Позади очередные выборы, прошедшие в нашей стране, но и вся жизнь человека – это выбор. Иногда наш выбор, — это следствие нашей воли, а чаще всего – кажущийся нам личный выбор, принимаемый под давлением чужих идей, мыслей, рассуждений. Сегодня складывается именно такая ситуация, при которой различными способами нас пытаются склонить к выбору, необходимому для той или иной стороны. Оттого и результат в стране налицо: волнения, недовольства, митинги, растерянность. И эту ситуацию нельзя игнорировать, нельзя не реагировать на происходящее, слишком свежи еще воспоминания о начале XX века, когда в истории нашей страны уже произошел крутой поворот, предопределивший трагичность нашего нынешнего положения, кардинально повлиявший на политическую, социально-экономическую, культурную, духовную жизнь не только России, но и всего мира в целом.
Сегодня, мы все стоим перед очередным выбором, об этом очень точно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 17 декабря, в день памяти св. великомученицы Варвары, обращаясь не только к собравшейся пастве, но и ко всем нам, к каждому из нас.
«Вся человеческая история исполнена борьбы за правды. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда. Человеческая правда. С маленькой буквы, правда.
Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки! Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними — Божию правду?
Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят: «если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы». Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего XX века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле — только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье».
Как не вспомнить здесь слова великого классика Ф.М. Достоевского, утверждавшего что, «не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь, наконец, народ свой и святую правду его». Иными словами, путь к переустройству мира лежит через преодоление человеком его собственной греховной сути. А ведь именно от человека, способного сопротивляться искушениям, зависит политическая стабильность мира, спокойствие и солидарности людей.
«Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше вздыбливается очередными конфликтами — не только мирными, но, как мы знаем, и кровавыми, — продолжает Святейший Патриарх, — Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому».
Следует помнить, что основой любого государства и общества как такового является нравственность, потому как все: культура, политика, экономика страны находятся в прямой зависимости от нравственности живущих в ней людей. И, как показывает многовековая история нашей страны, все попытки представить нравственность как самостоятельное понятие, способное существовать само по себе, умещается в знаменитой «карамазовской формуле», — «Бога нет, и все позволено»! Тем самым доказывая, что нравственность без Бога невозможна.
Призывом к каждому из нас, завершил свою проповедь Святейший Патриарх Кирилл: «Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть».