Мир «солнечных детей»: две стороны одной медали

IMG_9705«Смотри. Это моя Лиза, — показывает мне Саша фото с милой темноволосой девчушкой. – Красивая? Подаю документы на опекунство». «Конечно, — отвечаю я и задаю очевидный вопрос. – Синдром Дауна?». Саша кивает головой. Так началось мое знакомство с удивительными людьми, которых часто называют еще солнечными…

Чем дальше, тем больше обнажалось существующих проблем: как это часто бывает, незнание, недостаток информации ведет к отказу родителями от таких «солнечных детей», а, зачастую, просто к абортам. Но есть и иная сторона – полноценные и счастливые семьи, воспитывающие таких «лучиков».

Так родилась идея фотопроекта «Синдром радости», в котором принимают участие дети с синдромом Дауна и известные люди Хабаровского края: спортсмены, теле и радиоведущие, модельеры, танцоры и творческие коллективы. Проекта, призванного показать, что у всего есть хорошие стороны, нужно только вовремя это понять.

Идея, казалось, еще только витает в воздухе, а все вокруг уже начало закручиваться вокруг нее. И вот, мы в эпицентре.

Иногда, неожиданно для нас, мы «угадывали» с интересами наших деток самым непостижимым образом. На фотосъемку с игроками хоккейной команды пятилетний Илья пришел со своей клюшкой, которую он буквально не выпускает из рук. А еще, самое главное, в окружении своей любящей семьи: у мальчугана папа, мама и два старших брата. Глядя на их неподдельно-искренние, теплые отношения, сложно поверить, что когда-то были страхи, чуть было не приведшие к трагедии.

«Мы ведь действительно отказались от Ильи вначале, — грустно говорит Светлана. —  Это был очень тяжелый период у нас в жизни, дома поселилось горе. Муж был настроен категорично, он тоже испугался, а я пошла у него на поводу. Но я моталась за Ильей в больницы, дом ребенка и мужа брала с собой. Мы не затягивали с оформлением отказа, поэтому и со всеми бюрократическими проблемами столкнулись, когда все еще болело. И слезы у меня текли постоянно, мне было жалко всех: и нас, и его в первую очередь. Мне представлялся наш ребенок, привязанный к кровати и так далее… Все ужасы. В общем, через три месяца муж сдался, и мы забрали нашего малыша домой. Он родился весом 2,5 кг, в три месяца весил 3кг а через три недели дома 4кг… вот такая история».

Папа как-то бережно держит Илью на руках и говорит: «Вот, на коньках мы еще не умеем стоять, но обязательно научимся».

DSC_0009 DSC_0028 DSC_0040Трогательный момент: маленький Илья выходит на лед, а хоккейная команда в знак приветствия стучит клюшками этому мальчугану. Фотографии, автографы, даже майка с логотипом любимой команды: Илья улыбается. Несмотря на то, что он не разговаривает, мы понимаем, что все прошло хорошо. «Ну, вот, а боялись, что он испугается, — говорит главный тренер хабаровского хоккейного клуба Евгений Попихин. – Зря! А он – молодец. Илья, ты болеешь за нас, а мы – за тебя!».  Важные слова для всех, кто здесь присутствует…

А вот и Арина. Ее партнером по фотосъемке стал чемпион России по дрифту 2012 года Илья Фёдоров. Энергии этой длинноволосой девчушки можно только позавидовать: ее задор и радость отразились на фотографиях и на лицах всех, кто при этом присутствовал.

IMG_9705 IMG_9732 IMG_9735 IMG_9741Никита, Димка, Олеся, Машенька, Женя, Арина, Федя… проект продолжается. Хочется, чтобы люди, пришедшие на выставку, которая должна открыться ко Всемирному дню человека с синдромом Дауна 21 марта, почувствовали, что любовь – творит чудеса, а эти «особенные дети» нуждаются в ней не меньше, а, порой, и больше, чем остальные.

«Одна моя родственница отказалась от такого малыша, хотя и знала, что и у меня такой сын, — говорит Наташа, одна из мам нашей «модели». – Через некоторое время они развелись с мужем, который женился на девушке, потерявшей своего ребенка. В один из дней та призналась, что давно, еще до замужества с ним, присматривалась к одному мальчику в детском доме». Каково было удивление мужчины, когда он узнал, что это… его сын с синдромом Дауна… Сейчас семья подала документы на его усыновление…

Мир «солнечных детей», трагичный и счастливый, со слезами и переживаниями, с болью и улыбкой. Дети с «синдромом радости», которых, зачастую, в детских домах могут отправить на принудительное психиатрическое лечение только из-за того, что при недостатке жизненно необходимой им любви, они могут быть непослушными или раздражительными. Где укол успокоительных проще, чем объятия или ласковое слово. Но есть и другая сторона – семьи, в которых тоже есть свои огорчения или трудности, но с которыми борются при помощи единственно верного способа, приносящего невероятные плоды – любви. Глядя на семьи, участвующие в нашем проекте, выбравшие второй путь, хочется только одного, чтобы каждый ребенок оказался в семье, с теми, кому они дороже всего на свете.

