«Огни памяти» в многопрофильном лицее

2 сентября в многопрофильном лицее им. 202 воздушно-десантной бригады прошла акция «Огни памяти», посвященная окончанию второй мировой войны. На торжественном построении прозвучали стихи и песни о войне, история открытия Дальневосточного фронта и борьбы с милитаристской Японией, обращение ветеранов боевых действий к лицеистам.

_DSC1026_492x326

_DSC1032_492x326 Читать далее

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , , | Оставить комментарий

День знаний в кадетской школе: и первый звонок, и молитва

«Без молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай» А.В. Суворов

Традиционно на линейке в День знаний учащихся кадетской школы № 1 им. Ф.Ф. Ушакова объединяет не только первый звонок, но и молитва. _DSC0963_492x326

Читать далее

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , | Оставить комментарий

Крещение на реке: уже традиция

27 августа завершились сборы первокурсников – курсантов Дальневосточного юридического института, проходившие на территории лагеря МВД в п. Быхича.  Поддержать ребят приехали их друзья и родители. _DSC0063_792x525

Читать далее

Рубрика: Новости | Метки: , | 1 комментарий

«Горячее лето – 2016»: итоги и планы на будущее

Долгожданная встреча участников военно-патриотического православного лагеря «Горячее лето – 2016» началась с молебна на новый учебный год в храме Святого благоверного князя Даниила Московского. Совместная молитва объединила и ребят, и их родителей, и педагогов лагеря.
_DSC0150 Читать далее

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , , , | Оставить комментарий

«Горячее лето – то, что надо любому ребенку» (из детских сочинений)

«Я катался на мопеде, гулял с друзьями. И в один прекрасный момент я приехал в лагерь..». Так начинается сочинение одного из участников «Горячего лета – 2016» на тему «Как я провел лето». Лето – это маленькая жизнь. А лето на море – это насыщенная, яркая и незабываемая жизнь!
Военно-патриотический православный лагерь, который стал уже хорошей традицией, в этом году прошел на базе бригады военно-морской пехоты в б. Горностай Приморского края.

_DSC0516

Читать далее

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , , | Оставить комментарий

Сбор участников «Горячего лета 2016»: ждем встречи!

31 августа, в преддверии начала учебного года, в 10.00 в воскресной школе нашего храма состоится сбор участников военно-патриотического православного лагеря «Горячее лето-2016».

_DSC0027-min _DSC0496-min

Встреча начнется молебном на начало учебного года. Затем ребята смогут узнать о планах на учебный год и проектах прихода. Так же в программе встречи подведение итогов лагеря, обмен фото и видеоматериалами, контактами и традиционное чаепитие!

Ждем встречи!

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , | Оставить комментарий

«Горячее лето – 2016»: точка отсчета

27 июня в 19.00 в кадетской школе № 1 им. Ф.Ф. Ушакова состоится родительское собрание участников «Горячего лета – 2016» – православного военно-патриотического палаточного лагеря. Сборы пройдут в две смены с 27 июля по 15 августа  на территории военной части в Приморском крае в бухте Горностай.

На повестке дня: цели, задачи и программа сборов, техника безопасности, знакомство с организаторами и педагогами. «Старожили» поделятся опытом проживания в полевых условиях, расскажут, что нужно брать в поездку, а от чего лучше отказаться.

Ждем родителей всех участников сборов обеих смен!

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , , , , | Оставить комментарий

«Маленький возглавитель» или феномен кадетского воспитания.

16 мая в рамках IV Кирилло-Мефодьевских образовательных чтений  состоялось заседание секции военно-патриотического воспитания. Заседание проводилось в форме круглого стола, тема которого была «Феномен кадетства. Духовно-нравственный ресурс».

 

IMG_1631 IMG_1632

Круглый стол собрал более 35 человек из различных образовательных учреждений города, в которых имеются кадетские классы.

 

IMG_1622

 

Открывая заседание, руководитель военно-патриотического отдела хабаровской епархии иерей Василий Диденко, сказал о том, что целью данного мероприятия является проведение аналитического обзора того, что сейчас происходит в кадетском движении города и края. И в каких направлениях необходимо продолжать движение с целю воспитания патриотов, способных самоотверженно служить Отечеству.

