Конспект огласительной беседы

(Оригинал взят в Символ веры)

Статья преподавателя Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) была опубликована в газете «Образ и подобие» №5, август 2013 года.
1

Мы называемся христианами, потому что верим в Господа Иисуса Христа как в нашего Спасителя. То есть в Того, Кто взял на Себя наши грехи и искупил их на Кресте Своей Кровью. В Того, Кто Своим Крестом победил диавола, избавив нас от его власти. В Того, Кто Своим воскресением из мертвых разрушил ад и низложил смерть, освободив нас из их плена. В Того, Кто принес Себя в Жертву ради нас и этим воссоединил нас с Богом, усыновил нас Ему и сделал наследниками Его вечного Царства. В Того, без Чьей помощи человек остается в духовном плену и в отчуждении от своего Творца.

Каждый из нас предназначен к вечности и, помимо смертного тела, обладает еще и бессмертной душой. От того, как мы проживем нашу короткую земную жизнь, зависит то, какой будет наша жизнь вечная. Если мы здесь, на земле, не научимся жить с Богом, то не сможем быть с Ним и в вечности. И тогда вечность станет для нас мучительна, потому что только в Господе – полнота бытия, радости, любви и света, и мы вечно будем терзаться тем, что сами себя лишили этого.

Он наш Создатель и Источник жизни. И естественным состоянием для нас является жить так, чтобы мы были в Боге, а Бог – в нас. Жизнь без Бога – состояние неестественное, противоестественное. Собственно, это и есть ад. Без Бога мы становимся похожи на рыб, выброшенных из воды на берег и умирающих вне своей среды обитания. Или же на цветы, лишенные солнечного света и потому гибнущие. Физическая смерть – это разлучение души с телом, а духовная смерть – это разлучение души с Богом. И человек может быть жив и здоров телом, но носить в себе умершую душу, лишенную общения с Господом. И не понимать: «Отчего же, при всем внешнем благополучии, мне так мучительно тяжело на сердце? Отчего у меня внутри творится ад?»

Что же разлучает нас с Богом? Наши грехи: дурные поступки, злые слова, нечистые мысли, нехорошие чувства. Не очистив себя от них, мы не сможем быть с Богом. Любой грех – это рана, которую мы наносим своей душе. Это грязь, которой мы ее пачкаем, и яд, которым мы ее отравляем. И это стена, которой мы отделяем себя от Бога.

А закрыв душу для Божественного Света, мы открываем ее для темных сил – падших ангелов: диавола и его демонов. Для бесов. Через наши грехи они получают прямой доступ в наше сердце и пленяют его, незаметно порабощая нашу волю и постепенно уводя нас все дальше и дальше от Бога. Мы можем думать, что свободны, и даже гордиться своей свободой, но на самом деле быть в невидимых сетях, расставленных злыми духами. И тогда после нашей смерти они предъявят свои права на нашу душу.

Вот от всего этого и избавил нас Иисус Христос, движимый любовью к нам. Любовью всеобъемлющей и жертвенной. Но как же смог Он – простой плотник из Назарета – совершить такое: спасти все человечество от греха, проклятия, смерти, диавола и ада? Разве под силу это человеку?

Здесь заключена великая тайна: Христос – не просто человек, и даже не просто пророк, и не просто великий святой и учитель. Он – Сам Бог, пришедший на землю во плоти. Творец вселенной, ставший человеком. Когда мы от-вернулись от Господа, забыли о Нем, Он Сам пришел к нам и стал Одним из нас. Он спас нас Своей земной жизнью, Своим Учением, Своими распятием на Кресте и смертью, Своими воскресением из мертвых и вознесением во плоти на духовные Небеса. И этим открыл нам Путь к подлинному и бесконечному счастью – вечной жизни в любви к Нему и друг ко другу.

Но Господь уважает нашу свободу и не навязывает нам Свое спасение, а приглашает нас добровольно принять его. Как принять? – Через веру в Него, через жизнь по Его заповедям и через участие в Таинствах Его Церкви. Принятие Христа означает покаяние, то есть отречение от греха и от диавола, полную перемену образа жизни и образа мысли. Вместо греховных поступков, слов, чувств и мыслей христианин начинает воспитывать в себе святые мысли и чувства, которые воплощаются в святых словах и поступках.

