Не музейное Православие

Совсем недавно в Москве прошла выставка, посвященная Православию. В связи с этим событием запомнилось мне высказывание одной женщины, которая вслух мечтала о том, чтобы такая выставка посетила и Хабаровск: «Вот уж воистину, там представлена вся полнота Православия…».

А мне подумалось: «А что, разве у нас храмы на замке?»

Зимнее утро, снег лениво опускается на мерзлую землю, переливаясь в свете фонарей, искрится пушистыми, невесомыми хлопьями, словно укутывая пустынную площадь, продуваемую резкими ветрами с Амура, в мягкую пушистую шаль. На медленно светлеющем ноябрьском небе резко вырисовывается очертание величественного собора. Купола таинственно мерцают золотом заполняя душу мягким светом, словно готовя ее к предстоящей встрече…

 

Останавливаюсь перед тяжелыми дверями, предвкушая грядущую радость. Внутри — полумрак: горят восковые свечи, отражаясь живым огоньком надежды в прекрасных иконописных ликах. Как-то по-особенному мягко и осторожно ступают служащие храма, стараясь ничем не нарушить особую атмосферу Божественного присутствия. Ведь по-сути храм — это начало будущего Царства Небесного — это область Истины, Величия, Правды и Красоты.  Все в нем символично, все наполнено смыслом.

Интерьер типичного крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

Красота — это одна из первых мыслей, которая приходит на ум любого человека, попадающего в Православный храм. Красота не в привычном нам смысле, растиражированная и размноженная сотнями глянцевых журналов, потоками шаблонных вещей и людей, льющаяся с экранов телевизора. Но красота в том значении, которое отвел для нее великий русский классик Ф. М. Достоевский, говоря, что «красота спасет мир! особенно, если это красота Божественного лика».  Ведь сам Источник этой красоты — Иисус Христос — единственная истинная нравственная опора нашего бытия, нашего существования.

«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос», — говорил Н.В.Гоголь. Открывая двери храма, попадая в пространство Божественного присутствия, слыша колокольный звон, призывающий ко встрече с Богом, оставляя мирскую суету, отрывающую нас от самого главного в жизни, невольно понимаешь, что «музейное Православие» не расскажет человеку о Боге больше, чем простой, на первый взгляд, поход в близлежащий храм. Зайдите, постарайтесь принять сердцем и понять: а какое оно, — не музейное Православие,- живое,  отзывающиеся в сердце, в душе, а не пылящееся на полках под толстым слоем стекла?

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.