В мире преобладают монологи…

Одиночество. В наш стремительный век, когда времени, означенному в сутках жесткими рамками равными 24 часам, катастрофически не хватает, даже странно порой слышать это слово. Суета, казалось бы, напрочь вытесняет порой даже обоснованное желание побыть одному. Однако, несмотря на этот нечеловеческий жизненный темп, одиночество все чаще вторгается в нашу жизнь, становясь отличительной и характерной приметой времени.

Просматривая Живой Журнал Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, удивляюсь, обнаруживая такое выражение: «Одиночество — это то, что реально до конца дней будет сопутствовать мне как патриарху, оно сопутствовало и всем моим предшественникам». (http://spk-observer.livejournal.com/111201.html) Казалось бы, уж кто-кто, а Святейший Патриарх, окруженный массой людей, ведущий колоссальную работу, осуществляя свое служение, просто не может быть одиноким. Однако, в противовес моему же суждению, на ум пришла фраза, которую я недавно услышала: «В мире преобладают монологи…».

И действительно, как легко стать одиноким, даже будучи окруженным десятками, а, порой, и сотнями людей. Но толпа, масса, большое скопление людей — это еще не соборность. А ведь именно соборность делает из массы то, что является целостным сочетанием свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Соборность — это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания людьми правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и Божественной праведности. Ключевой смысл – «единство во множестве», когда личность, как уникальное творение Бога, ценна сама по себе, но в Православии человек находит самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем.
Часто одиночество настигает нас тогда, когда мы не имеем точки «духовной опоры», не видим ориентир, не имеем стойкого стержня веры. Когда мы не понимаем, что храм, это не только место, где проходят Богослужения, не место, где священнослужители могут совершать требы, куда нужно забежать (именно забежать, а не зайти), чтобы поставить свечку, на ходу выспрашивая у служителей, в каком именно месте лучше это сделать, чтобы наши просьбы (читай = молитвы) исполнились, но место, где мы являемся частью великой принадлежности к Церкви.

А всегда ли мы ощущаем себя этой самой частичкой? В памяти всплывают слова, которые я недавно слышала от настоятеля одного из Хабаровских храмов, и с которыми он обратился к прихожанам. «Каждый из нас может задать себе вопрос, а хорошо ли я знаю, да и вообще, а известно ли мне что-нибудь о том человеке, который, быть может, уже много лет молится рядом и вместе со мной? Чем он живет? Не нуждается ли в чем либо?»
Помню, что эти слова заставили задуматься не только меня: ведь зачастую слово «помощь» в нашем сознании всегда наделяется логичным на первый взгляд определением «материальная», что само по себе с головой выдает наш материальный, прагматичный до мозга костей мир, отравленный денежными отношениями, подменяющими истинные человеческие добродетели. Но все чаще и чаще, в силу профессии, мне попадаются истории, в которых люди просят помощи. Они просят помочь им в… общении, просят избавить их от вынужденного одиночества. Ведь одиночество – благо только для тех, кто выбрал его осознано, для иных – это страшное бремя, отравляющее жизнь.

Поэтому так важно именно то обстоятельство, что сейчас активно развивается жизнь на приходах, для того, чтобы каждый прихожанин смог почувствовать себя сопричастным не сколь большой дружной семье, объединенной кровными узами родства, но общине верующих людей, объединенных церковными Таинствами. Чтобы каждый смог проявить свои способности, умения, реализовать таланты и, тем самым, помочь Самому Христу, через помощь ближнему.

Приход — это школа Христовой любви, навыка любви к Богу через исполнение Его воли, понуждения себя к жизни по Его заповедям и навыка любви к ближним через действия по отношению к ним, как Господь учит поступать в Евангелии. Создание добровольного служения силами самих прихожан – это мощный стимул к развитию приходской жизни. Для людей, готовых жертвовать временем, силами, деньгами, такой вид служения – способ укрепиться в вере, а для кого-то, — реальный способ воцерковиться.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.