IMG_1627

Сколько бы мы не говорили о патриотизме, если мы не признаем откуда он духовно идет, мы не сможем его воспитать.-  сказала в своем выступлении Светлана Ильинична Давыдова, доцент кафедры психологии и социально-гуманитарных дисциплин Педагогического института ТОГУ. А духовно он идет от заповеди Божией: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле”.  Родина, Отчизна  задается с отцом и матерью. Без исполнения этой заповеди не будет Родины и любви к ней. Таким образом, патриотизм  как заповедь.

Патриотизм это сила добролюбезная, ибо покоится на любви к Отчизне, Родине и не покоится на ненависти к другим народам. О воспитании патриотизма и народности говорит вся классическая русская педагогика. Например, Константин Ушинский, который отказался от такого подхода, когда все хорошее, что есть в других странах, переносится на русскую почву без учета традиций и образа мышления. Ушинский внимательно изучил опыт других стран, но не для того, чтоб пересаживать это на нашу почву, а для того, чтобы понять, как они воспитывают своих детей: французы – французов, немцы – немцев, англичане – англичан. Сделав выводы, он понял, и написал, что каждый народ воспитывает своих детей по какому-то народному идеалу, выработанному веками, включающему единое понимание этой нацией, добра, справедливости и красоты. Нам кажется, что это для всех одинаково. Но это не так. Эти три категории имеют различные грани, а у некоторых народов они могут и совсем расходиться. Поэтому нужно понять, что есть идеал нашей конкретной страны России. И в этом духе, не ломая его, а взращивая, воспитывать детей. Без этого не возможно никакого разговора о патриотизме. Учитывая тот факт, что России достался исторический жребий быть главным хранителем живого предания религиозной истины – православия, следовательно, и воспитание на другой основе не сможет решить поставленных задач.

Кроме этого, в своем докладе Светлана Ильинична отметила и то, что по отношению к силе и могуществу государства, по способности жертвовать ему  всем личным, по умению пользоваться государственной  и гражданской свободой русский народ оказался политически одаренным. У русского человека – гениальный государственный инстинкт, что, несомненно, должно быть учтено при воспитании и образовании.

О феномене кадетского образования, использовавшего в дореволюционной России классическую русскую педагогику, позволяющую воспитать целостную личность, способную жертвенно служить Отечеству на любом поприще, говорил руководитель отдела военно-патриотического воспитания Хабаровской епархии. Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Василий Диденко.

 Президентом РФ в утвержденной «Стратегии национальной безопасности» определены национальные интересы России на ближайшие годы в сфере национальной  безопасности. Реализация задач, которые прописаны в этой доктрине, напрямую связаны с образованием  и воспитанием людей, способных служить России в 21 веке.

Для нас наиболее приемлемой формой такого питомника, являются традиционные кадетские корпуса. Они в прошлом поставляли нашему обществу великих и малых, но одинаково честных и верных Отечеству людей. Кадетские корпуса одно из самых значимых явлений не только в истории наших военных учреждений, но и всей российской системы образования в целом.

Кадетские корпуса являлись первоначальной ступенью в подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки только  военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам  наряду со специальным военным  и широкое гражданское образование.

В основе кадетства лежит идея целостного воспитания. И сегодня мы очерчиваем некие штрихи к кадетскому воспитанию, которое мы хотим реализовать.

Вся система воспитания кадетов была основана на педагогических принципах К. Д. Ушинского, использовавшего для формирования разумной, гуманной, чувствующей личности два фактора: свободную инициативную деятельность воспитанника и среду, в которой эта личность растет.

Система, созданная Ушинским, восходит своими корнями к древнегреческому воспитанию, которое было целостным и интегральным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей. И при этом учитывался принцип – всего в меру и ничего через чур. Это очень важно, особенно в подростковом возрасте, не перегибать палку ни в интеллектуальную или физическую подготовку. Все образование составляло четыре направления: интеллектуальное, художественное, спортивное и военное. Оно было интегрировано в одном месте и в одном человеке. Сегодня мы имеем разрозненное образование, которое выделяет какое-то одно направление и его интенсивно развивает. 

