Чистый понедельник — народное название первого дня первой недели Великого Поста. Основное церковное значение этого дня — это приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг.
Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела.Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста.
Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, «очищали» посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая «постные» горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года.
Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.
На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование — Литургия Преждеосвященных Даров.
На первой неделе Великого поста, с понедельника, 6 марта, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий».
Это чудесная возможность, наконец, остановиться в суете нашей сумасшедшей по темпу и скорости жизни, оглянуться, прийти в храм, принести покаяние, задуматься, а куда мы вечно бежим и не пробегаем ли мимо чего-то очень важного…