Машина останавливается у здания «сталинской постройки», на фасаде которого сияют буквы фразы-молитвы: все святые, молите Бога о нас! Вот такой видимый смысловой диссонанс. Но только лишь видимый…
Пока настоятель храма Всех святых иерей Алексей Артамонов приветствует митрополита Игнатия и владыку Николая, по ступенькам спускается еще один персонаж – черно-белый кот, который счел своим долгом начать тереться о мои ноги.
— Вот он – наш район, — доносится до меня голос отца Алексея. — Морг, пара ритуальных агентств, зона, школа, где очень много детишек из неблагополучных семей. Окна в храме каленые стоят. На всякий случай.
Район и правда производит тягостное впечатление: деревянные бараки, кое-где уже изрядно порушенные, иногда свалки и стайки грязных собак, ищущих себе пропитание.
Однако, оптимизм, открытость и деятельность настоятеля «комсомольско-гарлемского» храма перекрывает все недостатки района. И нет сомнений, что храм станет духовным центром, сердцем и надеждой для сотен людей, живущих здесь.
— Батюшка, — вспоминаю я. – А кот черный – это ваш?
— Нет, — говорит отец Алексей. – Но, видимо, уже наш. И назвали мы его Монахом.
— Ну, вот, кот уже получил помощь от храма, — улыбаюсь я.
Пока едем в машине в епархиальное управление, вспоминаю литургию в Ильинском кафедральном соборе, которую возглавил владыка Игнатий.
Прислонившись к стене недалеко от кануна, замечаю добродушную женщину, которая неожиданно подошла ко мне и вручила конфетку со словами:
— С праздником вас. Возьмите конфетку. Просто так, чтобы вы улыбались!
Не совсем понимаю, с каким именно праздником меня поздравили, то ли с 8 марта, то ли с днем памяти святителя Григория Паламы, но беру конфетку. И, несмотря на то, что идет служба, благодарю незнакомку.
Через пару минут слышу раздражительный шепот женщины, несущей послушание на подсвечниках, которая на «конфетки» отреагировала вовсе не доброжелательно, решив объяснить, что и как нужно делать в храме.
Уже после богослужения на проповеди владыка в числе прочего говорил о фаворском свете, о его отблеске в каждом человеке в тот момент, когда он сталкивается с добром или милосердием.
Думаю, что именно в той «женщине с конфетой» я увидела тот самый отблеск того самого света.
Говоря о послушании и помощи, владыка очень по-доброму сказал, что мы должны быть как овечки, а чаще всего ведем себя как бодливые козочки или кусачие собачки.
Наверно, если бы таких «неправильных зверушек» в нас было бы меньше, то и отблеск фаворского света вспыхивал бы намного чаще.
А дальше – продолжение марафона: презентации шести епархиальных отделов, встреча со слушателями Богословской школы при кафедральном соборе во имя святого пророка Божия Илии, посещение старейшего прихода Комсомольска, часовни на железнодорожном вокзале. В свой вагон практически запрыгивали на ходу.
Благодарственный молебен прямо в вагоне, короткий обмен эмоциями, вечернее правило.
— А это что у вас там? Иконки? Облачение? А что это? – задают вопросы проводники. – Ну, тогда мы в храм придем, чтобы разобраться…
Вот и утренний вокзал Хабаровска. Думаете, сегодня у всех выходной? Нет. Владыка едет преподавать в семинарию, семинаристы туда же, но учиться, у меня запланировано несколько рабочих встреч. Марафон продолжается…