 Кульминационная точка греческого целостного воспитания была сформулирована Аристотелем: существует воспитание, которое нужно давать детям не потому что оно является полезным, не польза ищется, а потому что оно ведет к свободе и благородству. Зачем это нужно – свобода и благородство? Аристотель считал, что главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк, ни какое другое животное не пойдет на встречу красивому риску, только лишь благородный, человек. Вот этот принцип, по которому строилось воспитание, готовил человека на подвиг. 

Сейчас мы восстанавливаем многовековую традицию. В частности, в России военное воспитание началось в 15-16 веках в полках дворянских детей. К концу имперского периода России количество кадетских корпусов достигло 32.

Столпы, на которых строилась кадетская педагогика, как определяет И.Н. Андрушкевич, это как раз и есть вера, заветы и традиции, инструментальные концепции, нравы и  манеры, символы и ритуалы.

Возрождая сегодня кадетское образование, мы должны помнить, что оно в первую очередь должно быть духовно-нравственно. Сегодняшние суворовские училища просто военизируют детей. Через физическую нагрузку через военную подготовку доводят детей до некой меры готовности. А ребенка необходимо вначале научить любить.

Только в кадетских корпусах было полностью реализовано и соблюдалось главное правило педагогики, сформулированное Константином Дмитриевичем Ушинским: дайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности.

И вот только эта деятельность и будет давать результат в 21 веке.

Русские кадетские корпуса поставляли государству кадры молодежи хорошо подготовленные религиозно, морально, интеллектуально, и физически, для самоотверженного служения Родине.

Религия и православие в частности занимали исключительно важное место в педагогической системе кадетского образования. Закон Божий стоял на первом месте, Все военно-патриотическое воспитание основывалось на христианских заповедях: на любви к отечеству, на уважении родителей, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести. Ничего новейшего придумать нельзя и придумывать ничего не надо. Мы должны повторить свою историю своей национальной педагогике.

Однако, все это невозможно сделать без кадров. Без педагога ничего не получиться. Вот почему сегодня к участию в кругом столе мы пригласили педагогов. Мы хотим заручиться вашей  поддержкой. В переводе с греческого «педагог» – раб. Раб, ведущий своего ученика к учителю. А  Учитель – Иисус Христос. Он сказал – Я есть и Путь и Истина и Жизнь. 

IMG_1635

В завершении круглого стола Кузнецов Николай Митрофанович, председатель Хабаровской краевой общественной организации «Союз суворовцев, нахимовцев и кадет», рассказал о проведенной в  2015 году неделе кадет, губернаторском кадетском смотре и кадетском бале. Он сообщил о том, что в сентябре 2016 года в Хабаровске пройдет городской открытый смотре кадетских классов, в котором приглашаются принять все школы, где присутствую такие классы. Проект положения уже подготовлен и будет утвержден в ближайшее время.

Рубрика: Новости, Патриотическое воспитание, Чтения | Метки: , , | Оставить комментарий

Я – гражданин?

15 апреля 2016 года настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Василий Диденко принял участие в стратегической сессии молодежного гражданско-патриотического форума «Я гражданин», открывшегося в Хабаровске. На заседании обсуждалась концепция комплексной краевой программы «Патриотическое воспитание граждан и совершенствование допризывной подготовки молодежи Хабаровского края на 2106-2020 года».

Сегодня все большее число людей начинают называть себя патриотами. Тема военно-патриотического воспитания становится приоритетной для обсуждения на всех уровнях власти. Издается множество нормативно-правовых актов, тем или иным образом затрагивающих эти вопросы. Проводятся различные акции, мероприятия, встречи, посвященные идеи воспитания патриотизма.

Пожалуй, сложно представить, что б в царской России прикладывались такие колоссальные усилия, для воспитания русского народа в любви к своей Родине. А ведь о любви к своему земному Отечеству свидетельствует вся русская история.

