Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века. (Тропарь, глас 4)
7 февраля, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в храме преподобного Серафима Саровского была совершена Божественная литургия. Величие подвига новомучеников и исповедников Российских с каждым годом становится все более ярким и очевидным. Все чаще обращаются верующие за помощью к новопрославленным святым, приоткрывают глубинный смысл невероятного мученичества современных христиан на российской Голгофе.
«Никогда еще в истории не было такой богатой жатвы мучеников, как в XX столетии. Знаменитые и безымянные, прославленные Церковью и непрославленные, оставшиеся в памяти потомков и известные только Богу – их безмолвный и могучий хор стучится к нам: вопросом, зовом совести, призывом понять и принести в своей обычной жизни тот плод, которым будет оправдана их жертва.» (Георгий Великанов). После Литургии была совершена лития по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.
По окончании литии протоиерей Виталий предоставил слово прихожанам, потомкам священномученика Николая Агломазовского (Пробатова), — Галине Геннадьевне Пробатовой и праправнуку Тимофею Романову.
Галина Геннадьевна рассказала о жизни и христианском подвиге священномученика Николая, святынях, которые бережно хранятся в семье Пробатовых. Певчие под руководством регента Евгении Рубановой впервые исполнили в нашем храме тропарь и кондак священномученику Николаю Агломазовскому.
Священномученик Николай родился в 1874 году в селе Игнатьеве близ города Кадома Тамбовской губернии. Он был младшим сыном священника этого села Александра Николаевича Пробатова и его жены Еликониды. Образование Николай получил в Касимовском духовном училище, а затем в Тамбовской Духовной семинарии. Из сохранившихся его писем к брату протоиерею Василию, видно, что учился он, находясь в условиях большой материальной нужды: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним, а наставники делали замечания. По окончании семинарии он женился на младшей дочери священника села Темирево Елатомского уезда Варваре Алгебраистовой. После венчания Николай и Варвара, по существовавшему тогда благочестивому обычаю, отправились в свадебное паломничество в Саровский монастырь. В 1899 году Николай был рукоположен в сан пресвитера и определен вторым священником в храм села Темирево. Но он очень хотел служить один. Желание его вскоре сбылось, в 1906 году он получил приход в селе Агломазово, где был деревянный Богоявленский храм, выстроенный в 1779 году. В 1910 году отец Николай обновил обветшавший иконостас. При храме был хор, и трудами отца Николая было устроено прекрасное общее пение. Перед служением Литургии священник всегда долго и усердно молился, служил он с вдохновением и благоговением; а о службе церковной говорил: «У меня в алтаре уголок рая». Село Агломазово насчитывало тогда сто пятьдесят домов, более тысячи прихожан, и была большая нужда в открытии церковно-приходской школы. Стараниями отца Николая было выстроено просторное деревянное здание, в котором свободно могло обучаться двести детей. Талантливый проповедник, он усердно проповедовал в храме, а в школе преподавал Закон Божий. Семья священника жила бедно, но он за требы платы не брал. Обуви всегда имел только две пары — зимнюю и летнюю. Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) обратился к духовенству епархии с просьбой — пойти священникам в действующую армию. Охотников нашлось немного. Отговаривались — кто болезнью, кто семьей, кто малолетством детей. Слыша такое от священников, отец Николай устыдился: что же это мы священники и отказываемся — у одного жена, у другого дети, а там же наши же воины кровь проливают, защищая родину; надо соглашаться. И хотя у Николая с женой было трое детей, старшему сыну четырнадцать лет, младшим сыну и дочери по году, он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещало не более тридцати человек. Вернувшись в 1917 году домой, он с нескрываемой скорбью говорил близким: «Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли». Совершилась революция. Нравственная болезнь коснулась и крестьян. Многие бросились рубить впрок казенные и господские леса, наваливая штабеля бревен перед домами, поспешно делили земли крупных землевладельцев. После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги. «А кто вы такие, что мне указываете?» — решительно встретил их отец Николай. «Скажет мое начальство, тогда передам.» «Нет, — не отступали солдаты, — передавай сейчас». «Ну, хорошо, — ответил священник, — не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю». Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги. В феврале 1918 года большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство. Перед выходом попросили отца Николая отслужить для них напутственный молебен. После молебна священник сказал краткую проповедь, которую заключил словами: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них, и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены отца Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала: «Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих». «Да,» — сказал священник. И, помолившись, наугад открыл Апостол и прочел: «Верен Бог, Который не попусти вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей отец Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему: «Беги, батюшка, убьют!» «Я никогда не бежал и сейчас не побегу», — ответил священник.
Домашние ушли, остался только старший сын Александр. Отец Николай предложил и ему уйти, тем более, что матери, возможно, потребуется помощь, но Александр не пожелал оставить отца.Священник надел теплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей. «Римские легионы идут», — покачав головой, сказал отец Николай. Карательный отряд приближался, и вскоре слышна стала песня, которую пели идущие: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…» Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель Петр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника.