Это начало новой жизни – христианской, церковной, т. е. жизни в Боге. И первый ее шаг – Таинство Крещения, которое является для нас новым рождением – рождением в вечность.

Бог всегда помогает нам на этом пути, потому что без Его помощи стать христианином невозможно. А подает Он нам необходимые духовные силы через молитву. А также через Таинства Православной Церкви, среди которых, после Крещения, самые важные – Причащение (Евхаристия) и Исповедь (покаяние). Крещеному человеку необходимо участвовать в них чем чаще, тем лучше. Они должны стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Тому, как жить по-христиански, Господь учит нас в Священном Писании – Библии, особенно в Новом Завете – Евангелиях и апостольских посланиях. Потому очень важно ежедневно читать их, сверяя с ними свою жизнь. Также полезно брать пример со святых – с подвижников, которые стали для нас образцами того, как надо жить по Евангелию. Читая их жития и поучения, мы начинаем лучше понимать, что значит быть со Христом.

Конечно, христианская жизнь – труд и подвиг. Но на этом узком и тернистом пути мы обретаем бесценное сокровище – Самого Бога. И ради этого стоит потрудиться.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Конспект огласительной беседы: 14 комментариев

  1. странно для огласительной (!) беседы преподавать как бы уже христианам. им бы сначала объяснить что это такое

    • каким «как бы уже христианам»? и что им сначала надо объяснить?

  2. Через недельку пришлю наш вариант огласительных бесед… разрабатывали долго и нудно, зато вроде все охватили. И там реально для некрещеных, пришедших не причаститься Богу, а «чтобы не болеть». Потому что настоящих ищущих Бога и поэтому желающих креститься вы сейчас днем с огнем не найдете.

    • Во-первых, это конспект беседы, а не её стенограмма. Во-вторых, и конспект пришлось сокращать, чтобы он уместился в рамки газетной заметки (например, опущено введение в триадологию).

      Она тоже расчитана на «реально некрещёных», пришедших, «чтобы не болеть». Именно для них и поясняется, что целью должен стать Сам Бог (и по умолчанию подразумевается, что иначе и креститься смысла нет).

      • Ну предположим, они уяснили, что своих мотивов для крещения у них не осталось. И что? Они развернутся и уйдут?

        Нет 🙂 Они пойдут к другому священнику и за деньги все устроят как хотят 🙂

        PS. у меня опять проблемы с комментированием этих чокнутых блогов — опять Forbidden. Кто там ходы-выходы мне закрывает постоянно?

        • Что касается, нашей епархии, то им в этом случае придётся ехать в соседний регион :-).

          Так ведь и невозможно придумать никакой такой метод оглашения, который бы железно срабатывал и на выходе гарантированно давал бы пламенных христиан. Поелику свобода воли и всё такое :-).

  3. Вся беда с этими огласительными беседами в том, что мы не можем человека заставить верить. Потому что вера — дар от Бога. Мы не можем человеку что-то доказать или убедить.

    Мы можем только НАУЧИТЬ. Т.е ни в чем не убеждать и не доказывать, а дать образование.

    Чтобы когда человек пришел креститься уже по своей воле, на вопрос «зачем» ответил уже что-то более осознанное, да и Троицу исповедал правильно.

  4. Смысл огласительных бесед — дать ЗНАНИЯ человеку о том, к чему он стремиться. А не убедить, заставить и т.п.

    • С одной стороны, так и есть. С другой стороны, чаще всего приходится разъяснять, что те стремления, с которыми пришли люди просить крещения, ложные. Что креститься надо ради совсем иных вещей.

    • Я тоже в этом убежден. Но, к сожалению, из нынешней епархиальной схемы оглашения оно исключено под предлогом нехватки времени.

  5. Когда я крестилась в 1993 году, никто согласительных бесед не проводил. Но если бы тогда «хоть что-нибудь» рассказали- и на том спасибо.

Добавить комментарий для Инна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *