Великая среда: поцелуй предательства…

Пичуга на ветвях не вьет гнездо.
Холодной ртутью сок по древесине
Пульсирует, и в памяти одно –
Болтается Иуда на осине.
(В. Молчанов)

Обман и предательство – два слова, отражающие в себе боль, скорбь, грех, трагедию. Обман и предательство – два слова, тесно вошедшие в  нашу духовную жизнь и в человеческие отношения друг с другом. Два слова, о которых мы вспоминаем в Страстную среду, всматриваясь в собственную душу через призму великих и трагических Евангельских событий.

Как часто в своей жизни мы любим повторять, что свободны, независимы, живем так, как хотим, не замечая, что все мы рабы: страстей, желаний, немощей, наслаждений…

В Страстную среду Церковь вспоминает двух людей: женщину по имени Мария, бывшую некогда блудницей, ставшую символом покаяния и мужчину по имени Иуда, одного из двенадцати апостолов, ставшего символом предательства.  Одна, отдав все, что имела, изливала драгоценное миро на ноги Спасителя, получив милость и прощение от Господа, другой, предав все, что имел, получил 30 сребреников, погубив себя.

Все мы подвержены греху, в каждом из нас есть склонность к тому или иному соблазну, а то и к нескольким. Но у каждого из нас есть выбор: Господь дарует нам свободу – самый прекрасный и самый сложный дар, которым нужно уметь мудро воспользоваться. Два этих примера показательны в этом плане. У Иуды была страсть к деньгам и, разрешив этой страсти безраздельно господствовать в своей душе, он открыл свое сердце для диавола.  Сребролюбие, сродни безумию: оно породило зло, и, увлеченный им Иуда, предал Христа. Это злой корень, который приводит в неистовство душу, овладевает ей, заставляя забыть обо всем:  и о себе, и о ближних, и о Боге. И ничто: близость с Иисусом Христом, общение в трапезе, чудеса, учение, увещание, наставление не смогло Иуде справиться с грехом. Поэтому справедливо апостол Павел говорил: корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим. VI, 10).

Иуда стал орудием диавола, старавшегося употребить все средства, чтобы отвратить Христа от спасительного подвига. В начале служения диавол искушает Его в пустыне, а впоследствии через Иуду. Поэтому Христос говорит ученикам: «Один из вас диавол». (Ин. 6, 70).

Власть диавола над Иудой не только не позволила ему после того, как он увидел, что предал Кровь неповинною, принести покаяние, а привела к самоубийству. Святые отцы бесовским называют состояние гордыни, когда человек не видит необходимости в покаянии, так как он чаще всего «мнит себя быть равным Богу». Но святоотеческая письменность бесовским состоянием именует и уныние, когда человек уже не видит возможности в покаянии. И то, и другое ведет к вечной погибели.

Диавол обманул Иуду, как и подобает отцу лжи, ни сколько не заботясь о том, что будет потом с ослепленным жаждой богатства несчастным. Обман и предательство – два слова, отражающие в себе боль, скорбь, грех, трагедию. Через обман – орудие сатаны, человеческое предательство Иуды привело его к краху призрачных надежд, повлекших за собой смерть: и физическую и духовную. Страшная смерть в петле лишила его того, ради чего жили и умирали христиане на протяжении всей истории Церкви – надежды на Спасение.

Страстная среда, как день, который дает нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. Потому что никогда в истории человечества ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и зыбким становится то счастье, к которому устремляется человек через обман и ложь.

В наш век, когда деньги заменяют человеку все, когда в погоне за «разноцветными бумажками» люди не гнушаются ни обманом, ни ложью, ни кровью, ни смертью, когда золото способно заменить совесть и нравственность, хочется вспомнить слова свт. Иоанна Златоуста:

«Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился».

Рубрика: Без рубрики | 1 комментарий

Вавилонская башня в супермаркете….

31 марта Русская Православная Церковь отмечала 20-тилетие канонизации княгини Елизаветы Федоровны Романовой. За миссионерскую, просветительскую и благотворительную деятельность ее еще при жизни называли святой.

Помню, будучи еще нецерковным человеком, я была потрясена ее жизнеописанием, а трагический (как мне тогда казалось) конец этой прекрасной жизни виделся мне несправедливым: мученическая смерть в шахте под Екатеринбургом в июле 18-го года, не так мыслился мне финал величественной женщины царских кровей. Немецкая принцесса с английскими корнями, ставшая русской святой. Я всегда думала, что именно такие люди способны стать примером для подражания для вновь возрождающейся России. Упоминание о царской семье Романовых,  явивших миру пример веры и святости, вызывал и вызывает гордость и надежду на  людей, живущих в такой великой стране.


Не скажу, что именно с такими мыслями я совершала покупки в одном крупном супермаркете города, но, пробегая с тележкой на чуть скрипящих колесиках мимо одного из прилавков, я невольно приостановилась, хотя знала, что в этом отделе мне ничего брать не нужно… Мои глаза ясно видели большое количество коричневых пакетиков с семечками, просто горы этих самых пакетиков, на которых «красовалась» знаменитое портретное фото венценосной семьи Романовых.  Вот они, такие знакомые лица, которые я много раз видела на иконах в храмах. Огромной горой возвышается небрежная башня, совмещающая в себе высоту духовную, светящуюся в глазах страстотерпцев, пусть даже и взирающих с упаковки, содержащей семечки и носящее, почему-то, «горделивое» название «Барин» и прозаичные черные зернышки, предназначенные для пережевывания.  Таким нелепым кажется наполнение этого коричневого пакетика. Как и многое в нашей стране: низкое с высоким, святое с греховным… все причудливым образом переплетается  в головах и душах наших. Когда же мы сами научимся «отделять зерна от плевел»? Когда научимся ценить то, что Господь дарует нам через своих святых? А пока пирамида из семечек высится в центре супермаркета, как отдаленное напоминание Вавилонской башни, которую горделивые и неразумные люди так и не достроили, ибо ничто не сравнится с величием Божиим…

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Алексий, человек Божий: гвозди для самораспятия

Во все времена люди тянулись к богатству и внешнему благополучию, к жизни, полной радости и удовольствия. Сегодня, как никогда, образ довольного и успешного человека, получающего от жизни все, пропагандируется во всех средствах массовой информации. Ради денег и роскошной жизни люди готовы на все: отказаться от семьи, друзей, детей, жертвовать здоровьем ради достижения заветной цели. Представим на минуту, что человек, обеспеченный материальным достатком с детства, имеющий блестящую будущность, вдруг отказывается от всего и, уехав из родной страны, становится бедным и бездомным странником… С точки зрения обычного человека, нас с вами, поступок более чем странный. Казалось бы, наоборот, «в дальние города и страны» едут за благополучием. Находят ли? Другой вопрос, но едут с целью и надеждой. А тут… Но история знает пример такого поступка: 30 марта празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. Он стоял на пороге счастливой, богатой, красивой и благополучной жизни, полной удовольствий, достатка и  радостей. Впереди у него был медовый месяц с молодой, красивой женой, а дальше — достойная и обеспеченная жизнь знатного римлянина. И вдруг всему этому он предпочел жизнь бездомного странника в далекой восточной стране!



