Сретение

Торжественным перезвоном встретил владыку Аристарха приход свят. Николая. Вот и состоялась, наконец, долгожданная встреча и весьма знаменательно, что это произошло именно сегодня, 15 февраля, когда мы празднуем Сретение Господне!
Еще месяц назад прихожане, уставшие от частых смен священнослужителей даже не знали, как воспринимать новость о назначении епископа в г. Николаевск, но о. Вячеслав ободрил народ словами, что действительно милостью Божией назначен сюда архиерей, ведь далеко не в каждом городе есть свой владыка. Теперь народ испытывает радость и даже ответственность за то, что стали прихожанами кафедрального храма.
До последнего мы не были уверенны, успеет ли владыка приехать хотя бы к концу литургии. Неожиданно во время заключительных молитвословий зазвонили колокола, одна прихожанка с сожалением сказала мне: « Не приехал владыка». «Как это не приехал?» — удивилась я. Тут же открылась дверь и вошел владыка Аристарх, взошел на кафедру, благословил народ и затем уже с амвона радостно поприветствовал всех нас. Как это часто бывает в таких случаях, народ растерялся и не знал, что сказать, тут поддержал о. Олег Хуторской «Ис пола эти деспота».
О впечатлениях самого владыки Аристарха трудно что-либо сказать, однако он отметил, что путь до Николаевска был не легким, основным препятствием стал сильный мороз. О своих планах владыка поведал за трапезным столом, в качестве первоочередных задач он выдвинул налаживание работы с молодежью.
Завтра, 16 февраля, в кафедральном храме г.Николаевска-на-Амуре будет отслужен молебен с акафистом святителю Николаю чудотворцу, который возглавит преосвященнейший епископ Аристарх.
Елена

 

 

«Покаяние стало жгучей слезой проступать…»

        «Ну что же, я люблю знакомиться…» — загадочно произнесла Светлана Копылова узнав, что большинство зрителей пришли на ее концерт не имея представления ни о ней самой, ни о ее творчестве. Это как раз и объясняет тот интерес, любопытство и даже небольшую интригу, которые витали в зале РДК города Николаевска-на-Амуре до того, как раздались первые звуки гитары. Однако уже по прошествии первых минут вечера, можно было увидеть отблески слезинок на лицах гостей и услышать тихие всхлипы из разных концов зала, в котором почти не было свободных мест. Не только прихожане Никольского Храма пришли сегодня насладится песнями автора-исполнителя, большая часть зрителей все-таки из тех, кто еще находится за порогом Церкви. Для тех, кто уже знаком с творчеством Светланы Копыловой представилась приятная возможность заказать любимую песню, Светлана с радостью выполняла заявки, но как выяснилось, гости были знакомы лишь с первым альбомом исполнительницы «Дар Богу», а ей больше хотелось поделиться с нами притчами из своего нового восьмого альбома «Хрупкая мечта». И тут Светлана дала возможность своим благодарным зрителям самим выбирать песни, к слову, это стало возможным, поскольку каждая притча была посвящена той или иной заповеди Божией (заодно и проверили знание заповедей). Первым осмелился высказаться о. Вячеслав, ему хотелось услышать притчу на пятую заповедь Божию, позже он объяснил мне почему. Все дело в том, что в зале присутствовали воспитанники двух детских интернатов, чьи родители, как правило, потеряли свой моральный облик и не могут воспитывать своих несчастных детей должным образом, однако какие бы родители ни были, они у них есть и необходимо научится их прощать и любить, и даже больше научится молиться Богу о них. Как раз об этом и повествует нам песня-притча «Записка».

             Спустя три часа концерт незаметно приблизился к концу, но зрители никак не хотели отпускать Светлану и ее гитариста Михаила, люди были согласны слушать ее чудесные песни до отправки авиарейса! Нижнеамурцы выходили из зала со слезами на глазах, но по их словам, с радостью на душе. Одна прихожанка сказала, что концерт вновь зажег немного угасшую искру веры и ей скорее хочется хорошенько покаяться на Исповеди. Работники культуры, администрация Николаевска и другие присутствующие гости заинтересовались Православием и буквально атаковали о. Вячеслава своими вопросами, некоторые подумывают о принятии Святого Крещения. Так или иначе, этот вечер заставил переосмыслить собственную жизнь каждого, кто вдумывался в тексты притч, баллад и легенд. Само собой разумеется, мы не ждали, что после концерта люди ринутся в Храм, отнюдь нет, впрочем, это и не главное, на мой взгляд, гораздо важнее то, что в сердцах людей поселилась мысль о покаянии, которое как известно приближает человека к Царствию Небесному.

                                                                                                                           Елена

У Николаевска есть еще и именины

19 декабря православная церковь отметила день Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Святитель и Чудотворец Николай был великим столпом Православной Веры. При жизни своей он был благодетелем рода человеческого. Не перестал быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах и про­сящим его помощи и заступничества. Нет народа, который бы не знал и не почитал святого Угодника, Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. Более всего же он любим и почитаем на Руси. Храм наше­го города называется Свято-Никольским в честь Великого Чудотворца.

19 декабря — День памяти Святи­теля Николая является праздником Николаевска-на-Амуре. Святой — по­кровитель и заступник нашего города. В его честь постоянно проводятся бо­гослужения в Свято-Никольской церк­ви, были в истории города и Свято-Никольские чтения (по одному в каж­дом веке, начиная с 19 в.)

Случилось это и в начале 21 века. С 17 по 23 декабря в Николаевске прошли содержательные мероприятия, посвя­щенные празднику Святителя Николая.

«Николаевск — патриарх приамур­ских городов» — тема Свято-Никольских образовательных чтений, которые состо­ялись 17 декабря в Николаевской районной библиотеке. Субботним днем в конференц-зале учреждения, как гово­рится, яблоку негде было упасть. Три часа пленарного заседания, которое вела директор районной библиотеки И.Н.Люстик, пролетели мгновенно, потому что каждое выступление его участников не­сло не только интересные сообщения, но и настоящие исторические открытия. О православных аспектах истории созда­ния и становления Николаевска: уничто­жении православной культуры в 20-х го­дах XX века, возрождении православия в настоящее время говорил в докладе иеромонах Никанор (Лепешев), препода­ватель догматического богословия и ис­тории Православия на Дальнем Восто­ке. В.М.Бойко, краевед, прихожанин Свя­то-Никольского храма, сделал сообще­ние об исторических традициях прове­дения Дня Николаевска, внес немало интересных предложений, которые обяза­тельно найдут свое воплощение. Элект­ронная презентация о храме Святителя Николая Чудотворца Е.В.Киреевой, учи­теля истории высшей категории, Почет­ного работника общего образования, бук­вально заворожила присутствующих. И.Б.Голубенко, руководитель народной изостудии районного Дома культуры, рассказала о возрождении традиций церковного ювелирного искусства. Иеро­монах Макарий, настоятель Свято-Ни­кольского храма, сделал представление книжного издания Фонда поддержки со­циально-ориентированных проектов и программ «Петропавловск», «Становле­ние и утверждение Православия на Даль­нем Востоке от первопроходцев до на­ших дней», провел презентацию иссле­дований, публикаций, материалов науч­но-практических конференций историко-культурной и образовательной темати­ки, изданных Хабаровской Духовной се­минарией. О.А. Кутузова, заведующая информационно-библиографическим от­делом, провела обзор историко-культур­ной и духовно-нравственной литерату­ры. Настоящим праздничным подарком для всех присутствующих стало выступ­ление детского ансамбля народной пес­ни «Хорохоня» школы искусств под руко­водством Л.А. Орловой. Вдохновенные лица детей, их желание подарить людям радость возрождения традиций живо воспринимались гостями с каждым му­зыкальным номером, горячие аплодис­менты стали для ансамбля наградой от зрителей. «Вальс в старинном стиле» в исполнении Ильи Морозова мысленно перенес всех во времена Невельского, когда праздник Святителя Николая от­мечали как День города.

Эти несколько декабрьских дней для николаевцев, участвовавших в мероприятиях, посвященных празднику Святителя Николая, стали откровением в духовном просвещении. Прихо­жане храма стали не только участни­ками богослужений, но и с ликовани­ем подключились к празднованию, ког­да церковная территория озарилась разноцветьем фейерверка.

Журналисты «Амурского лимана» провели выездной «круглый стол» в кра­еведческом музее. За чашкой чая шел неспешный разговор об истории осво­ения просторов Приамурья.

