16 мая в рамках IV Кирилло-Мефодьевских образовательных чтений состоялось заседание секции военно-патриотического воспитания. Заседание проводилось в форме круглого стола, тема которого была «Феномен кадетства. Духовно-нравственный ресурс».
Круглый стол собрал более 35 человек из различных образовательных учреждений города, в которых имеются кадетские классы.
Открывая заседание, руководитель военно-патриотического отдела хабаровской епархии иерей Василий Диденко, сказал о том, что целью данного мероприятия является проведение аналитического обзора того, что сейчас происходит в кадетском движении города и края. И в каких направлениях необходимо продолжать движение с целю воспитания патриотов, способных самоотверженно служить Отечеству.
– Сколько бы мы не говорили о патриотизме, если мы не признаем откуда он духовно идет, мы не сможем его воспитать.- сказала в своем выступлении Светлана Ильинична Давыдова, доцент кафедры психологии и социально-гуманитарных дисциплин Педагогического института ТОГУ. – А духовно он идет от заповеди Божией: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле”. Родина, Отчизна задается с отцом и матерью. Без исполнения этой заповеди не будет Родины и любви к ней. Таким образом, патриотизм как заповедь.
Патриотизм это сила добролюбезная, ибо покоится на любви к Отчизне, Родине и не покоится на ненависти к другим народам. О воспитании патриотизма и народности говорит вся классическая русская педагогика. Например, Константин Ушинский, который отказался от такого подхода, когда все хорошее, что есть в других странах, переносится на русскую почву без учета традиций и образа мышления. Ушинский внимательно изучил опыт других стран, но не для того, чтоб пересаживать это на нашу почву, а для того, чтобы понять, как они воспитывают своих детей: французы – французов, немцы – немцев, англичане – англичан. Сделав выводы, он понял, и написал, что каждый народ воспитывает своих детей по какому-то народному идеалу, выработанному веками, включающему единое понимание этой нацией, добра, справедливости и красоты. Нам кажется, что это для всех одинаково. Но это не так. Эти три категории имеют различные грани, а у некоторых народов они могут и совсем расходиться. Поэтому нужно понять, что есть идеал нашей конкретной страны России. И в этом духе, не ломая его, а взращивая, воспитывать детей. Без этого не возможно никакого разговора о патриотизме. Учитывая тот факт, что России достался исторический жребий быть главным хранителем живого предания религиозной истины – православия, следовательно, и воспитание на другой основе не сможет решить поставленных задач.
Кроме этого, в своем докладе Светлана Ильинична отметила и то, что по отношению к силе и могуществу государства, по способности жертвовать ему всем личным, по умению пользоваться государственной и гражданской свободой русский народ оказался политически одаренным. У русского человека – гениальный государственный инстинкт, что, несомненно, должно быть учтено при воспитании и образовании.
О феномене кадетского образования, использовавшего в дореволюционной России классическую русскую педагогику, позволяющую воспитать целостную личность, способную жертвенно служить Отечеству на любом поприще, говорил руководитель отдела военно-патриотического воспитания Хабаровской епархии. Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Василий Диденко.
– Президентом РФ в утвержденной «Стратегии национальной безопасности» определены национальные интересы России на ближайшие годы в сфере национальной безопасности. Реализация задач, которые прописаны в этой доктрине, напрямую связаны с образованием и воспитанием людей, способных служить России в 21 веке.
Для нас наиболее приемлемой формой такого питомника, являются традиционные кадетские корпуса. Они в прошлом поставляли нашему обществу великих и малых, но одинаково честных и верных Отечеству людей. Кадетские корпуса одно из самых значимых явлений не только в истории наших военных учреждений, но и всей российской системы образования в целом.
Кадетские корпуса являлись первоначальной ступенью в подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки только военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам наряду со специальным военным и широкое гражданское образование.
В основе кадетства лежит идея целостного воспитания. И сегодня мы очерчиваем некие штрихи к кадетскому воспитанию, которое мы хотим реализовать.
Вся система воспитания кадетов была основана на педагогических принципах К. Д. Ушинского, использовавшего для формирования разумной, гуманной, чувствующей личности два фактора: свободную инициативную деятельность воспитанника и среду, в которой эта личность растет.
Система, созданная Ушинским, восходит своими корнями к древнегреческому воспитанию, которое было целостным и интегральным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей. И при этом учитывался принцип – всего в меру и ничего через чур. Это очень важно, особенно в подростковом возрасте, не перегибать палку ни в интеллектуальную или физическую подготовку. Все образование составляло четыре направления: интеллектуальное, художественное, спортивное и военное. Оно было интегрировано в одном месте и в одном человеке. Сегодня мы имеем разрозненное образование, которое выделяет какое-то одно направление и его интенсивно развивает.
Кульминационная точка греческого целостного воспитания была сформулирована Аристотелем: существует воспитание, которое нужно давать детям не потому что оно является полезным, не польза ищется, а потому что оно ведет к свободе и благородству. Зачем это нужно – свобода и благородство? Аристотель считал, что главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк, ни какое другое животное не пойдет на встречу красивому риску, только лишь благородный, человек. Вот этот принцип, по которому строилось воспитание, готовил человека на подвиг.
Сейчас мы восстанавливаем многовековую традицию. В частности, в России военное воспитание началось в 15-16 веках в полках дворянских детей. К концу имперского периода России количество кадетских корпусов достигло 32.
Столпы, на которых строилась кадетская педагогика, как определяет И.Н. Андрушкевич, это как раз и есть вера, заветы и традиции, инструментальные концепции, нравы и манеры, символы и ритуалы.
Возрождая сегодня кадетское образование, мы должны помнить, что оно в первую очередь должно быть духовно-нравственно. Сегодняшние суворовские училища просто военизируют детей. Через физическую нагрузку через военную подготовку доводят детей до некой меры готовности. А ребенка необходимо вначале научить любить.
Только в кадетских корпусах было полностью реализовано и соблюдалось главное правило педагогики, сформулированное Константином Дмитриевичем Ушинским: дайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности.
И вот только эта деятельность и будет давать результат в 21 веке.
Русские кадетские корпуса поставляли государству кадры молодежи хорошо подготовленные религиозно, морально, интеллектуально, и физически, для самоотверженного служения Родине.
Религия и православие в частности занимали исключительно важное место в педагогической системе кадетского образования. Закон Божий стоял на первом месте, Все военно-патриотическое воспитание основывалось на христианских заповедях: на любви к отечеству, на уважении родителей, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести. Ничего новейшего придумать нельзя и придумывать ничего не надо. Мы должны повторить свою историю своей национальной педагогике.
Однако, все это невозможно сделать без кадров. Без педагога ничего не получиться. Вот почему сегодня к участию в кругом столе мы пригласили педагогов. Мы хотим заручиться вашей поддержкой. В переводе с греческого «педагог» – раб. Раб, ведущий своего ученика к учителю. А Учитель – Иисус Христос. Он сказал – Я есть и Путь и Истина и Жизнь.
В завершении круглого стола Кузнецов Николай Митрофанович, председатель Хабаровской краевой общественной организации «Союз суворовцев, нахимовцев и кадет», рассказал о проведенной в 2015 году неделе кадет, губернаторском кадетском смотре и кадетском бале. Он сообщил о том, что в сентябре 2016 года в Хабаровске пройдет городской открытый смотре кадетских классов, в котором приглашаются принять все школы, где присутствую такие классы. Проект положения уже подготовлен и будет утвержден в ближайшее время.