В день брака, оставшись наедине с супругой, Алексий подал ей свой золотой перстень и дорогой пояс и сказал: «Храни это, и Бог да будет между мной и тобой». Затем, удалившись в свою комнату, надел на себя рубище и скрылся. После долгих странствований он прибыл в Персию; поселился при храме Богородицы в городе Едессе и жил как нищий, питаясь подаянием, и каждое воскресенье причащался Святых Тайн. Такой жизнью он прожил 17 лет. Наконец, люди узнали о его святости, но он, избегая славы, сел на корабль и отправился в Киликию. Господь же судил ему вернуться на родину, потому что сильная буря пригнала корабль в Рим. Здесь он как нищий просил позволения у отца поселиться в каком-нибудь уголке при его доме. Отец не узнал сына, дал ему небольшое помещение и кормил от своего стола. Св. Алексий раздавал получаемую пищу другим нищим, а сам питался хлебом и водой. Ночи проводил в молитве и всякую неделю причащался. Так прожил он 17 лет. Господь открыл святому Алексию день кончины, и он, выпросив у одного из слуг бумаги, описал всю свою жизнь и просил прощения у своих родителей и жены, «так как я, — писал он, — должен был более любить своего Господа, нежели вас, своих родителей и жену. Я много раз молил Бога даровать вам терпение и сподобить вас Царства Небесного». В самый день кончины св. Алексия дважды, во время Литургии и во время всенощной, когда служил папа Иннокентий, в присутствии императора Гонория, был таинственный голос: «Поищите человека Божия, хотящего разрешиться от тела; пусть он помолится о городе. В доме Евфимиана ищите». Сам император отправился в дом к Евфимиану, и оказалось, что этот человек Божий был нищий Алексий. Он уже лежал умершим, с бумагой в руке. Из бумаги узнали, кем он был. Скончался св. Алексий в 411 г. Мощи его были поставлены среди города, чтобы все желающие могли видеть их; многие получили исцеление от мощей. Погребены они в Риме, в церкви св. Вонифатия. Здесь в 1216 г. были обретены и положены в построенном на месте обретения великолепном храме.

Чему можем научиться мы, живущие сегодня, у великого святого, читая его удивительное житие? Всем сердцем должны мы стремиться к Богу, не собирая сокровищ земных, которые затмевают видимой красотой красоту Мира Горнего, невидимого человеческим зрением. Святой Алексий пожертвовал всем, что имел, хотя имел очень многое: богатство, благородное происхождение, почет и уважение. Но эту Божественную Благодать не имел он от рождения, но приобрел трудом, своей христианской жизнью, достигнув святости. Не единожды принес он жертву Богу, но поминутно в жизни своей: 17 лет, будучи вдали от дома,  и еще столько же, живя с родными, молчаливо хранив тайну от дорогих сердцу людей. Как говорил святитель Феофан Затворник: Алексий имел гвозди для самораспятия, которыми пронзил он себя по доброй воле.

Отче Алексие, Божий человече,
Тихо сердце молит на исходе дня,
Кроткий, терпеливый, устремленный в вечность,
Помолись пред Богом, отче, за меня.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Молодая и в храме: ты что, сумасшедшая?

Очень не люблю очереди в поликлинике: это как в поездах – сама атмосфера располагает к общению с незнакомыми людьми и, почему-то, даже к некой откровенности. Хотя, что тут странного: рассказать постороннему человеку, которого, скорее всего, больше не увидишь – это хороший способ для современного человека, как говорится, «поисповедаться».  Вот и недавно, сидя в очереди к терапевту, я заранее вооружилась наушниками с музыкой, дабы обезопасить себя от подробностей в истории болезни рядом сидящих «больных».  Это работало минут 20, я даже успела прослушать четыре композиции, пока моя «броня» не была пробита телефонным звонком. Звонил знакомый священник, и я привычным тоном приветствовала его в трубку: «Батюшка, благословите…».

Пока длился наш разговор, я кожей чувствовала неистовое желание соседки спросить у меня  что-то важное. Не успев положить в трубку и надеть спасительные наушники, я тут же услышала: «Скажи, деточка, а ты что, с батюшкой разговаривала?». На мой утвердительный кивок она, разглядывая меня во все глаза, выдала: «Ты что же, верующая?». Утвердительный ответ с моей стороны, казалось, раззадоривал словоохотливую женщину: «А ты, может, и в храм ходишь?». Отвечаю традиционно утвердительно. Пока моя нежданная собеседница обдумывала что-то, пристально наблюдая за мной из под выцветших ресниц,  я поняла, что ее вопрос будет отличаться от предыдущих, и наверняка я не отделаюсь кивком головы.  «Но ты же молодая, симпатичная, одета хорошо, а ходишь в храм…. Ты что, сумасшедшая?». Надо сказать, что вопрос превзошел мои скромные ожидания. И следующие 20 минут, понимая, что я замужем, что у меня ребенок и любимая работа, моя собеседница все более, как мне казалось, утверждалась в своей гениальной догадке. В ее рассуждениях о «жадных попах, обирающих людей», я тоже не услышала ничего нового. «Вот я и без Церкви вашей жизнь достойно прожила!» — заявила мне старушка, которой, видимо, много еще было что сказать, но тут подошла ее очередь заходить в кабинет. Потом на приеме побывала и я.

Получив в гардеробе пальто, я на минуту задерживаюсь в холле, где на пластиковых креслах жизнерадостного зеленого цвета та самая старушка   стягивала с ботинок тряпочные бахилы. Заметив меня, она, по-стариковски переставляя ноги, подошла ко мне: «Достойно жизнь прожила, — повторила она, — прожили с мужем 45 лет, дочь родила, да только муж детей больше рожать не давал, говорил: делай, что хочешь, но чтобы больше не было. Вот и делала… Партии верили, а где она, партия-то?». Бабушка смешно сморщилась и погладила меня по руке… Я поняла, что в глазах бабушки я перестала быть сумасшедшей.

Рубрика: Без рубрики | 4 комментария

Чистый понедельник: начало Великого поста

Чистый понедельник — народное название первого дня первой недели Великого Поста. Основное церковное значение этого дня — это приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг.

Повсеместно в чистый понедельник было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела.Мытье символизировало очищение души после разгула Масленицы, ее обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста.

Хозяйки, начиная с этого дня готовить постную пищу, «очищали» посуду от остатков скоромной: перемывали ее со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая «постные» горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.

На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование — Литургия Преждеосвященных Даров.

На первой неделе Великого поста, с понедельника, 6 марта, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий».

Это чудесная возможность, наконец, остановиться в суете нашей сумасшедшей по темпу и скорости жизни, оглянуться, прийти в храм, принести покаяние, задуматься, а куда мы вечно бежим и не пробегаем ли мимо чего-то очень важного…

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Прощеное воскресение, или еще раз о вечном

«Простите!» —  бросаем мы на бегу, толкнув кого-то в спешке. «Простите, передайте соль», — извиняемся мы за то, что своим присутствием затрудняем нехитрым действием соседа. «Я извиняюсь», — протяжно тянем мы гласные нарочито мерзким голосом, наступая на ногу кому-то в автобусе. Извинения, превратившиеся в междометия, заполнения пауз, ничего не значимые слова… Мы говорим их по поводу и без него. Но лишь когда «прости» нужно употребить по назначению, часто ли оно так легко сходит с нашего языка, беря свое начало в сердце?

Ощущение весны уже витает в воздухе. Преображения ждет не только природа, душа так же хочет очиститься от гнета грехов, долгов, обид, как от снега, который за долгую зиму стал серым и тяжелым. Простить, значит «отпустить, освободить» не только просящего человека, избавив его от чувства вины, но и самому освободиться от той душевной грязи обид, которая захламляет душу. Близится великий пост, когда нужно особенно внимательно всматриваться в себя, но перед этим, как бы в дар нам, есть чудесный праздник – Прощеное воскресение. Время, когда можно и нужно просить и прощать. Не зря говорят: как просто любить все человечество в целом, и как сложно одного конкретного человека. «Если вы будете прощать людям согрешения их, — говорит Господь, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (ср.: Мф. 6, 14-15). Поэтому еще с древних времен чтится благочестивый обычай испрашивать друг у друга прощение в этот воскресный день, для того, чтобы с миром и смирением в душе понести подвиг Великого поста, прося и у Господа оставления нам согрешений наших.

В этот день вечером в храмах по обычаю служится специальный чин прощения, во время которого верующие просят друг у друга прощения перед началом Великого поста. При этом добрый пример подают сами священники, которые первыми просят у своей паствы прощения. Приглашаем всех на Вечерню Прощеного воскресенья в храмы города. Ведь за окном весна, пора, когда хочется освободиться от слежавшегося прошлогоднего снега…

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

«Красно-плюшевое» безумие, или причем здесь любовь?

