Говоря о «своем кресте», мы зачастую представляем что-то сложное, тяжелое и трагическое. А бывает крест иной, крест, проносящий радость, даже если он маленький, деревянный, провисевший год в кабине маршрутного автобуса…
Надо ли говорить, что такое общественный транспорт? По мне, так эдакий вариант печально знаменитых коммунальных квартир, в которых нужно либо научиться уживаться с соседями, либо превратиться в злую, вечно недовольную соседку, ищущую повод выплеснуть негатив на любого, сделавшего неосторожный шаг. В часы пик, когда как нельзя к месту вспоминается русская пословица про яблоко, которому негде упасть, то там, то тут слышится ругань, недовольство: поди-ка попробуй любить ближнего, когда в ужасной давке на новые замшевые туфли наехала извечная дачная тележка, оставляющая на них затейливый след «протектора шин». Прокручивая в голове мыслимые и не мыслимые варианты развития событий, зачастую мы входим в автобусы, трамваи или троллейбусы, словно закованные в броню, под которой старательно прячем сердце.
В безумной круговерти суетливых будней, что же еще способно смягчить наши сердца, усмирить кипящие страсти, заставить увидеть в человеке не вынужденного соседа по коммуналке или попутчика до ближайшей остановки, но Образ Божий? Действительно, что?
Есть в нашем городе автобус, в котором на пассажиров взирает не «китайская трехлапая жаба, приносящая денежные потоки», не календари с «символами года» или подковки «на удачу», а икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». Водитель автобуса по имени Роман рассказывает о своем решении повесить икону и Распятие в кабине:
«Маршрут у меня такой, часто ругань и ссоры бывали, а тут, стали кондуктора подходить, удивлялись, чего у нас с пассажирами происходит: и здороваются, и прощаются, и спасибо говорят – чувствуется какая-то радость, — говорит Роман и радуется сам. – И мне легко и напарникам».
А началось все с обычной надписи «Спаси и Сохрани», наклеенной на автобус. Но обычной ли? Роман – человек верующий, потому, как и для любого христианина, каждое его действие должно руководствоваться верой. «Я все стараюсь делать во славу Божию». И, глядя на искреннюю улыбку Романа, невольно, но непритворно в это веришь. Казалось бы, а что тут такого: повесить икону или крест в машине, многие, даже далекие от Церкви люди это делают – эдакая дополнительная подушка безопасности к базовому комплекту. Но если крест, икона или надпись – это не просто кич, но видимое исповедание веры? Тогда бывают и сложности.
«Начальник настоятельно посоветовал мне снять все это: по его словам, верить можно, но в душе, не демонстрируя и не выставляя напоказ. Но я не мог этого сделать, ведь те радостные изменения шли на пользу не только мне и коллегам, но и всем, кто ездил на нашем маршруте. И, вдруг, снять». Роман заметно волнуется, и я понимаю, для него это не просто «привычный антураж или дорогие сердцу вещи», но реальная проповедь о Христе. «Решил даже уйти с работы, но ко мне стали подходить коллеги, кондуктора, говорить, чтобы не делал этого, так как они, да и, с их слов, пассажиры, нуждаются в радости, которая словно «поселилась» в автобусе с тех пор, как я повесил икону и крест».
Слушаю и вспоминаю утреннюю поездку в маршрутке: шансон и дым от сигареты, сперва думала, что показалось, но, присматриваясь к водителю, убеждаюсь: в зубах окурок. Из воспоминания выводит голос Романа: «На днях подходит ко мне кондуктор и говорит, мол, откуда запах такой сладкий в салоне. Сам понять не могу. Присматриваемся, пытаемся понять и с волнением понимаем, запах идет от простого деревянного креста, год провисевшего в салоне…».
После этого разговора я неспешно иду по вечернему зимнему городу, кутаясь в шарф и невольно засматриваясь на проходящие мимо автобусы, размышляя, а останется ли среди них такой, необычный, где на вечно спешащих пассажиров с нежностью взирает Божия Матерь, умягчающая наши сердца…
2 комментария на «Крест водителя Романа, или про автобус, в котором поселилась радость»