IMG_0562-2 IMG_0568-2 IMG_0580IMG_9765 IMG_9776 IMG_9803

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Записки на скомканной бумаге. Эпизод первый: мир под ватным одеялом

3897201_w700Мой мир был небольшой. В детстве он состоял из «подросткового диванчика», знаете, такого чуда советского мебелиделания. У него было дно из дико скрипящего оргалита, приколоченного маленькими гвоздиками к основанию и прикрытого поролоновым матрасом. Эти гвоздики без конца вылезали, поэтому каждое утро я стучала небольшим молоточком, чтобы вернуть их на место. Тяжелое ватное одеяло заменяло все: сказочные леса, моря, горы – стоит только накрыться с головой…

Сложно сказать, отчего я пряталась, чего мне не хватало в обычном мире обычного городка. Я носилась по улице с ватагой мальчишек, играя в казаки-разбойники, прятки, войнушку и еще во всякие разные игры, иногда заканчивающиеся шрамами на коленках и лбу, а также разбитой губой аккурат накануне Дня знаний, чем удивляла маму, считавшею, что распухший вареничек никак не шел к белым бантам. Пару раз я приходила в класс с перебинтованной головой, оттеняя или иллюстрируя уроки пения, где мы голосили песни из советского репертуара про Щорса: «Голова повязана,  кровь на рукаве…».

Я не закрывалась, словно улитка в раковину, но после шумных игр бежала домой: либо к книжному шкафу, где было столько сокровищ (папа собрал шикарную библиотеку), либо в уголок своего дивана, где был целый мир.

Разгадывая кроссворд на кухонном  столе, папа спросил у мамы, жарившей котлеты: «Персонаж «Гамлета», брат Офелии?».

На что девятилетняя я, пробегавшая по коридору, сказала: «Лаэрт. Папа, помнишь: несчастье за несчастием Лаэрт, Офелия, бедняжка, утонула». На что отец сказал маме: «Эта шмакодявка что, «Гамлета» цитирует?».

А за креслом было самое уютное место: громоздким креслом на цилиндрических ножках, которыми мы кололи грецкие орехи, присылаемые бабушкой с Украины в деревянных посылках, зашитых в тряпочные чехлы. Приподнимаешь ножку кресла, кладешь орешек и…

Мой мир так и оставался небольшим долгие-долгие годы, но он был прекрасен, потому, что в нем жил Бог. Не знаю, откуда Он там появился, но появился. Когда мне было страшно идти зимним вечером из школы домой по частному сектору, я почти бежала,   повторяя: «Мне не страшно. Потому, что Бог со мной!». Почему, откуда это взялось в моей голове – не знаю, в семье на Пасху красили яйца и пекли куличи, потому, что «может все же там что-то есть?», а еще где-то в закромах пылилось протестантское Евангелие…

А однажды в шестом классе нам рассказали про Рождество, предложив разыграть «представление», в котором я заучивала слова Марии: «Как будет то, когда я мужа не знаю…». Не понятные мне слова я повторяла как какую-то тайну.

«Мама, а где мой крестик?». «В шкафу, в шкатулке». На выцветшей желтой тесемке алюминиевый крест, самый простой и дешевый. Надеваю и испытываю тоже странное чувство тайны…

knijniishkaf

«Пап, а Лажечников интересно писал?». «У нас «Ледяной дом» есть. Тебе не рано?». Пожимаю плечами, ставя на место «Князя Серебряного»: «Нет».

Мама отбирает книгу: «Не читай лежа, не порть глаза. И спать уже надо». Щелкает выключатель и в темной комнате, поглотившей  разом все предметы, оживает мой мир – мир под ватным одеялом…

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Забытые традиции, или рождественское фото для хабаровских семей

IMG_9417-3

На полу коробка с несколькими фотоальбомами, на страницах которых черно-белые фотографии, кое-где потертые, пожелтевшие от времени. Взгляды подчас серьезные, напряженные: ведь фотографироваться раньше удавалось не так часто, а это, как говорится – память… Совсем как у В. Астафьева в знаменитом рассказе: «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу — приехал фотографировать».

Идея о семейном фото давно витала в воздухе, точнее, в стенах кабинета Информационного отдела Хабаровской епархии. Только форму никак не обретала: то ли многостраничные календари, то ли открытки, то ли…

В преддверие Рождества все чаще мелькала мысль о семейном празднике, традиционно семейном для нашей страны: ароматные елки, под пушистые лапы которых родные прятали бережно упакованные подарки, щедрый праздничный стол, за которым, после многодневного поста, собирались близкие и дорогие люди, — все это раз в год словно сходит со старинных открыток или… фотографий: ожившая история в нынешней современности.

Казалось бы, кого сейчас удивишь снимками? С появлением фотокамер даже в самом обычном телефонном аппарате «проблема запечатления момента» отпала: щелчок кнопки, и — готово.  Однако, как сказал один знаменитый фотограф: самое страшное событие в мире фотографии, когда фотокамеры стали общедоступными – пропало трепетное отношение к съемке, превратилось в ширпотреб, не всегда качественный.

Конечно, планируя праздничную акцию «Рождественский семейный портрет», мы даже не ожидали, что она вызовет такой интерес и самые теплые слова благодарности от участников этого мероприятия и не только. Ведь и критика уже была: а почему фото дарить будете? Лучше бы вещи или деньги подарили. Безусловно, и это неплохо, но цель у нас была иная…

Совсем недавно, участвуя в вечере, посвященном украинской культуре, я получила предложение на создание стенда по принципу «родового дерева». Пришлось потрудиться, разыскивая старые фотографии, прося родственников прислать хотя бы «сканы». Несколько поколений моей семьи были представлены на стенде, который с увлечением рассматривали люди, пришедшие на праздник. «Словно в прошлое вернулся, — говорил один зрелый священнослужитель. – Раньше ведь традиция была – портреты родных и семейные фото на стенах вешать в домах. Да и вообще, собираться семьей – прекрасная традиция».

Эти простые слова заставили собрать хаотичные мысли в единую цепочку: традиции,  семья, праздник, портрет…

Рождество. В воображении живо представляются сцены этого события: Святое семейство, тихий свет Вифлеемской звезды, радость и надежда.

Переносимся на дальневосточную землю. А точнее – в Хабаровскую духовную семинарию, в которой уже начали собираться семьи, счастливые семьи, у которых есть детишки с «ограниченными физическими возможностями». Именно для них и была задумана и реализована наша акция.

«Хожу по коридорам семинарии и не верю, — делится впечатлениями Ирина, одна из участниц, мать четверых детей. – Столько лет мечтала о красивом семейном фото, и вот – мечта сбылась, да еще и под Рождество! Вот уж воистину – чудо! Несколько раз узнавала расценки на съемки, которые пугали – нет особой возможности у нас несколько тысяч для этого выделить, а ведь дети растут – хочется этот момент запечатлеть! Знакомые из других городов, узнав о такой возможности, тихо вздыхали: вот бы и у нас такое…».

Мамы причесывают девочек, поправляют рубашки мальчишек, которые шумной ватагой носятся, скользя на гладком полу в холле, мимоходом сами поглядывают в зеркало, украдкой осматривая и свой внешний вид – все должно быть красиво.

«Словно в детство вернулся, — говорит «строгий на вид» папа. – В мое время родители нас водили в студии, чтобы сделать семейное фото, ведь фотокамеры наперечет были. Забытая традиция».

«Голову чуть в сторону, улыбку шире!» — командует фотограф. И, вот удивительно, даже самые отчаянные непоседы, вихрем носившиеся буквально минуту назад, послушно выполняют все просьбы.

Щелчок фотокамеры запечатлевает ускользающее мгновение, становясь портретом, тем самым семейным портретом, который может стать началом, или, скорее, возрождением доброй традиции.

Была и живая елка, и подарки для ребятишек, и новые впечатления от посещения семинарского храма, знакомства со священником, кто-то впервые услышал о Рождестве, как о рождении Спасителя, а не о «диснеевском празднике»…

Пусть этот рождественский семейный портрет для многих станет новой страничкой в их непростой, но счастливой жизни, еще одной страничкой в летописи под названием жизнь.

IMG_9431-3 IMG_9444-3 IMG_9448-3 IMG_9460-3 IMG_9469-3 IMG_9470-3 IMG_9481-3 IMG_9484-3

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Рождество, или «а был ли мальчик»?

77226171По городу мелькают люди, деловито ухватившись за ствол больших и не очень елей. В магазинах распродажи, вездесущая реклама манит скидками, опустошая наши кошельки и кредитные карты, продуктовые напоминают муравейник в период его постройки: навьюченные невероятным количеством съестного покупатели продвигаются к кассам, цепляя мимоходом то выставленное пирамидкой «игристое», то еще невесть что.

pic28713010x600 shop 2

Rozh_skidki-03«Супер предложение дня от нашего магазина – скидка на чехол для искусственной елки с удобными для транспортировки ручками»!…. И хватают же люди, потом на кассе только рассматривая упаковку и соображая – а куда они эту самую елку весь год будут «удобно транспортировать»: из одного угла квартиры в другой?

На всех магазинах и иных учреждениях: от парикмахерской до пивного ларька пестрят надписи: с Новым годом и Рождеством.  Причем, на «рождественских плакатах» зачастую изображены персонажи, далекие от Рождества Христова: начиная умилительными зайчиками, заканчивая «азиатскими символами года» или не вполне одетыми девушками в «костюмах» Санта-Клауса. Не правда ли… не хватает Того, Кто родился…

5b8325130fcdВопрос «а что мы отмечаем?», сродни классическому вопросу «а был ли мальчик?». Страшному вопросу, страшному тем, что правдивый ответ означает определенную степень решимости признать, что мальчик был! А если был, тогда…

А ведь праздник Рождества – это момент встречи человека со Христом. До дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту черту, что отделяла людей грешных от вечной жизни, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество.

Может однажды нам удастся за серпантином липовых скидок, за майонезными салатами и символами наступающего года разглядеть пещеру, освещаемую светом Вифлеемской звезды, в которой много сотен лет назад свершилось Чудо – в мир пришел Спаситель. А, может, если мы остановимся на минутку, открывая сердца добру, то все мы с вами станем свидетелями этого Чуда – Рождества… Рождества Христова и Его встречи с нами.  «Христос рождается, славите»…

7c19b7775f61

Рубрика: Без рубрики | 3 комментария

Если гитары или барабаны играют громко, это не значит, что в них бес

d57cb26ec38c«Белый шаман» — музыкальный коллектив, созданный в 1993 году и выступающий в жанре рок. Судьба свела меня с лидером и одним из основателей этой московской группы Михаилом Татаринцевым практически чудом. Однако, в преддверие Рождества Христова, чудес на один см2 моей жизни становится так много, что перестаешь удивляться, а только радуешься. Стоит отметить, что разговор получился сразу «о главном»: о вере, творчестве, свободе — сочный и насыщенный. Итак, о том, «что значит быть православным» и кто такой «белый шаман»…

 Православие традиционно ассоциируется у большинства людей с чем-то архаичным, статичным, с эдаким налетом дремучести. Порой верующим нередко задают вопросы: а у вас есть телефон? А вам можно пользоваться Интернетом? Словно верующие – это нечто раритетное или отсталое. И уж тем более Православие «не вяжется» в умах многих с «неформальными движениями». А как вам, рок-музыканту, удается совмещать в себе Православие и эту субкультуру? Что для вас – Православие, и что значит – быть православным?

Мне хочется верить, что таких людей становится или станет меньше. Ведь архаика — это древность, прошедшее время, взгляд назад. А у Бога времени нет. Христос — это не древность, а вечность. Мы часто путаем два этих понятия.

То же касается и «статичности». Церковь не статична, а консервативна, и это совершенно естественно — без этого в нашем мире ничего не сохранить из того, что сохранить действительно нужно.

Поэтому когда верующих называют отсталыми, дело тут не в вере, а собственно в отсталости. Если человек применяет веру там, где нужно знание, полностью заменяет науку религией — это проблема человека, а не веры. Сколько было кликушества на тему Интернета, мобильных телефонов, ИНН, сколько технических новшеств в разное время называли бесовскими? А бес не в вещах, вещи нейтральны.

То же касается и рока. Если гитары или барабаны играют громко, это не значит, что в них бес. Бес может быть в музыканте. А он с ним может бороться или не бороться — это уже другой, внутренний его вопрос. Если музыкант, как любой другой человек — архитектор, летчик, доктор, не пытается избавиться от бесов, рок тут ни при чем.

Поэтому я не вижу никаких проблем в «совмещении» Православия и рок-культуры. Православие — вера, рок — профессия или хобби. Они не могут конфликтовать. Зато могут взаимодействовать…

Но это философия, а хочется поговорить на живые темы. Я с удовольствием отвечу на вопрос «Что значит быть православным?» Есть такая фраза — «Православие или смерть». Многие считают ее экстремистской, видимо, отождествляя ее с угрозой типа «Кошелек или жизнь». Но фраза абсолютно не экстремистская, она очень глубокая, философская. Это противопоставление отрезка и луча. Отрезок имеет начало и имеет конец, а луч — только начало. Принимая православие, ты движешься в вечность, как луч движется в пространство. Смерть отменяется.

Название вашей группы – «Белые шаманы». Откуда это название, с чем связано его появление?

Мы называемся «Белый шаман». В 1982 году вышел фильм с таким названием. Там «белым шаманом» жители Крайнего Севера называли врача. То есть к шаманизму как оккультному явлению мы не имеем отношения. Мы пишем песни, они очень ироничные, сатирические, они высмеивают нас и наши недостатки, пороки, комплексы, «заморочки», заблуждения и все такое прочее. Грубо говоря, мы ставим некий диагноз. Отсюда и название.

8ZTYWYGeDJI

Насколько я понимаю, вы – основатели нового направления – «бетон», основанного, в том числе и на агрессии, иронии… Можно ли считать ваше творчество скорее созидательным, чем разрушительным?

У нас такое амплуа — мы шуты, которые никогда не смеются, комики без улыбки. Поэтому агрессия, едкая и громкая — наш рабочий инструмент. Как любым инструментом, ей можно пользоваться по-разному, можно рушить, можно созидать. Инструмент, как я уже говорил, нейтрален. Мы стараемся рушить то, что мешает человеку жить — уныние, комплексы, мании. Если наши старания успешны, то такое разрушение вполне можно назвать созиданием, мне кажется. Потом, хоть мы и не улыбаемся, мы хотим, чтобы улыбался зритель и слушатель. Это не разрушение!

По сути, каждый человек – это творец, в той или иной степени. Что для вас – творчество? Способность к самореализации? Удовлетворение амбиций? А, может, это способ служения?

Я отвечу вопросом на вопрос. Почему Бог создал мир? Потому что у Него творческая природа. Человек создан по его образу и подобию. В чем это подобие? В свободе и творчестве. Ответить разумно на вопросы «Почему я хочу быть свободным?» и «Почему я хочу творить?» очень трудно. Это заложено в человека так глубоко и так естественно, что пытаться вытащить эти явления «за ушко и на солнышко», объяснить их каким-то амбициями, попытками самореализации, служением практически невозможно. Это и так, и не так.

Если задать вопрос, например, кто такой писатель, то можно дать множество ответов, и все они будут, наверное, правильными, но почти все недостаточными, кроме одного-единственного: писатель — тот, кто не может не писать…

Представители рок-направления в музыке часто говорят о свободе. Православие – тоже религия свободы. Для вас свобода – это…?

Способность думать и действовать самостоятельно. Причем при этом не бояться ни окружающих — что помешают и накажут, ни себя — что ты помешаешь окружающим или наломаешь дров. Если задуматься о здоровой самостоятельности, то с грустью понимаешь, что это какая-то бесконечно недостижимая величина. Никто из нас не самостоятелен, как это ни печально. В этом, мне кажется, и есть корень слабости человека. А свобода дана человеку, чтобы он стал сильным…

x_21e5473d

Ваши слушатели – кто они?

У нас очень разные слушатели и по возрасту, и по социальной принадлежности. Прямо такой калейдоскоп: байкеры, солдаты, священники, менеджеры, коллеги-музыканты. Я не могу дать им какое-то определение. Несмотря на наши часто агрессивные рифмы, наши слушатели — не «гопота» или «урла», а, в большинстве своем умные, адекватные люди. Кстати нашим большим другом является известный миссионер среди рокеров и неформальной молодежи — игумен Сергий(Рыбко). Многая ему лета и помощи Божией в его благих делах, ведь духовная поддержка пастыря и такого замечательного человека — многого стоит!

pravoslavie-igumen_sergij04

Сегодня, в потоке бесконечной и, зачастую, низкопробной информации многие люди просто теряются, от них ускользает главное. Что, по-вашему, главное в жизни?

Свобода и творчество. Проявлений множество, а все восходит к двум этим началам. Собственно, к образу и подобию Бога.

Что бы вы могли пожелать нашим дальневосточным читателям в преддверие рождественских праздников?

Мира и добра. В таком количестве, чтобы его не требовалось считать. А также желаю всем быть максимально осторожными с петардами и прочей пиротехникой. А лучше всего вообще отказаться от их использования. Рождество — праздник тихий и деликатный.

bQA860gMqco

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Выгодная дискриминация: ищи кому выгодно

20629045400

По-моему сейчас в нашем обществе настал такой момент, когда словом толерантность можно вызвать только один рефлекс, причем — рвотный, ну, или использовать его в качестве красной тряпки для быка в корриде. Только вот в роли быка выступила большая часть нашего общества, терпение которого, кажется, почти достигло точки кипения или той самой критической массы…

И, вроде бы, хочется быть корректной, не зацепив ничьих чувств, и не хочется попасть под чье-то влияние, став пешкой в хитро спланированной игре. И еще, еще, еще …до бесконечности. А на деле, хочется сказать одно: я не дощатый забор в не самых благополучных районах города, для высказывания самых различных точек зрения: от признаний в любви, начертанных рукой несовершеннолетнего Ромео, до банальной нецензурщины, нацарапанной местными хулиганами. Наши заборы долгое время были весьма толерантными, плоды чего мы и пожинаем в настоящее время.