Кутаясь в вязаный шарф, пытаюсь сопротивляться холодному февральскому ветру, заставляющему убыстрять шаг или укрыться в теплом помещении. На мое счастье, мне нужно было попасть в магазин, чтобы совершить ряд мелких покупок перед тем, как за мной подъедет машина.  Бодро толкаю дверь, которая призывно позвякивает от вездесущей «музыки ветра»  — китайского талисмана, который в нашей стране заменяет дверные колокольчики. И тут же натыкаюсь на надпись: у нас есть валентинки. На секунду останавливаюсь в недоумении: вокруг меня раскинулось эдакое «красно-плюшевое»  царство больших и меленьких сердечек.  Бумажные гирлянды из гофрированной бумаги, плюшевые игрушки, коробки конфет, открытки… Чего только не увидишь на прилавках и понимаешь, так это же страна готовится отметить так называемый «День всех влюбленных», почему-то гордо именуемый «Днем св. Валентина».  Кто такой Валентин, и почему в этот день принято дарить конфетно-букетный арсенал, большинство людей просто не знает, лишь смутно памятуя о какой-то легенде о священнике, тайно венчавшем пары под покровом ночи, и который в день своей казни – 14 февраля – написал записку слепой дочери тюремщика, вложив туда цветы, от которых девушка прозрела. Легенда тем хороша, что она – просто вымысел. Но зато все помнят о том, что нужно купить любимой (любимому) конфеты, фен, чайник или автомобиль – все зависит от того, в какой магазин вы зашли: продуктовый, бытовой техники, или автосалон.  Владельцы магазинов быстро смекнули, как именно можно использовать в нашей стране доселе неведомый праздник, чтобы за пару дней увеличить прибыль в разы. Ценники в виде сердечек, навязчивая реклама, убеждающая: если вас любят, то в этот день вы не останетесь без подарка. А причем тут какой-то Валентин? И вообще, причем тут «день всех влюбленных»? Скорее это похоже на гигантскую распродажу, марафон покупок «красно-плюшевого» арсенала сердец, купленных за деньги, не имеющим ничего общего с настоящей Любовью.

Многие исследователи говорят о возможном возникновении этого праздника: корни Дня святого Валентина уходят к временам язычества. Считается, что «предшественником» этого праздника был так называемый Луперкалии – праздник изобилия и эротизма, который устраивался в Древнем Риме в честь бога-покровителя стад Фавна (Луперка) и богини «лихорадочной» любви Юноны Фебруаты 15 февраля. Молодые девушки писали любовные записки парням и складывали их в специальную чашу для жребия. Мужчина, вынувший эту записку, должен был ухаживать именно за той, кто её написал. Интересно, что в этот день мужчины стегали женщин на улице плетьми, которые делали из кожи жертвенного козла. Считалось, что это должно было способствовать большей плодовитости женщин, поэтому они с преданностью подставлялись под жестокие удары.

А если учесть, что в 1969 году, после введения реформы богослужения, святой Валентин был удален из литургического календаря католической церкви (заодно с прочими римскими святыми, информация о жизни которых противоречива и недостоверна), то стоит ли говорить о том, что праздник «св. Валентина» носит сугубо светский характер?

Тогда подумаем о том, что же несет в себе этот день? Умножение любви посредством покупки безделушек? Укрепление семей? Этот, с позволения сказать, праздник прижился и в школах и в детских садах! В этот день устанавливается «почта», в которую анонимно детишки кидают записочки, соревнуясь в количестве поклонников.

Проходя в свое время практику в школе, я нередко встречала в укромных уголках школьного здания девчушек, рыдающих навзрыд оттого, что им либо совсем не прислали «любовное послание», либо их было меньше, нежели у соседки по парте. Поразил тот факт, что в современных рекомендациях для преподавателей русского языка в этот день предлагают на уроке попрактиковаться… в написании любовного послания.