Почему же патриотизм перестал быть незыблемой ценностью, и сегодня требует больших усилий для возрождения? Почему русская традиция жертвенного служения Отечеству утрачена?

Истинный патриотизм рождается из духовной природы человека. Любовь к Родине должна быть осмысленна, как творческий акт духовного самоопределения. Человек определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет. И вот если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа – он становится истинным патриотом. Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него.

Вести патриотическую деятельность и быть патриотом в сердце это не совсем од-но и то же. Патриотизм, чувство, возникающее в душе человека вследствие правильной организации его духовной жизни. Утрата же этого чувства есть свидетельство ущербности духовной жизни.

Поэтому говорить о военно-патриотическом воспитании сегодня должно только в неразрывной связке с возрождением утраченных исконно русских духовно-нравственных ценностей. Как невозможно построить долговечный дом без прочного фундамента, так невозможно стать патриотом, отвергая духовную основу жизни, подменяя ее лишь внешними атрибутами патриотической деятельности.

«…Без христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам. Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на право-славные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем» именно эти слова президента РФ В.В. Путина нашли отражение в «Стратегии национальной безопасности РФ», принятой 31 декабря 2015 года, в которой в разделе «Национальных интересов» сказано:
– повышение роли школы в воспитание молодежи, как ответственных граждан России на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
– повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории и традиционных религий.

Обращаясь к присутствующим на форуме о. Василий сказал:
– Сейчас в школах введен учебный комплекс «Основы православной культуры», который рассказывает о нашей с вами вере. Но нам сегодня необходимо большее. Теперь нам нужен шаг к классической русской педагогике. И если мы с вами сможем её возродить, то у нас с вами есть будущее. И это будущее просматривается в тех ка-детских учреждениях (классах, школах), которые уже сегодня есть в Хабаровском крае.

Чем они принципиально отличаются от прочих учебных заведений? Тем, что ребята, обучающиеся в них, с детства настроены на служение Отечеству. И этот детско-юношеский порыв не угасает. Он навсегда. Потому что мы все родом из детства. И тем потенциалом, который закладывается кадету в юношеском возрасте, человек живет всю оставшуюся жизнь.

Когда вставал вопрос о жизни и смерти русского государства, инстинкт само-сохранения подсказывал – спасение России в новых людях, которых следует взрас-тить и воспитать. А форма питомника известна – старый, традиционный кадетский корпус, который в прошлом поставлял обществу великих и малых, но всех одинаково честных и одинаково преданных Отечеству людей

Говоря сегодня о комплексной краевой программе патриотического воспитания, хотелось, чтобы она была направлена на воспитание истинного патриотизма. Который выражается не только участием в митингах, собраниях, акциях, слетах, а, в первую очередь, желанием и готовностью жертвенного служения своему Отечеству. Воспитывать молодежь в таком духе, возможно лишь возрождая исконно русские духовные ценности, русскую классическую педагогику и личным примером утверждая патриотизм. Это тяжело. Но разве есть у нас другой выход?

 

_DSC0134 _DSC0139 _DSC0145

Рубрика: Патриотическое воспитание | Метки: , | Оставить комментарий

Первый прыжок

Суворовская «Наука побеждать» не входит в перечень общепринятых дисциплин. Но именно этой науке блестящего полководца и русского святого отдают дань уважения не только выдающие военные, но и известные спортсмены, уважаемые лидеры, руководители и все те, для кого победа над собой и любовь к Отечеству становятся необходимой составляющей их жизни.

 «Каждый воин должен понимать свой маневр». Обращаясь к солдатам и офицерам Суворов, воспитывал в  каждом из них сознание воинского долга, стремился выработать в подчиненных такие качества, как инициатива, находчивость, сообразительность. «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра – победа или смерть” это приказ Суворова перед штурмом Измаила. Его «Наука побеждать» направлена на подготовку не вымуштрованного бездумного автомата, а воина, сознательно, с пониманием и, самое главное, с верой, выполняющего боевую задачу – защиту своего Отечества.

«Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела» – говорил Александр Васильевич. Поэтому в рамках проект «Суворовская наука побеждать сегодня», реализуемого в храме святого благоверного князя Александра Невского, занятия по парашютному спорту  стоят в расписании рядом с духовно-нравственными беседами и молебнами.

IMG_0783

В обычный будний день, когда храм чаще всего бывает пуст, в глазах пестрит от алых кадетских погон. Настоятель храма о. Василий (Диденко) служит благодарственный молебен. Ребята сосредоточенно молятся. А после молебна каждому из присутствующих юношей и девушек будет вручено удостоверение, подтверждающее прохождение ими курса и совершение прыжка с парашютом.

IMG_0784

IMG_0789

IMG_0796

Передо мной обычные ребята-кадеты. Александру – 17 он десятиклассник, Анастасии – 16, она в девятом. За плечами Саши уже 5 прыжков с парашютом, у Насти 2.

IMG_0778_1Александр с 5 класс мечтал прыгать. И как только ему исполнилось 14 он, посоветовавшись с родителями, отправился заниматься.

– Был ли страх?  Когда я тренировался страха не было. Потому что пока не знаешь что это такое, не понимаешь. Был день теории, день практики. Учились, как выпрыгивать, как приземляться. Перед тем как проходить медкомиссию, я начал понимать, что через пару часов уже буду выпрыгивать из самолета, страх появился. Но как только мне поставили печать медкомиссии, страх пропал до самого захода в самолет.  А в самолете уже опять появился.  Я боюсь высоты. Даже когда смотрю вниз с третьего-четвертого этажа. Но по команде: «Пошел» я сделал шаг.

Я не перестал бояться высоты. Я так же смотрю вниз и мне страшно. Но я доказал себе, что я еще на что-то способен. Я переборол себя и сделал этот шаг. Показал себе, что я могу это сделать.

Суворовскую «Науку побеждать» нужно обязательно изучать и применять. Знать тактики и теории. Не просто взять палку и бежать.  Противник тоже не хуже обучен. Поэтому, как говорил Суворов:  «И генералу должно образовывать себя науками», нужно всё время совершенствоваться.  Но самое главное, необходимо учиться каждому одерживать победу над собой. Если каждый не сможет этого сделать у нас не будет единства.

IMG_0779_1

Настя, хрупкая белокурая девушка, одна из девочек своего класса пошла на занятия по парашютному спорту.

Я хотела  в первую очередь доказать себе, что я могу что-то большее. Хотела переступить этот порог, этот страх. И решила, что обязательно буду прыгать.

Я стала бояться уже после того, как с ужасающим скрипом открылась дверь, а внизу был виден весь город, как на ладони. Я прыгала последняя. Подхожу к двери, вижу внизу купола, все так красиво. Я закрыла глаза, выдохнула и прыгнула.  И понимаю – назад дороги нет, нужно действовать – дергать кольцо. Открыла глаза и дернула. И после этого наступило такое облегчение и счастье.  У меня текли слезы, я улыбалась. Когда я приземлилась, у меня тряслись руки и ноги. Но я была очень счастливая и решила, что буду прыгать второй раз.

Я считаю, что для победы нужно пройти очень много испытаний. Как спортсмен, готовясь к Олимпийским играм, тренируется, изучает различные теории, тактики. Только после этого человек может что-то сделать. Победа просто так легко не дается.

Преодолев вековые границы, суворовская «Наука побеждать» и сегодня является школой для каждого. Формирование духовно-нравственных основ служения своему Отечеству, народу, семье, важнейшая задача государства. Только так можно победить сегодня.  Но сделать это возможно только опираясь на традиционные православные ценности и  веру. “Войско необученное, что сабля не отточенная… закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ. Безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Это учение Александра Васильевича должно стать  основой военного воспитания, невзирая на чины и звания. Своими победами Суворов доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога всегда останутся воинами непобедимыми.

Рубрика: Без рубрики, Кадетский корпус, Патриотическое воспитание | Метки: , , | Оставить комментарий