 Если сегодня концепция государственной миграционной политики бредит неадекватным упованием на миграцию, как на инструмент решения демографической и экономической проблемы страны, то мне, как жителю «неперспективного и малозаселенного региона» очень не по себе от сложившейся ситуации. Совершая краткосрочный пятиминутный вояж из моего дома до ближайшей булочной, обычно я натыкаюсь на 15-20 представителей Узбекистана и Таджикистана, говорящих исключительно на «своем родном языке». По совести сказать, в этом потоке иноязычных слов и характерных лиц я уже выгляжу инородным телом.

Странным образом ситуация складывается так, что сегодня быть меньшинством очень выгодно: что сексуальным, что национальным, что политическим… Появился даже такой термин – выгодная дискриминация. Дискриминация, которая заставляет нас, большинство, чувствовать себя неуютно в своей «традиционной ориентации», в своем регионе, в своей культуре, в своей стране.

После событий в известном районе нашей столицы почти крылатой стала фраза одной из жительниц: «Они хоть в диаспоры объединяются, а мы? А мы все разрознены!».

Собственно говоря, потому и объединяются, что  отчетливо понимают: сохранить себя как нацию можно  только сохранив культуру, язык, религию.

Государство не ставит перед собой задачи сохранения русской культуры, а только регулирует межнациональные отношения, предупреждая возникновение трений и конфликтов между нациями-этносами. Но ведь при этом перед каждым народом стоит задача сохранения национальной, религиозной и культурной идентичности. Что касается приезжих, то сегодня, как говорится, «некомильфо» упоминать об их ассимиляции, заменяя это слово «толерантным» (вездесущее словечко) термином интеграция.

А мы сами с легкостью отказываемся от своих корней, даже не интегрируя, а именно сливаясь с той дикой смесью низкопробного западного ширпотреба и суррогата, боясь выглядеть нетолерантными в глазах  меньшинства, которое медленно, но верно убеждает всех нас в том, что исключение из правил задает тон и определяет тот курс, за которым, как бараны на заклание, шествует сегодня большинство.   Абсурдные демарши называют свободой самовыражения, неадекватные выходки – новым направлением в искусстве (про культуру язык не поворачивается говорить, — тут ей и не пахло), а странные пикеты и акции за равноправие – отчаянной борьбой за право быть личностью. Всеми силами и с завидным энтузиазмом стараются все чаще и настойчивее обращать наше внимание на то, что не должно являться предметом пропаганды. Не удивлюсь, что скоро парады и демонстрации будут проводить нарко или алкозависимые, решив показать, что они тоже желают выразить свое принципиальное отношение к миру и окружающей действительности.

Во всей этой катавасии, напоминающей традиционный элемент русского застолья, а именно, салат «Оливье» времен социализма, хочется вспомнить крылатую фразу, заставляющую задуматься над истинным смыслом происходящего: «Ищи кому выгодно».

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Около тонны гуманитарного груза доставлено в национальные поселки Хабаровского края, пострадавшие от паводка

DSC_016321 октября 2013 года представители Хабаровской епархии и общественных организаций края: секретарь Хабаровской епархии, руководитель Миссионерского отдела протоиерей Олег Хуторской, руководитель Сектора поддержки материнства, детства и семьи Хабаровской епархии Вера Ивановна Дегтярева, председатель краевого «Союза женщин» Валентина Андреевна Мешкова, председатель координационного совета общественных организаций края Зинаида Сергеевна Ельцова, доставили около тонны гуманитарного груза в пострадавшие от наводнения села Найхин и Дада. Около 300 семей получили адресную помощь, которая с наступлением холодов просто необходима: обогреватели, одеяла, зимняя одежда, обувь и многое другое.

DSC_0027 DSC_0031 DSC_0053

DSC_0077 DSC_0125Как всегда, сложные обстоятельства, горе обнажают и выявляют различные стороны человеческого характера. «Какой интересный факт, — говорит отец Олег, наблюдая как двое мужчин из общественной организации «Милосердие», привезшие груз гуманитарной помощи, разгружают машину. – Эти люди сами находятся в трудной жизненной ситуации и при этом помогают другим».