Двоих красногвардейцев отправили за священником. После ареста отца Николая в доме был произведен обыск. Присутствовал лишь сын священника Александр. Каратели перерыли все вещи, но ничего не нашли. Арестованных допрашивали с побоями и издевательствами. Отца Николая били шомполами по пяткам, заставляя плясать. «Я и раньше никогда не плясал и перед смертью не буду», — ответил священник. Последнюю свою литургию перед арестом отец Николай отслужил на праздник Казанской иконы Божией Матери. Некоторые из палачей еще недавно посещали церковные службы и помнили слова молитв. Издеваясь над пастырем, они говорили: «Заступница усердная!.. Ты Ей молился! Что же Она тебя не заступает?» — И старались всячески оскорбить священника. На все поношения отец Николай отвечал: «Христос терпел, будучи безгрешен, а мы терпим за свои грехи». Эти слова священника вызвали у истязателей хохот. Учитель, составляя список, включил в него нескольких женщин, но начальник карательного отряда имена женщин вычеркнул, оставив лишь одну — Агафью: она была совершенно одинока, и за нее некому было просить. Долго и изощренно издевались над ней палачи, но она все переносила молча. Наконец было объявлено, что все арестованные будут расстреляны. Перед смертью все исповедовались. В седьмом часу вечера красногвардейцы вывели из подвала восемнадцать осужденных на смерть и повели к реке Цне. У реки их разделили на две партии, одну повели по берегу реки налево, другую — направо. Вскоре раздалась команда красногвардейцам построиться и приготовиться к стрельбе. Приговоренные столпились напротив. Отец Николай, воздев руки, молился, произнося слова громко, раздельно. Все услышали: «Господи, прости им, они не знают, что делают». Хотя уже совсем стемнело и каратели, похоже, не собирались проверять, кто жив, кто мертв, но отец Николай собрав силы, поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу…» Вторым залпом он был убит. Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были вместе с батюшкой староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья. На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забирать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело — с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет». В этот же день жена отца Николая вернулась домой. Она обратилась к властям за разрешением похоронить священника возле церкви. «Что?! — возмутились каратели. — Собаке собачья смерть. Его надо отвезти на свалку. Еще спасибо скажите, что в овраг не свалили, на кладбище разрешаем похоронить». Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов — отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить. Отпевали отца Николая в его доме. Окна занавесили черной плотной материей, чтобы каратели не могли видеть, что происходит внутри. Тело мученика перенесли со стола в гроб, и началось неспешное отпевание. Хоронили о. Николая глубокой ночью, священники несли гроб на кладбище, где уже была вырыта могила на месте погребения близкого отцу Николаю прихожанина, и истлевший гроб которого был хорошо виден при ясном свете луны и звезд. И плыло тихое пение последних погребальных молитв. Святой священномученик иерей Николай Пробатов и иже с ним пострадавшие мученики Виктор Краснов, Косма, Наум, Филипп, Иоанн Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафия канонизированы и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве 13-16 августа 2000 г. (Основание: Деяния Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 13-16 августа 2000 г., г. Москва. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики Православной Церкви». Книга 5, стр. 321 -323.)
В 1986 году младший сын отца Николая Сергий посетил село Агломазово и кладбище, где был похоронен отец Николай. Могилу помогли найти пожилые местные жительницы. По их рассказам, в могилу были произведены и более поздние захоронения. Когда в очередной раз разрывали могилу, то от прежних захоронений нашли только напрестольный крест, который при отпевании был с трудом вставлен в окоченевшую благословляющую руку отца Николая и при этом кресте один нетленный палец. Это все положили между гробами вновь захороненных, и могилу зарыли. Богоявленская церковь в Агломазово при советской власти была уничтожена. В 1953 году было принято решение о сносе храма и использовании материала стен для строительства «культурно-просветительных учреждений». В мае 2012 года в селе было заложено основание под строительство нового храма – в честь священномученика Николая Пробатова.
Прихожанам в этот была представлена для ознакомления литература из приходской библиотеки с жизнеописанием священномученика Николая Пробатова в числе других книг о новомучениках и исповедниках Российских. Из семейных архивов Пробатовых на выставку была принесена книга «Были верны до смерти…» : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, — Рязань. — 2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). — 418 с.
Прихожане имели возможность увидеть очки священномученика Николая Пробатова, те, в которых он изображен на прижизненной фотографии. С верою некоторые прихожане прикладывались к иконе и очкам священномученика Николая и просили духовного зрения, видения грехов своих. Священномученик Николай через память своих близких стал близким и для нас, нуждающихся в укреплении веры.
«Но чтобы сейчас, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, «соединиться с последними из святых», нам необходимо, насколько возможно, созидать собой такую Церковь, которую завещали и оставили нам Новомученики: Церковь Распятого; Церковь, ломимую за спасение мира[35]. Как парадоксально выразился однажды владыка Антоний Сурожский: «Церковь должна быть так же бессильна, как Бог»[36]. То есть сильной – не методами «мира сего», а той Крестной славой, которую получил Ее Основатель за Свои страдания; и «слабой» такой немощью, в которой Божия сила и слава сможет проявляться беспрепятственно (ср.: 2 Кор. 12: 9). Мы не ошибемся, если скажем, что таково завещание Новомучеников. «Веры надо больше, больше ее иметь надо нам… Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией»[37].
И никогда еще, кроме как в XX веке, в истории человечества не звучала молитва, сравнимая с этой, записанной на клочке бумаги анонимным узником Дахау:
«Мир всем людям злой воли! Да перестанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию… Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников… Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу… Положи всё это, Господи, перед Твоими очами в прощении грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей. А когда всё это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир – мир людям доброй воли и всем остальным» ([29] Эта молитва была найдена в архивах Дахау и опубликована в «Züddeutsche Zeitung». Цит. по: Антоний Сурожский, митрополит. Школа молитвы. Клин, 2003. С. 18–19.)
Эта молитва востребована и сегодня, в XXI веке, ибо в мире продолжается умножение зла и сонмы новомучеников пополняются христианскими мучениками в России, Осетии, Сербии, Сирии, Африке…
Использованы материалы сайта православие.ру. Рекомендуем прочитать полностью.
Георгий Великанов «ОТ ПАСХИ К ГОЛГОФЕ. Размышления о древних и новых мучениках».