Итак,  можно говорить о том, что сам праздник, будучи лишен всякого религиозного подтекста, несет в себе радость, добро и любовь. Но как это выражается? В вечеринках ночных клубов, где девушки и парни играют во фривольные игры, напоминающие языческие оргии? Во всепоглощающем марафоне покупок, затмевающем ключевое слово любовь, которые мы делаем женам, мужьям или …партнерам (как написано в большинстве глянцевых журналах нашего времени!!)? Эдакая пропаганда любви? Но какой?

Кстати, по опросам, проведенным в последнее время, жители нашей страны высказываются против превращения этого «заморского» праздника в грандиозное коммерческое предприятие, направленное на выкачивание все большего и большего количества денег. Ведь основой праздника «всех влюбленных» должна быть любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13:4-5).

Рубрика: Без рубрики | 10 комментариев

У каждого своя правда, или 131 год без Достоевского

В одиннадцать часов утра Достоевский внезапно просыпается, приподнимается на подушке, кровотечение возобновляется. Он зовет детей и дает последние наставления: «Храните беззаветную веру в Господа и никогда не отчаивайтесь в Его прощении. Я очень вас люблю, но моя любовь ничто в сравнении с бесконечной любовью Господа ко всем людям, созданным Им».

Между тем силы Достоевского быстро тают. Доктор приезжает в восемь часов вечера, но может только уловить последние биения сердца умирающего. 9 февраля 1881 года а 20:36 Федор Михайлович испускает последний вздох.

«Муза лазарета», «жестокий талант», – говорили о нем. Все герои, словно вывернутые наизнанку истерзанные души, мечущиеся между границами бренного земного мира и вечного блаженства, поражают читателя, заставляя испытывать сложные и неоднозначные эмоции. Словно по капле собирая людские пороки, грехи и немощи, Достоевский тщательно рисует самое дно человеческой жизни, подчас оказываясь там и сам. Казалось бы, откуда здесь взяться вере? В этом чаду грязных улиц и квартир, напоминающих гробы, населенные живыми мертвецами?  В этих прокуренных кабаках, где пропивают остатки человечности и образа Божия эдакие мармеладовы. Но и там, в этом прогнившем месте раздается искренний, полный надежды возглас: «Господи, да придет Царствие твое!».

Да, вне Православия Достоевский постигнут быть не может. Никакие  пресловутые «общечеловеческие ценности» не могу объяснить и доли смысла гениальных творений автора. Иначе, что почувствует читатель, услышав, как «существо с красным пером», — Соня Мармеладова, читает Раскольникову о воскресении Лазаря из Евангелия? Какой мерой отмерить личность князя Мышкина или как понять всю степень жертвенного поступка Дмитрия Карамазова, добровольно принявшего крест каторги, памятуя слова старца Зосимы о том, что  «все за всех виноваты»!   

О самом авторе сказано столько, что прибавлять что-то еще просто бессмысленно.  «Ужасно, что не можешь ничего сказать, а тебя используют как куклу. При жизни клянут, а после смерти памятники ставят. Лицемеры! Мертвечина им ближе и дороже, чем живое. Я уже не я, а их выдумка. А приду к ним, так ведь выгонят. Зачем им истина? — у них у каждого своя правда!» — сетовал Достоевский.

Да, можно много вспоминать о «темной стороне жизни» великого гения: страсть, рулетка, табак, измены жене… Что вымысел, что правда: одному Богу известно. Но вера Достоевского, — это его выстраданное счастье, его утешение. Подлинный евангельский дух в отношении к бытию был воспринят Достоевским еще в детстве, в годы, когда Достоевский жил в страхе и ненависти к своему отцу. Но, «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», — хорошо и точно сказал А.Майков. Пройдя тяжелейшие испытания, настрадавшись и физически, и нравственно Федор Михайлович Достоевский имеет право сказать: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Как же тогда жить, если и в самом деле тело над душой берёт верх? Или главный закон жизни — выживай? Я не могу равнодушно смотреть на людскую боль, как люди желают себе смерти. Всё окружающее кажется абсурдом, лишенным какого-либо смысла. Подумаешь — горе, раздумаешь — воля Господня».

Профессор А.И. Осипов высказал о Достоевском глубокую мысль: «Маленькая книга» — Евангелие — открыла ему тайну человека, открыла, что человек — не обезьяна и не ангел святой, но образ Божий, который по своей изначальной, богозданной природе добр, чист и прекрасен, однако в силу греха глубоко исказился, и земля сердца его стала произращать «терние и волчцы». Поэтому-то состояние человека, которое называется теперь естественным, в действительности — больное, искажённое, в нём одновременно присутствуют и перемешаны между собой семена добра и плевелы зла».

Эпилептик, гений, пророк, святой или великий грешник? Вокруг личности писателя до сих пор не утихают споры, о нем снимаю фильмы, его произведения экранизируют. Сам Достоевский прожил сложную жизнь, в конце которой имел право сказать о себе сам. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…», — писал Достоевский, чтобы через много десятков лет, в самом сердце безбожного государства под названием Советский союз сотни молодых людей на вопрос священников «что же заставило вас креститься» отвечали: «Читал Достоевского!».

Рубрика: Без рубрики | 7 комментариев

Крещенская вода, или повод для миссионерства?

Никогда не думала, много лет заходя в храм на Крещение Господне за освященной водой, что сама могу оказаться на месте женщин, терпеливо и заботливо разливающих по сосудам святыню. Но, как говорится, неисповедимы пути Господни: и вот, я уже «по ту сторону баррикад». Казалось, что это больше физическая, нежели духовная работа: берешь бутылочку, баночку или иную емкость (придирчиво просматривая – не из под спиртного ли? Люди у нас душевные, не раз приходили за святой водой с емкостью из-под «горячительных напитков»). И наливаешь воду: кому небольшую бутылочку, а кому и канистру в двадцать литров, — бывало и такое. На полушутливый вопрос о том, зачем такие объемы, и зависят ли они он количества  человек в семье, следуют серьезные ответы: «Чтобы хватило на весь год!». Доброжелательный совет о том, что в обычную воду можно добавлять святую жидкость «по капле» воспринимается с недоумением: «Нет, как можно разбавлять? Мы пьем, как говорится, концентрат…».  Тогда я поняла: разливать воду — не просто физический процесс, это повод немного «помиссионерствовать».

Крещение, 19 января. Поучаствовав в Крестном ходе и окунувшись в холодную воду иордани на Амуре, вечером прихожу в храм, чтобы помочь. Непрерывный поток людей, стоящих в очереди, выходящей далеко за пределы храма, заставил меня ускорить шаг. Еще миг, и я попадаю внутрь. Множество людей: кто-то заходит в храм, крестится, отдает сосуд для воды и идет к иконам – помолиться и поставить свечу, кто-то заходит торопливо, молча ждет своей очереди и так же тихо исчезает, не спросив ни слова. Но у многих это превращается в возможность задать какой-то вопрос, который, видимо, волновал его долгое время.

«А почему у вас вода не в серебре? Ведь именно от серебра она и не портится долгое время!?» — слышу я от миловидной женщины в светлой шубке и говорю, что святая вода приобретает свои «особенные свойства», потому, что осенена прикосновением Святого Духа, поэтому ничто мирское ее касаться не может. Ну, а раз мирское святой воды не касается, то понятно, что тлен этой воде не страшен. И снова: вода, бутылочки, баночки… Наливаю молодой семейной паре десять литров воды. Мужчина, отдуваясь, под тяжестью своей ноши, оборачивается ко мне, и задает самый главный для него вопрос: «Скажите,…а что с ней теперь делать? Пить-то ее нельзя, это очевидно»…

«Правда, что она лечебная?», «А это вода, которую освятили именно 19го января, а то, говорят, лечит только такая, …!», «А что делать, если вода закончится?», «Мне сказали, что крещенская вода снимает порчу» …

Вопросы, вопросы, вопросы, — как из рога изобилия.  Стараюсь отвечать на всё, не переставая наливать воду по баночкам, бутылочкам и  прочим сосудам. Два литра, пять литров… сорок литров! На секунду поднимаю голову… сорок литров…! Мужчина немного смущен и, улыбаясь, поясняет: «Много родственников, раздам всем».

Хочется не только дать в руки бутылочку с водой, но и вложить хоть что-то в душу человека, чтобы разбить массу околоцерковных суеверий, вызвать у человека потребность приходить в храм чаще. Ведь не зря же он пришел именно сейчас, пусть нечасто, пусть повод не всегда совпадает с истинным пониманием сути вещей, но, кто знает, кроме Господа, ответ на это «зачем»?

От этих мыслей меня отвлекает приятная женщина средних лет, которая благодарит за то, что мы «задержались подольше в храме, чтобы дать возможность набрать воды, ведь она работает каждый день до семи часов вечера». Вижу ее приветливую улыбку и неподдельное счастье в добродушных глазах.

Луна осторожно заглядывает в узорные стекла, разукрашенные морозом, удивляясь, ведь обычно храм уже закрыт для посетителей в это время… Но потом, наверно, припоминает – сегодня праздник. И, словно желая реабилитироваться от своей забывчивости, начинает светить как можно сильнее, чтобы, наравне с фонарями, помочь припозднившемся  прохожим не заплутать на скользких улочках заснеженного Хабаровска…

Рубрика: Без рубрики | 3 комментария

«Хабаровский» Иордан: опыт личного погружения…

После морозной хабаровской ночи утро встретило легким снежком и температурой – 18 градусов. Крещение.

Из главного храма города – Спасо-Преображенского  кафедрального собора – с крестным ходом иду на набережную Амура, где, возле проделанной во льду накануне иордани, уже собралось много верующих из различных храмов города. Кутаясь в шарф и похлопывая чуть замерзшими руками в черно-белых варежках, я с интересом поглядываю на темную воду: даже на вид она кажется ледяной.

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий совершил чин Великого освящения воды в «иордани», и десятки людей потянулись к армейским палаткам: пожалуй, единственным сейчас «теплым уголкам» на льду, за счет раскаленных, пышущим жаром печек, если не считать горячих сердец верующих, встречающих в это крещенское морозное утро Богоявление.

Дожидаюсь своей очереди, чтобы попасть внутрь палатки: нырнуть в иордань на крещение – моя давняя мечта. А пока наблюдаю за спокойными и радостными лицами людей, подходящих к проруби: никаких громких возгласов, шума, криков – люди самого разного возраста: от малышей до пожилых людей, спокойно и с улыбкой на лице смело ступают на январский мороз, словно на дворе средина июля. Поймала себя на мысли: значит, люди понимают, зачем они это делают и не превращают благочестивый обычай в  простое испытание своего организма «на прочность».

И вот, моя очередь: я ступаю босыми ногами на холодный снег, примерно  двадцать шагов отделяют меня от «иордани». Передо мной, перекрестясь, смело ныряет в воду парень. Я даже не обратила внимание на то, что все это время стою по щиколотке в ледяной воде. Амур призывно поплескивал холодными волнами, словно рад был, что какую-то его часть освободили ото льда, да еще и для такого важного дела. И тут в голову приходит одна замечательная мысль: я вспоминаю, как в воду опускали Распятие, то есть Сам Христос сошел, чтобы освятить реку, сделав воду освященной.  Еще секунда, и ….«Во имя Отца, и Сына, и Святого духа»… Я погружаюсь в освященные воды реки Амур, на день сроднившиеся с далеким Иорданом. Мне всегда казалось, что по логике вещей, я должна мгновенно примерзнуть к водно-ледяной массе, или стать ледышкой, оказавшись в январский мороз, будучи мокрой с ног до головы. Но, ничего подобного не произошло. Радость заставляет улыбаться без конца, по телу разливается невесть откуда взявшееся тепло, и только кончики пальцев предательски покалывают, словно не дают забыть, что я стою босиком на льду.

Через полчаса, по доброжелательному призыву настоятеля близлежащего храма, я мирно попиваю горячий чай в уютной трапезной,  понимая, что все, что «ни делаешь, делай от души», и еще бы добавила, — с верой. С праздником всех, с Крещением Господним!

Рубрика: Без рубрики | 8 комментариев