Побывав в доме у Татьяны и Бальжита Бельды, лишний раз убеждаешься, что беда дает возможность проявить и лучшие человеческие качества, и подтвердить известное выражение – «кому война, кому – мать родная». «Вот друзья – семья фермеров из Биробиджанской области – остались без урожая, мы с ними картошкой поделились, хотя именно их регион славится урожаем картофеля, дали им рыбы. А как же иначе?».

А вот и другой пример: после того, как наводнение пошло на спад, семья Бельды отправилась на огород своей родственницы, с которого водой вымыло большой слой плодородной почвы, чтобы привести его в порядок. Орудуя граблями, они обнаружили китайские монеты, осколки фарфора, украшения из бронзы – предметы старины, отголоски времени и молчаливые свидетели исторических событий. Естественно, что быстро нашлись желающие из числа так называемых «черных копателей», которых уже приходилось выпроваживать, чтобы находки достались историкам и археологам.

Амур практически вошел в русло уже мирно, но все также мощно неся свои воды мимо сел, жители которых возвращаются к привычному ритму жизни. Наводнение для очень многих стало живым исполнением слова Священного Писания: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов.

DSC_0154 DSC_0163 DSC_0209 DSC_0226

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Футбол «за колючкой», или как выиграть проигранный матч

original_1

19 октября 2013 года футбольная команда учащихся Хабаровской духовной семинарии сыграла с командой федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю».

Инициатива о проведении игры исходила от самих заключенных и была одобрена руководством колонии. Получив благословение на проведение матча, команда семинаристов, «возглавляемая» заведующей сектором очного обучения ХДС Н.В. Леонтьевой, отправилась «по ту сторону колючки».

Сдав паспорта, сотовые телефоны и иную технику, а также отчитавшись в отсутствии запрещенных предметов, мы попадаем на территорию колонии. Еще в тамбуре ощущается особая атмосфера заведения: на стенах фото «склонных к побегу преступников», решетки, жесткое требование выполнения команд.

Команда студентов семинарии переодевается в отведенной для этого комнате, а я выдерживаю  недоуменно-тяжелый взгляд сопровождающего нас сотрудника колонии: «Девушка? Вы только от меня не отходите ни на шаг, ладно? Вам же лучше будет». Покорно киваю головой, что ж тут не понятного…

Стадион, который команда ХДС тут же ласково назвала «огород», расположился в центре бараков, рядом со строящимся храмом в честь Архангела Михаила. Пропев молитву и поприветствовав команду соперников, ребята кинулись защищать «честь подрясника», пока мы отчаянно, но молча переживали на специально принесенной нам скамейке.

Стараясь пропускать мимо ушей крепкие русские слова, которые невольно вылетали у игроков команды колонии (они каждый раз тихонько укоряли друг друга за несдержанность), я отмечала, что осужденные вели себя корректно и играли, не применяя силовые приемы.

Естественно, что в винегрете из жаргонных словечек, неожиданно, словно дождь в январе в Сибири, прозвучала фраза нашего вратаря, севшего с травмой ноги на лавочку запасных: «Миша, бей по мячу так нежно, словно это хрустальная ваза!». Казалось, что даже тот самый мяч завис в воздухе на мгновение, а потом грохнулся об землю, словно пугливая птаха, от слов не сдержавшегося конвоира: «Нет, эту фразу нужно запомнить!».

Два тайма по тридцать минут пролетели незаметно, принеся нам пять пропущенных против одного отыгранного, а также несколько голевых моментов, отраженных штангой и, даже, попытка забить гол ударом «ножницы»: все как на настоящем матче.

Азарт взял свое и, после официального завершения игры, ознаменовавшегося свистком судьи, ребята из колонии и семинарии, перемешавшись между собой, погоняли мяч еще минут пятнадцать.

На прощание, получив приглашение приезжать почаще, команда ХДС преподнесла колонии икону Божией Матери «Хабаровская», а также пирог, который специально для этого случая испекли в трапезной духовного заведения. Правда, любезно улыбнувшись, сотрудники колонии сообщили, что пирог осужденные получат после того, как его разрежут и проверят. Прокручивая в голове что-то о напильниках в хлебе, я не решаюсь спросить о назначении проверки, впрочем, это и так ясно.

Выходим за ворота колонии, горечи поражения нет, есть только сожаление о том, что за колючей проволокой осталось 1500 молодых ребят, которые могут учиться, работать, создавать семьи, но по разным причинам отбывают срок. Есть сожаление о том, что вездесущий шансон и различные сериалы окутывают чуть ли не романтическим ореолом эдаких «джентльменов удачи», живущих по принципу: «украл, выпил, — в тюрьму». Но есть и надежда, что ребята, на территории колонии которых возводится православный храм, слушающие рассказы учащихся семинарии о святых, подвижниках, вере, смогут, осознав тупиковость выбранного ими пути, смогут найти свою дорогу к храму, за которой и возрождение к нормальной жизни, и к жизни вечной.

