Многим хорошо известны слова Господа о браке: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10: 7-8). Именно этому Евангельскому отрывку (Мк. 10: 1-12) были посвящены беседы в этот раз.
В Молодежном центре собрались и семейные люди, и пока очень молодые для брака, и еще пока одинокие, и даже, к сожалению, состоящие в разводе. И тема брака волнует все категории присутствующих, это было очень заметно по эмоциональному «накалу» дискуссии, иногда доходящей до недоумения или удивления, непонимания и неприятия.
Вступительное слово сказал о. Макарий. По словам батюшки «негоже человеку быть одному». Что это значит, ведь сейчас даже среди православных очень много людей уже достаточно «взрослого» возраста (30-40 лет …), живущих в миру в одиночестве. Батюшка привел пример из своей жизни. Еще до пострига он рассуждал так, что будет жить один и все свое время посвящать Богу. На что старец ему ответил, что есть только два пути – супружество или монашество, другого нет.
Тут же возник вопрос, а что мирянин, живущий один, не спасется? Или это тоже может быть промысел Божий? Если этот человек посвящает себя заботе о других людях (например, о престарелых родителях), живет по заповедям, значит, может спастись. Начали вспоминать, что среди святых было много воинов (не состоящих в браке), например, Федор Ушаков. Но все же, как отметил о. Макарий, лучше бы человеку уж до 40 лет определиться со своим жизненным путем – либо брак, либо монашество, а монашество в миру – это почти невозможно.
Семья – это малая Церковь. Господь объединяет людей в одну плоть. Даже есть определенное таинство Церкви – венчание, в котором супруги получают особый вид благодати и защитный покров от Господа. Появился вопрос по тексту Евангелия: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 10), это относится только к венчанному браку или и гражданскому тоже? На что батюшка дал такой ответ, и все с ним согласились, что если человек вступает в законный брак, то это уже является основанием для постоянного проживания с одним супругом. И расторгая брак, мы согрешаем, предаем, совершаем прелюбодеяние, и другого толкаем на этот же шаг (ему тоже придется искать нового спутника жизни). Вступив в «тесное общение» с женщиной, мужчина начинает нести за нее ответственность. Не могут же мужчина и женщина вступать в связь абсолютно без чувств, это тоже их маленькое «таинство». Естественно, были возражения, что сейчас это происходит, к несчастью, сплошь и рядом.
А почему тогда Моисей разрешил разводы? Написано – «по жестокосердию вашему». Павел Коржуков пояснил, что люди были жестокими, и чтобы не доходило в семьях до убийств, Моисей разрешил разводы (меньшее зло). Сейчас же Господь запрещает разводы, и называет их прелюбодеянием.
А будут ли соединены венчанные супруги в Царствии Небесном? Как мы знаем, Господь говорил фарисеям, что в Царствии Небесном не будет браков. Поэтому все мы (православные христиане) будем телом единым, и не будет отдельно соединения мужа и жены. На что некоторые недоуменно возразили – зачем тогда вообще вступать в брак?
Оказывается, брак нужен не только для чадорождения, а в большей степени даже для более удобного спасения. Одному спастись намного сложнее, человек живет для себя. Тогда как в браке мы обретаем смирении и терпение, притираемся друг к другу, помогаем справляться с немощами. Был приведен образный пример – если в мешок положить острые камешки, то со временем при трении друг о друга они сгладятся. Так и в семье, чем больше «камушков», тем лучше. Батюшка напомнил, что слово «семья» состоит из слов «семь» и «я», т.е. муж, жена и 5 детей – вот замечательные условия для спасения. Примером тому является царская семья (царственные страстотерпцы).
Думается постоянно будут возникать разговоры на то как лучше спастись, особенно толкуя послание апостола Павла к Коринфянам…
Уйдет человек от родителей и прилепится к жене и станут двое одна плоть, но когда объясняют, это место говорят про тело духовное, но если одно духовное тело то и по смерти они вроде должны быть вместе, думается когда Господь отвечал садукеям, на вопрос про семь братьев и одну жену, он имел в виду их плотское обладание женой, ведь недаром, часто после смерти супруга или супруги люди ни с кем больше не сочетаются, может поэтому супруги могут вымолить друг-друга и поэтому неверующий муж освящается женою верующей и мне лично думается, точнее хочется думать, что любящие друг друга супруги и после смерти остаются вместе. Например святые Петр и Февронья муромские, после смерти их тела положенные в разных местах чудным образом оказывались вместе.