24 января состоялась первая в новом 2016 году встреча с прихожанами в книжной лавке храма преподобного Серафима Саровского.
Есть сказочные истории, которые читаешь, когда сам научился читать. Есть сказки, которые читают родители, а есть такие, которые прочитаны не по буквам, а по рисункам художников. «Рукавичка» — сказка, которую мы знаем с детства. Мы легко соглашаемся, когда в рукавичку-домик влезли мышка и лягушка, затем, удивляемся, но принимаем, когда в рукавичку помещаются заяц, лиса, волк, кабан и даже медведь. Что же это за рукавичка, в которую помещается и маленький, и большой, зубастый и кроткий. Протоиерей Андрей Ткачев в одной из своих бесед, говорит, что это наше с вами сердечко. И доброе и злое, греховное и любящее — все в него помещается. Псалмопевец Давид в покаянном 50 псалме взывает: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) — говорит нам шестая заповедь блаженства из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа.
«Сторона чувства — сердце. Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной; чрез сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно и называется центром жизни». (Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»).
23 января мы отмечали день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2015 году исполнилось 200 лет со дня рождения святого отца и учителя Русской Православной Церкви, богослова и подвижника — святителя Феофана, Затворника Вышенского. К 2015 году планировалось завершить работу по изданию Полного собрания творений Святителя Феофана, начатую в 2010 году в Издательском Совете Русской Православной Церкви. Феофановский проект был обусловлен уникальностью личности Вышенского затворника, который, будучи богословски высокообразованным человеком, имевшем опыт церковно — дипломатической, учебной и административной работы, более 20 лет жизни провел в затворе, где и создал большую часть своих произведений. Когда был составлен план издания, насчитали порядка 40 томов сочинений Святителя, написанных в различных жанрах церковной письменности. Это и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно — нравственные, и гомилетические произведения, не говоря уже о переводах и эпистолярном наследии. Среди русских духовных писателей он занимает первое место по масштабам своего духовного и богословского творчества. Святитель заглянул в свое сердце, и не просто заглянул, но опытным аскетическим путем очищал себя от греха и соединялся со Христом. Время затвора явилось самым плодотворным этапом его деятельности как духовного писателя и богослова. В Вышинской пустыни Тамбовской епархии святителем были написаны известные нравоучительные, истолковательные и переводные творения: толкование Посланий апостола Павла, толкования на 33-й и 118-й псалом, толкование Шестопсалмия, «Путь ко спасению», «Письма о христианской жизни» и другие сочинения. Святитель через свои творения щедро делится с нами мыслями о воспитании подрастающего поколения, о молитве, церковных таинствах, христианской жизни. Письма Феофана Затворника — это ответы на волнующие вопросы людей 19 века, сохранившие свою актуальность в 21 веке. Например, приложение для мобильных устройств под Android и iPhone «Церковный календарь на 2015» содержало поучения Святителя на каждый день, что указывает на востребованность и актуальность трудов Феофана Затворника. «У епископа Феофана Затворника есть поразительное письмо, где он описывает, как он привыкал к затвору. Нам всегда кажется: он святой, ему туда и хотелось. В каком-то смысле так оно и есть, но когда он начал к этому приближаться, оказалось, что это совершенно не так просто. Он пошел в монастырь и сначала позволял себе ходить по монастырю, выходить из кельи, подниматься на стены и смотреть на русскую равнину. Потом он себе положил никогда больше не подниматься на стену и не смотреть наружу; вдруг весь мир закрылся стеной, и он обнаружил, что его душа по ту сторону стены, что она не умещается в пределах монастыря, что ему хочется видеть простор, ему хочется дышать ветром, который приходит через просторы русские. Потом он привык, то есть просто по-человечески отвык желать этого. Тогда он себя еще немножко сузил: вместо того, чтобы ходить по всему монастырю, он стал ходить из кельи в церковь и в трапезную. Когда к этому привык, еще ограничил себя, и так постепенно он закрыл за собой келью на двадцать восемь лет. Но это заняло у него долгое время; нам только кажется, что это не так трудно. Найти простор в этой комнате можно, только если живешь в своем сердце, которое еще меньше; тогда комната будет громадная; но если внутрь себя не войти, то весь мир мал.» (митр. Антоний Сурожский «ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ»).
Наставления святителя Феофана, Затворника Вышенского.
«Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; чтобы это получалось, первое — никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому.»
«Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года»
» Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя.Чего бы кто не искал, началом всему да будет покаяние».