Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем делателям на Его ниве: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для катехизации в Церкви. Пожалуй, именно с этого всё началось.
Не так давно в храме святого преподобного Серафима Саровского закончились двухгодичные курсы катехизации. Уже который год встречи проводят иерей Стефан Нохрин, дьякон Дионисий Выпов и катехизатор Мария Звонарёва. Так же, делом катехизации в храме занимаются ещё восемь человек, которые прошли когда-то тот же самый путь оглашения и закончили трёхгодичные Богословские курсы в Хабаровской Духовной семинарии.
Цель катехизации всегда одна и та же — содействовать воцерковлению людей уверовавших, потому что путь к Богу лежит через церковь.
— Встречи в рамках программы воцерковления дали мне уникальную возможность познакомиться со Священным Писанием, Заповедями Божьими и жизнью Церкви, — делится своими мыслями выпускница группы Татьяна Куранова. — За один год и восемь месяцев наша группа стала просто одним большим целым, семьей, именно здесь я по-другому стала смотреть на людей, я стала учиться любить человека, потому что он есть творение Божие, это дало мне возможность качественно пересмотреть свою жизнь.
Великий святой Русской Церкви, святитель Филарет Московский, сказал об этом так: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками?». Заповедь Спасителя «Идите и научите» прямо заповедует проповедовать и изъяснять людям веру во Христа. Об этом всегда говорит и Святейший Патриарх Кирилл, призывая пастырей заботиться о просвещении людей.
Мы обратились за разъяснениями к главному катехизатору храма святого преподобного Серафима Саровского, иерею Стефану Нохрину:
— Когда я попытался воплотить это в жизнь, оказалось, что не все так просто. Перед катехизатором, желающим помочь человеку войти в Церковь, встает много задач, всплывает огромное количество деталей, которые надо обязательно учесть, иначе, скорее всего, просто ничего не получится. Часто бывает так, что вместо катехизации получается какая-то форма религиозного образования: вновь пришедшему в Церковь человеку дают много знаний – о Священном Писанини, церковной истории, богослужебном уставе… И вроде бы все хорошо, но человек не становится настоящим христианином, он не воцерковляется, а остается светским человеком, много знающим о Православии. Но задача катехизатора – именно помочь новоначальному войти в Церковь. Как же здесь быть? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мне пришлось исследовать опыт разных священников по всей России, и в итоге получилась определенная система, которую мы сегодня используем в нашем храме.
— Говорить здесь можно долго, но в общих чертах это выглядит так: мы стараемся не только дать человеку информацию, но и помочь ему научиться молиться. Этому мы уделяем много времени: молимся вместе, просим оглашаемых молиться дома, обсуждаем вопросы, которые при этом у них возникают. Приглашаем побыть на богослужении, рассматриваем на встречах богослужебные тексты. Все это дает возможность человеку вникнуть в православный опыт молитвы. Еще один важный аспект: применение получаемых знаний в жизни. Мы ведь не только читать Евангелие должны, но и поступать так, как Господь говорит. А человек не знает, с чего начать, как правильно понять те или иные слова Господа. Порой не хватает смелости на какие-то решения. И вот, постепенно, шаг за шагом, разбирая Заповеди Божии, читая Евангелие, мы стараемся показать человеку пример христианской жизни. И, конечно, важнейшим направлением катехизации является обретение человеком Церкви как общины. Ведь мы в Церкви называем друг друга «брат», «сестра», «батюшка» — это должно быть не номинальным, а реальным отношением друг к другу. Мы вместе можем делать добрые дела, показывать друг другу пример, укреплять слабых, утешать скорбящих, радоваться созданию православных семей, рождению в них детей…
Ещё когда я учился в семинарии, нам преподавали пастырское богословие, и было понятно, что задача священника – не только проповедовать, но и помогать людям приходить в церковь. Их надо встретить, надо научить. Было чёткое понимание, что здесь надо потрудиться. Когда я стал трудиться в Спасо-Преображенском соборе на приходе, это не сразу получалось. Людей было много и было сложно каждому уделить достаточно времени. Ты предлагаешь почитать какую-нибудь духовную литературу, например, «Закон Божий» Слободского, помолитесь, но не можешь проверить читал ли человек, а значит непонятно, понял ли он. Мне было важно, что я учу не просто так. И тут я понял, что надо это как-то развивать. Люди пришли в первый раз, надо сделать так, чтобы они пришли и во второй, и в третий и стали прихожанами, стали причащаться, молиться. Я стал изучать опыт разных священников, воскресных школ по России. Вначале это вылилось в три беседы перед крещением, которые сейчас проходят во всех храмах Хабаровска, я очень активно участвовал в создании этого. А потом это стало более серьёзной системой – системой длительной катехизации.
Всё началось со Спасо-Преображенского собора, потом меня перевели в Покровский храм, после в Успенском, ну а теперь в храме Серафима Саровского. Во всех этих храмах проводились курсы оглашения. Трудятся выпускники групп длительного оглашения во многих храмах города. И в Преображенском соборе, в Серафимовском, в Елизаветенском, в Христорождественском, в Покровском храме, в Хабаровской епархии, в богадельне. Есть много людей, которые ещё не нашли своё служение, но активно участвуют в церковной жизни храма. За всё время число прошедших оглашение приближается к двум сотням.
Мы постоянно стараемся улучшать и обсуждать методику и всегда готовы учиться у других и помогать другим в развитии подобных встреч. Потому что очень важно, чтобы при воцерковлении человек проходил какое-то серьезное церковное научение, читал Евангелие, слушал слово Божие, изучал Ветхий и Новый Завет, вникал в богослужение. Очень часто люди ходят в Храм, но многие из них не знают или неверно понимают некоторые вещи. Это всё мы стараемся объяснить и ответить на вопросы.
После окончания курсов катехизации очень важно суметь правильно по душе подобрать служение. Каждый человек – это индивидуальная история, поэтому человеку предлагают прислушаться к себе, чтобы он понял, что ему интересно и в какой церковной сфере он хотел бы участвовать. Конечно это не значит, что каждый обязан чем-то себя занять. Но выбранное служение помогает больше раскрыться, чтобы глубже познавать себя и Бога.
Своими впечатлениями после окончания новой группы оглашения и своём дальнейшем пути с нами поделилась Наталья Кузнецова:
– На занятия меня пригласил отец Стефан, поскольку мы с ним являемся коллегами, преподаём в семинарии. Он – греческий, а я латинский язык. Я как-то сразу решила, что обязательно пойду. Первое время я не сильно внедрялась в процесс, но потом всё изменилось. Параллельно с этими курсами я стала много читать. Огромно впечатление на меня произвела книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона, после которой я сразу решила поехать в паломничество, что в дальнейшем и сделала. По возвращении я постепенно начала с кем-то из группы общаться, дружить, и если вначале я не понимала, зачем мне надо ходить на трапезы после службы, то тут ко мне пришло осознание, что такое «церковная община». У меня появилась огромная православная семья, друзья, с которыми часто встречается и ходим друг к другу в гости. Это так замечательно, когда у вас есть общие темы, общие интересы. Ко всему этому я решила пройти дополнительный модуль клиросного пения, который организован на базе Хабаровской Духовной семинарии. Сложно давалось сольфеджио, но я это всё, слава Богу, смогла пройти. У меня сложилось всё очень органично, и я поняла, что буду после окончания оглашения полезна церкви. Я дерзновенно намереваюсь петь на клиросе. Несколько раз мне посчастливилось уже поучаствовать в нескольких богослужениях и петь совместно с хором. Я выбрала себе такое служение, поэтому, Слава Богу за всё.
Артём Белокрылов закончил курсы катехизации в 2018 и после выбрал себе служение в храме Николая Чудотворца, в котором сейчас помогает в алтаре отцу Андрею Долгополову.
– Катехизация повлияла на меня очень точечно и скорее всего, со мной произошла метанойя – изменение ума. Во время изучения писания и материала, который давался, каждый раз открывались какие-то сложные вещи, прописные истины. Результатом оглашения произошло изменение сознания. Поменялось отношение к людям, к близким, к врагам и ко всему что тебя окружает. Мироощущение поменялось. Мирские обычные вещи отошли на встрой план, когда я начал регулярно участвовать в таинствах церкви, исповедоваться, причащаться. Я понял, что большинство, то что во мне было до, это что-то лишнее и ненужное. А после наступает облегчение духовное, душевное. Основные этапы — это увидеть в себе то, что мешало жить, принять это, ну а третий, длинною в жизнь, постараться всё исправить, чтобы самому очиститься. Меня в храм привела жена, которая до этого тоже ходила на катехизацию, хотя сейчас я понимаю, что через неё меня привел Господь и после начал действовать через писание и другие таинства, а это — величайшее сокровище. У нашей семьи поменялся круг друзей, интересов, изменился подход к жизни. Приоритеты в жизни и в общем-то, поменялась вся жизнь. Слово Божие — лучший духовник.
— В дальнейшем моя жизнь сложилась так, что мы с семьей приобрели квартиру возле строящегося храма Николая Чудотворца, в который мы начали ходить всей семьёй. А вскоре мне посчастливилось начать помогать в храме, прислуживать в алтаре, я пономарю. Моя жена помогает настоятелю и фотографирует богослужения. Вот такое Божие благословение. В наш храм приходят новые люди, задают вопросы, а потом становятся нашими прихожанами, это такая радость и благодать, что ты прибываешь с Господом в его любви. Как написано в писании «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5), поэтому мы все и тянемся к свету.
Поэтому, можно с полной уверенностью сказать, что курсы катехизации играют серьезную роль в духовном становлении для только пришедших к вере людей, желающих воцерковиться.
С их помощью будет легче понять и принять всю полноту и глубину духовной жизни. Это как своеобразная карта, которая помогает тебе ориентироваться в пространстве и не заблудиться в «дебрях» знаний. Только обретя знания, общину и служению, ты сможешь обрести истинную любовь к ближнему и как говорил великий подвижник Русской церкви Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Как настоятель храма, я очень благодарен священнослужителям и прихожанам, которые занимаются миссионерством и катехизацией. Ведь храм построен для того, чтобы люди в нем молились, участвовали в Таинствах — приобретали духовный опыт богообщения. Именно поэтому мы стараемся встретить каждого пришедшего, пригласить его на встречу, побеседовать, рассказать о Боге, молитве, церковной жизни, ответить на вопросы, которых обычно бывает много. Помочь человеку полноценно воцерковиться — это серьезный труд, который занимает много времени, требует сил. Но и результат виден — слава Богу, много людей, участвовавших в Евангельских встречах, прошедших длительное оглашение, стали нашими постоянными прихожанами, участвуют в различных направлениях приходской деятельности. Это дружная православная семья, настоящие братья и сестры. Надеюсь, и дальше Господь нас не оставит, и просветительское служение будет развиваться в нашем храме!