 

 

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

«Посещая уроки о Православной культуре, я понял, что надо прощать»

10 октября 2013 года в ходе рабочего визита в поселок Хор митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий посетил среднеобразовательную школу № 3 и «Хорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Надо отметить, что в поселке выбор родителями модуля Основы Православной культуры из курса ОРКиСЭ  составил 100% . Это результат большой работы как священнослужителя, так и педагогического коллектива. Кстати, на встрече с последним, преподавателей интересовал один вопрос: когда преподавание ОПК будет распространено не только на четвертые, но и на остальные классы. Как мы сами могли убедиться, инициатива исходит от самих детей и их родителей. Кстати, по просьбе ребят при школьной библиотеке создан кружок «Благодать» для тех, кто и далее изучать Православие.

DSC_0845 DSC_0851Четвертый класс, который только начал изучать ОПК и несколько ребят из пятого класса, уже окончившие курс, собрались, чтобы побеседовать с владыкой Игнатием, задать ему вопросы и, даже, получить дипломы участников и победителей Шестой общероссийской олимпиады школьников по Основам Православной культуры.

DSC_0869 DSC_0879 DSC_0897 DSC_0907 DSC_0910 DSC_0914Интересны были мнения детей, уже прошедшие курс: «мне кажется, что я стал добрее», «я понял, что надо прощать», «нельзя никого обижать», «я понял, что такое вера», «я узнал про Заповеди и понял, что хочу их исполнять, чтобы не расстраивать Бога».

Несмотря на юный возраст, четвероклассники задают совсем не детские вопросы из чего можно сделать вывод: потребность в духовной пище велика, а семья сегодня не способна его удовлетворить.

После необычного открытого урока завуч школы Валентина Ивановна Кузьменко провела нам краткую экскурсию по школьному музею.

DSC_0937 DSC_0948 DSC_0949 DSC_0955После школы владыка побывал в «Хорском социально-реабилитационном центр для несовершеннолетних», созданном для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.  Руководитель центра Рубанова Татьяна Маратовна провела ознакомительную экскурсию. Рассказав о деятельности центра, директор показала швейную мастерскую, спортивный и актовый залы, комнату самоподготовки, медицинские кабинеты, столовую. После экскурсии состоялся концерт, организованный педагогами при участии детей, проходящих реабилитацию в учреждении. На память о пребывании владыки Игнатия в центре был преподнесен подарок, сделанный руками воспитанников: панно, выполненное на срезе дерева.

DSC_0964 DSC_0971 DSC_0974 DSC_0985 DSC_1003DSC_0003 DSC_0033

 

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Правящий архиерей освятил крест для строящегося храма поселка Хор

10 октября 2013 года состоялась поездка митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия в поселок Хор. Правящий архиерей посетил приход святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, где возглавил праздничное богослужение. После Литургии  владыка отметил Архиерейскими грамотами за труды во славу Божию и на благо Церкви прихожан хорского храма. Архиерейская Грамота — это первая из существующих церковных наград для мирян.

DSC_0401 DSC_0438 DSC_0443 DSC_0462 DSC_0487 DSC_0505 DSC_0512 DSC_0523 DSC_0547 DSC_0551 DSC_0574

Престольный праздник – важное событие в жизни верующих, а потому все, начиная от настоятеля, заканчивая учащимися воскресной школы, тщательно готовились к торжеству. Ребята даже приготовили творческий подарок, исполнив  две песни и вручив владыке Игнатию собственноручно изготовленные подарки – панно и вышивку.

Еще один подарок в день памяти святителя Тихона – освящение установка креста на купол строящегося храма поселка Хор. Красивый деревянный храм, в присутствии правящего архиерея, главы администрации поселка, архитектора, рабочих, а также верующих, увенчался крестом.  Все, начиная от детей, заканчивая священниками, внимательно наблюдали, как  крест возносится над землей, пусть и с помощью автокрана. По словам настоятеля храма святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Владимира Рябоконь в этот храм приход должен перейти уже к следующему престольному празднику – через год.

DSC_0601 DSC_0603 DSC_0614 DSC_0636 DSC_0651 DSC_0664 DSC_0680 DSC_0700 DSC_0720 DSC_0747

Крест – символ духовных ценностей, поэтому день, когда он засиял в поселке – можно считать всеобщим праздником.

 DSC_0810

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий