василия Великого. На этих основных добродетелях основался образ жизни многих монахов и мирян. Главными источниками духовности и нравственности, благодаря которым личность возрастает, все они называют Священное Предание и Писание, святоотеческое наследие, Таинства Церкви.. » (стр. 24-25).
«Интересно, что если в педагогике обычно используется слово «развиваться», то у святых отцов мы его не встречаем. Обычно оно заменяется словом «становление» — становление личности в добродетели. И в этом — глубокий смысл. Человек не «развивается», а лишь возвращается в нормальное состояние, «устанавливается» в нем. Поэтому задача педагога и пастыря — одна и та же: вернуть ребенка или любого человека в нормальное, добродетельное состояние.» (стр. 18)
«На пути к Богу обычно человек проходит три состояния: раб, наемник и сын. Раб исполняет волю Божию из страха наказания, наемник — ради Царства Небесного, сын — единственно из бескорыстной любви к своему Создателю..Эти этапы проходят при воспитании любой добродетели. Состояние «рабства» — когда мы наказываем ребенка. Если он невоздержан, хулиганит в школе, мы лишаем его каких-то утех: конфет, мультфильмов. И этим мы не только налагаем пределы его самостоятельной активности, но и полагаем начало воздержанию. Состояние «наемника» — когда мы поощряем ребенка. Обратная ситуация: человек стал примерным в школе, нас больше не вызывают к директору — мы ребенку дарим сладости или разрешаем подольше погулять на улице. И наконец, состояние «сыновства» — когда ребенок без наших поощрений ведет себя примерно, потому что ему начинает нравиться само добро.»(стр. 21-22)
Помните, на прошлой презентации мы говорили об трезвении и насколько важна эта добродетель. По освящении Святых Даров на литургии священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послужили «во трезвение души, во оставление грехов» . Священник вначале просит о трезвении, а потом об оставлении грехов.
«Давайте посмотрим cвятоотеческое Предание: что же такое трезвение? «Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением», — пишет Игнатий (Брянчанинов). Мы уже говорили о том, что в основе всех страстей и добродетелей лежит какая-то потребность человека, которая в страсти используется неправильно. У истоков уныния — потребность в мыслительной деятельности, потребность в общении. Уму свойственно искать себе пищу. И со слов преподобного Нила Синайского, «как хлеб служит пищею телу, так добродетель душе, так духовная молитва есть пища ума». В основе трезвения лежит бдительность, молитвенное общение с Богом. Когда человек уповает на Бога, в общении с Ним ищет утешения — это добродетель. А если надеется на себя, неизбежно приходит к унынию. «Самонадеяние — наш злейший враг, который внезапно и беспощадно приводит нас к краху и оставляет в бедственном положении под открытым небом», — пишет старец Паисий Святогорец. У человека всегда есть дилемма: либо надеяться на себя, либо уповать на Бога. А можно надеяться и на себя, и на Бога? Каков смысл поговорки «на Бога надейся, а сам не плошай»?» (стр. 189)
В книге приводится много прич и примеров из древних патериков для усвоения материала.
Древний Патерик повествует: один старец пребывал в пустыне, на расстоянии двух миль от воды. «Однажды, пошедши почерпнуть воды, впал он в уныние и сказал: какая польза в труде сем? Пойду поселюсь ближе к воде. Сказав это, он обратился назад и видит какого-то идущего за ним и считающего шаги его. Старец спросил его: кто ты? Я Ангел Господень, — отвечал тот. — Я послан исчислить шаги твои и воздать тебе награду. Услышав это, старец воодушевился, ободрился и отнес келью свою еще дальше на 5 миль от воды». А мы часто думаем — как быстрее, как ближе, как удобнее. Да не в этом дело! Это два принципиально разных мышления: одно — обстоятельства приспособить под себя, а другое — самому приспособиться к тем обстоятельствам, в которых живешь.» (стр. 205-206).
Игм. Киприан разработал курс «Воспитание добродетелей», где книга «Воспитание добродетелей» является учебным пособием. Данный курс рассчитан на 9 недель и его можно бесплатно дистанционно пройти зарегистрировавшись на сайте katehumen.ru. Редактором данного сайта и одним преподавателей является наш бывший прихожанин Сергей Хома. Спасибо ему.
И вот последняя на сегодня книжка, выпущенная также под редакцией игм. Киприана «Искра Божия. Сборник сказок и рассказов для мальчиков, юношей и мужей». На курсе «Воспитания добродетелей», одно из заданий было поиск материала поясняющего ту или иную добродетель. И вот такие сборники «Искры Божии», как раз и помогают на примере сказок, рассказов, прич и жития святых раскрыть смысл добродетели и пагубность страсти. Данная книжка содержит как сказки народов мира, так и авторские сказки Натальи Абрамцевой, Евгения Шварца, Лидии Чарской, Вильгельма Гауфа, Ивана Шмелева, Константина Ушинского и других авторов. Представлены притчи и выдержки из наследия митрополита Антония (Сурожского), преп. Ефрема Сирина, священномученика Серафима и других авторов. В книге приведены замечательные иллюстрации. Сейчас читаю данную книгу своим детям 5 и 8 лет. Им очень нравится.
Игумен Киприан (Ященко) в 1974 г. окончил Педагогический институт г. Хабаровска. В 1987 г. ему была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук за кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия выбора профессии». Пострижен в монашество 20 августа 1994 г., рукоположен во иеродиакона 9 октября 2001 г., рукоположен во иеромонаха 9 февраля 2003 г. Преподаватель Педагогики в МДС с 1999 г. Проректор Высших богословских курсов при Московской православной духовной академии. Сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви с 1997 г., заведующий кафедрой педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 1996 г., декан педагогического факультета ПСТГУ с 1998 г., ректор Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений, председатель правления Центра педагогических исследований «Покров» с 2001 г. , главный редактор газеты «Воскресная школа» с 1997 г. Удостоен сана игумена в 2008 г.
Книги протоиерея Андрея Ткачева и игумена Киприана Ященко , а также и многие другие можно приобрести в книжной лавке храма преподобного Серафима Саровского г. Хабаровска по ул. Тихоокеанская, 167, и на выставке-ярмарке «Восток Православный», проходящей в стенах Хабаровской Духовной Семинарии со 2 по 4 октября.