А помните знаменитый диалог из фильма по роману братьев Вайнеров?
– Милосердие — это поповское слово, — упрямо мотал головой Жеглов.
… – Ошибаетесь, дорогой юноша, — говорил Михал Михалыч. — Милосердие не поповский инструмент, а та форма взаимоотношений, к которой мы все стремимся…
О милосердии в отдельно взятой точке мира, спустя десять лет…
Другое Первое сентября. Оно случилось 10 лет назад в Беслане… Бесланская школа №1 была захвачена группой террористов. Более 1200 человек — школьники, их родители и учителя — оказались в заложниках. В течение трех дней их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 180 детей. Еще несколько человек впоследствии скончались от полученных ранений и приобретенных заболеваний.
То, что раньше было школой, местом радости, дружбы, стремления в будущее, практически в одночасье стало страшным напоминанием о смерти, о боли, об ужасе… Вот колодец, возле которого погибло так много детей, кинувшихся к воде, так как они были мучимы жаждой, как напоминание о зверстве террористов. Вот памятник «Древо скорби», представляющий из себя четырех держащихся за руки матерей, над которыми, как птицы, летят в небо души погибших детей. Под этим памятником похоронены фрагменты тел детей, которых не опознали. Вот еще один памятник — погибшим бойцам спецназа ФСБ, спасавших детей, не жалея собственной жизни.
И как апогей всего этого – новый город – «Город ангелов». Именно так назвали кладбище, на котором нашли последний земной приют погибшие в этой «Бесланской Голгофе».
И ведь совсем не случайно храм решено назвать в честь Новомучеников и исповедников Российских. Наверно, все помнят такой маленький эпизод: к женщине подошел террорист и сказал: «Сними крест». Она была верующая и сказала: «Нет». Он ей прострелил руки, потом ноги и сказал: «Вот тебе язвы твоего Христа». Кстати, женщина и ее дочь выжили…
Споры вокруг строительства православного храма не утихали много лет. Причем громче всех кричали те, кто никак к этой трагедии не относился. «Дайте нам решить сами,- сказала мать погибших детей. – Не нужно спекулировать на горе!». Итак, храм начал возводиться…
И сейчас уже совсем не важно, какой веры были те, кто погиб и те, кто остался. Церковь во дворе школы почти построена. Родственники заложников согласились с тем, что в этом случае о религиозных разногласиях говорить совсем не уместно. Уже скоро Храм памяти бесланских младенцев будет освящен. И для тех, кто выжил, и для тех, кто остался на этой земле благодаря тем, кто не считает, что милосердие – поповское слово…