«История не терпит сослагательного наклонения, нельзя с полной уверен­ностью сказать, что та часть Евразийс­кого континента, который называется сейчас Российским Дальним Востоком, была бы действительно российской. Если бы Промысел Божий не свел в свое время жизненные пути двух выдающих­ся русских людей, патриотов Отечества — графа Н.Муравьева-Амурского и равноапостольного Святителя Иннокентия, небесного покровителя дальневосточной земли» — из материалов научно-практи­ческой конференции, которая проводи­лась в рамках празднования 150-летия подписания Айгунского договора и 70-летия Хабаровского края. С этих выво­дов и начался заинтересованный диалог участников обсуждения темы. Иеромона­хи Никанор, Макарий, иерей отец Вячес­лав, прихожанин К. Славников, директор районной библиотеки И.Н. Люстик, ве­дущий специалист отдела культуры В.Н. Григоревский, директор музея О.Г. Бабина, представители управления образования А.В. Абабкова, О.С. Кучи­на, руководитель народной изостудии «Синяя птица» И.Б. Голубенко и другие, незримо объединились духовной тон­кой нитью, расстались единомышленни­ками.

В праздники принято дарить по­дарки, и они были. Щедрые от души и от храма! И, как сказал отец Мака­рий, — Николаевску повезло вдвойне — у него есть не только праздник ос­нования или рождения, есть еще и именины в честь Святителя Николая.

Традиции возрождаются, значит, и встречи будут продолжаться, а нико-лаевцы духовно обогащаться.

Елена ИВЛЕВА

Газета «Амурский лиман», 23 декабря 2011 года

Неугасимая лампада

Накануне престольного праздника храма Святителя Николая перед иконой небесного покровителя нашего города возжена неугасимая лампада.

Лампа́да — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.

Символическое значение лампады — вечный огонь веры во Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. Также лампада является символом горячей молитвы Господу и олицетворением божественного огня, спустившегося на апостолов церкви.

Лампада, воспламененная пред иконой, символизирует Свет и Закон Божий, которыми отмечен земной путь человека. Лампада пред ликом Спасителя значит, что Он даровал истинный свет человечеству и просветил его. Пред иконой Богоматери лампада символизирует пламень любви божественной к роду людскому. Когда лампада зажигается перед ликами святых, тогда она означает любовь их к Богу и жертвы, которые они положили во славу Господа. В православной традиции лампада стала неотъемлемым атрибутом церковных праздников, служб. Часто православные зажигают лампаду перед образами дома. Божественный огонь, символом которого служит лампада, издавна озаряет праведный путь Христианина.

Обычай возжигать лампады в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Книга Исход, глава 25, стихи 31-37).

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Книга Исход, глава 30, стих 8).

Возжигали лампады и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников » (Деяния святых апостолов, глава XX, стих 8).

Учитель Церкви Тертуллиан, живший в конце 2 века, писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом.

Таким образом в древней церкви ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Свет лампады, перед иконой Святителя Николая сопровождал первые Свято-Никольские чтения, прошедшие накануне праздника Святителя. http://blogs.pravostok.ru/vikariatstvo/2011/12/17/nikolaevsk-%E2%80%93-patriarx-priamurskix-gorodov/

Лампада, возожженная перед иконой небесного покровителя нашего города, выполнена в ювелирной мастерской Натальи Ковалевской, мастером Еленой Степановой. Предназначена она была для Свято-Никольского храма г. Николаевск-на-Амуре и теперь находится перед его главной святыней – иконой Святителя Николая Чудотворца.

Елена Анатольевна Степанова при работе над иконой ставила цель возрождение и популяризация традиций в декоративно прикладном искусстве, сохранение технологий ручного производства в ювелирном искусстве. И в этом году, на ежегодном фестивале «Святой России край», Елена была удостоена почетной грамоты в номинации «Прикладное искусство» за вклад в благоукрашение дальневосточных храмов.

Лампада сделана на средства, собранные многими прихожанами в знак благодарения Святому Николаю за молитвенную помощь. Накануне престольного праздника храма Святителя Николая лампада возжена перед иконой небесного покровителя нашего города, где, надеемся, и впредь будет неугасимо светить всем молящимся.

Православные аспекты истории создания и становления города Николаевска-на-Амуре

 

Доклад, прочитанный на I-х Свято-Никольских чтениях, 17 декабря 2011 г.

Иеромонах Никанор (Лепешев),

преподаватель Хабаровской духовной семинарии

Испокон веков бок обок с русскими первопроходцами шли в неизведанные земли священники – просветители и миссионеры. Православная Церковь сразу же охватывала новоосвоенные территории своей духовной заботой.

Вновь обретенные Россией в середине XIX века Приамурские земли были введены в состав и без того колоссальной по размерам Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Она включала в себя весь нынешний российский Дальний Восток, а также Якутию, Аляску и Алеутские острова. Возглавлял епархию в те годы святой равноапостольный Иннокентий (Попов – Вениаминов), впоследствии (с1868 г.) – митрополит Московский. Он и стал первым Приамурским архиереем.

О личности этого выдающегося учёного, путешественника и миссионера следует рассказать особо. Святой Иннокентий явился создателем письменности для аборигенов российских окраин и переводчиком для них текстов Священного Писания, катехизиса, молитв. Он и его преемники создали большую сеть школ и училищ для коренного населения. Кроме основ Православной веры, аборигены приобщались в них к лучшим достижениям русской и мировой науки и культуры. Владыка Иннокентий сам составлял учебники и сам же занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремёсел.

Святитель оставил после себя и огромное научное наследие как естествоиспытатель, географ, этнограф и лингвист. И по сей день, его учёные труды востребованы не только в России, но и за рубежом.

Владыка Иннокентий (Вениаминов) – это человек-эпоха: эпоха и в истории России, и в истории российского Дальнего Востока и Русской Америки, и в истории Приамурья, и в истории Николаевска. Для дальневосточных народов – и коренных, и переселенцев – значение личности святого Иннокентия ничуть не меньше, чем значение святых Кирилла и Мефодия для славян.

И именно с ним связано начало церковной жизни в Приамурье вообще и в Николаевске в частности. Так, именно святитель Иннокентий в 1850 г. благословил начало судьбоносной экспедиции Г.И. Невельского, а через два года отправил в качестве священника при ней своего сына – иерея Гавриила Вениаминова.

29 июня 1850 г. было заложено поселение на Петровской косе, отделяющей залив Счастья от Охотского моря – Петровский пост. Это был день празднования памяти свв. первоверховных апп. Петра и Павла.  Сам Невельской писал в письме М. Корсакову, что назвал косу и пост Петровскими «во имя угодника этого дня и в память Великого Петра». По сообщению Н.В. Буссе, Невельской, за неимением на тот момент священника, сам крестил мирянским чином четырёх гиляков, изъявивших желание принять Православие. Так ему посоветовал поступить владыка Иннокентий. Немного позже Таинство Крещения было завершено приехавшим на Петровскую косу сыном святителя — священником Гавриилом, который помазал новокрещённых святым Миром.

В 1851 г. Генерал-Губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев просит святителя Иннокентия об учреждении миссии на Амуре и об отправке туда о. Гавриила. Святитель ответил: «обеими руками благословляю». И сам о.  Гавриил, и его супруга готовы были ехать, как они говорили, «хоть сейчас».  Но поскольку ещё не был решён вопрос о жилье для семьи священника, о. Гавриил первый раз отправился на Петровскую косу один, без жены. Выехал он туда морем из Аяна 24 августа 1851 г.

Как поведал в письме обер-прокурору владыка Иннокентий, отправке о. Гавриила в Петровский пост предшествовали следующие события. С устья Амура в Аян пришли трое почётных гиляков. Зайдя в храм и увидев православное богослужение, они были им так поражены, что стали просить святителя окрестить их. Святитель сказал, чтобы они хорошенько обдумали своё решение, и что с ними ныне же поедет в командировку на Амур его сын – священник Гавриил. Также владыка Иннокентий пообещал, что на следующий год пошлёт к ним своего сына уже на постоянное проживание и служение.  И ежели они пожелают, то он и окрестит их. Гиляки поблагодарили святителя, сказав, что очень будут рады этому, что будут любить его сына, и, что если он будет жить у них, то многие гиляки станут креститься.

В этой истории видна удивительная параллель с событиями, предшествовавшими Крещению Руси. Князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиями. Посетив столицу Византии – Константинополь, княжеские посланцы побывали на православном богослужении в храме Святой Софии. И были настолько поражены увиденным, что потом говорили: «мы не знали, где были: на земле или на небе». И их слова сильно повлияли на выбор князя Владимира.

Вторично на Петровскую косу о. Гавриил Вениаминов приехал в августе 1852 г., уже в качестве священника Амурской экспедиции, командированного туда до осени для исполнения треб. В этот свой приезд он побудил Невельского к строительству часовни и показал его людям, как и в каком виде её строить. И осенью 1852 г. был заложен первый православный храм в низовьях Амура и на юго-западе Охотоморья – деревянная часовня во имя свв. апп. Петра и Павла на Петровской косе. Вместе с часовней был заложен и флигель для священника и его семьи.

Строительство храма, осуществлявшееся матросами и казаками, было завершено летом 1853 г. В августе сюда приехал на постоянное жительство о. Гавриил Вениаминов с супругой Екатериной Ивановной. Он сразу же освятил часовню и совершил в ней первое богослужение.

А в октябре 1854 г. на Петровской косе в семье Вениаминовых родился первый ребёнок – дочь, которая, к несчастью, умерла в начале 1855 г.

Петропавловская часовня просуществовала до лета 1856 г., когда была сожжена моряками английского десанта вместе с другими постройками Петровского поста, незадолго до этого оставленного обитателями, переехавшими в Николаевск.

И наше повествование также переносится в этот город. Начнём с его основания 1 августа 1850 г. на мысе Куегда полуострова Константина. Назван был Николаевск (изначально – пост Николаевский) в честь свт. Николая Чудотворца – небесного покровителя мореплавателей. Именно день памяти этого угодника Божия – 6 декабря (19 декабря по новому стилю) стал отмечаться в Николаевске в качестве Дня города ещё в 50-х гг. XIX в., о чём писали в своих письмах и воспоминаниях и сам Невельской, и другие участники Амурской экспедиции.

10 апреля 1853 г. свт. Иннокентий предписал своему сыну о. Гавриилу посещать в своих пастырских поездках и Николаевск, и проповедовать слово Божие живущим рядом с ним гольдам, мангунцам и неидальцам.

В июле 1853 г. был заложен первый храм Николаевска – деревянная часовня в честь свт. Николая Чудотворца на мысе Кошка. В конце марта 1854 г. в этом храме было совершено первое богослужение. Его отслужил о. Гавриил Вениаминов, специально для этого приехавший в Николаевск из Петровского поста. Это была первая православная служба в Николаевске и на Нижнем Амуре. Осенью 1854 г. к часовне была пристроена казарма – так она стала домовой. А в 1857 г. часовня была разобрана вместе со зданием казармы.

В августе 1854 г. о. Гавриил отправился из Николаевска в свою первую миссионерскую поездку на реки Амгунь и Бурею, к неидальцам и самагирам – по их собственной просьбе. С тех пор он ездил к ним каждый год, пока жил на нижнем Амуре, и крестил их очень по многу, целыми селениями. А в 1858 г. он даже привёз в Николаевск несколько мальчиков-аборигенов для обучения, на что их родители охотно согласились.

В 1855 г., в связи с военной обстановкой, с Камчатки в Приамурье прибыло до 500 душ переселенцев. Они поселились между Николаевском и Кизи и усиленно звали о. Гавриила к себе. После этого его паства, вместе с переселенцами, начала составлять до 5000 человек, рассеянных на пространстве 300 вёрст.

В январе 1856 г. свт. Иннокентий получил указ Святейшего Синода: во что бы то ни стало посетить устье Амура. Он сам, в одиночку, сплавился из самых верховьев великой реки до самых её низовьев. На основании сделанных в пути наблюдений он составил обстоятельное исследование «Нечто об Амуре». Весь август 1856 г. святитель провёл в Николаевске с сыном Гавриилом и его паствой, состоявшей преимущественно из гиляков. Здесь владыка Иннокентий был обрадован рождением внука, которого сам и крестил.

В это самое время в Николаевске был заложен ещё один храм: деревянная домовая церковь при морском госпитале на том же мысе Кошка. Местные власти были подвигнуты на это Генерал-Губернатором Муравьёвым, приехавшим в Николаевск. Дело под его надзором спорилось: к началу сентября строители уже вели третий ряд, а закончили работу в октябре. Тогда же о. Гавриил освятил часовню малым освящением, т.е. иерейским чином.  А полным архиерейским чином она была освящена через два года, 29 июня 1858 г., вновь приехавшим в Николаевск  свт. Иннокентием. В храм при госпитале приходили молиться все горожане до лета 1858 г., когда был построен собор. Госпитальная церковь была снесена за ветхостью вместе со зданием госпиталя в к. 80-х гг. XIX в.

В ноябре 1857 г. началось строительство большого пятиглавого Градо-Николаевского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Через полтора года, в конце июня 1858 г. храм был завершён и освящён 27 июля свт. Иннокентием (Вениаминовым). Этот деревянный собор был удивительно красив и очень напоминал, по мнению горожан, сказочный белоснежный пароход. Располагался он на берегу Амура, на тогдашней центральной площади Николаевска, рядом со Штабом Сибирской флотилии. Простоял этот храм 54 года и был разобран по ветхости летом 1912 г.

В к. 1859 – н. 1860 гг. в Николаевске была возведена деревянная церковь во имя свв. апп. Петра и Павла. Но уже в к. 90-х гг. XIX в. она была разобрана, возможно – после пожара. На её месте построили ремесленную школу, ныне – «Красная больница».

В 1860 г. святитель Иннокентий снова посетил Николаевск, где был обрадован рождением второго внука. Здесь он и зазимовал. В конце сентября 1860 г. в Николаевске по пути в Японию остановился молодой миссионер иеромонах Николай (Касаткин) – будущий святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Он также как и владыка Иннокентий зазимовал здесь. И, конечно же, два миссионера – старый и молодой – познакомились и очень сблизились.  Св. Иннокентий делился со св. Николаем своим апостольским опытом. Он посоветовал ему по приезде в Японию вплотную заняться изучением японского языка и переводами на него Священного Писания и молитвословов. А также указал на «…необходимость помогать своим пасомым в их бытовых и культурных нуждах, обучать их ремеслам, гигиене, санитарному делу и борьбе с болезнями». С открытием навигации 1861 г., иеромонах Николай – будущий апостол Японии – покинул Николаевск и отправился на предстоявшее ему миссионерское поприще.

В 1862 г. свт. Иннокентий перевёл своего сына священника Гавриила из Николаевска в Благовещенск.  А на нижний Амур вместо него отправил протоиерея Петра Литвинцева. В 1865 г. сюда же приехал протоиерей Пётр Донской. И в том же году в Николаевске числилось уже три священника. В 1866 г. здесь служили протоиерей Пётр Донской, священники Захария Тяпкин и Пётр Дмитриевский, а также диакон Георгий Орлов. В это время в Николаевске было Учреждено Духовное правление, а прот. Пётр Донской назначен благочинным Приморских и Нижнеамурских церквей.

Священникам, служившим в ту пору на нижнем Амуре, было очень непросто осуществлять своё служение. Нередко с русской паствой возникали даже большие трудности, чем с аборигенами-язычниками. Святитель Иннокентий сетовал, что жители Николаевска в большинстве своём «очень мало набожны». В одном из писем он говорит: «В Николаевске народ всё нового направления, так что, например, не устыдился сделать публичный бал на день Пятидесятницы, не смотря на просьбу благочинного».  Его свидетельство подтверждается и довольно резким высказыванием известного исследователя и путешественника Н.М. Пржевальского, который так отозвался о тогдашних жителях Николаевска: «Водка и карты – вот девиз здешнего общества».

И, конечно же, православным пастырям приходилось затрачивать огромные силы на то, чтобы привить своим пасомым христианский образ жизни. Хочется верить, что их усилия не остались бесплодными.

В 1868 г. святитель Иннокентий был переведён с Дальнего Востока на Московскую кафедру. Труды, начатые им, были продолжены его многочисленными преемниками и учениками. Не прекращалось и становление православной жизни в Николаевске.

В 1913 г. в Николаевске была построена домовая церковь при городском реальном училище.  Благословил строительство нового храма епископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Бережков).

Напомним, что летом 1912 г. был вынужденно разобран первый Свято-Николаевский собор. А в 1913 г. началось строительство нового Градо-Приморского Николаевского собора, на этот раз – из кирпича и дерева. Находился этот храм между 3-й и 4-й Амурской улицей и 3-им и 4-м проспектами, где ныне стоит средняя школа №1. Из-за начавшейся Первой Мировой войны, строительство затянулось. Хотя храм так и не был построен до конца, уже с 1915 года службы в нём проводились регулярно. Правящим Приамурским архиереем к этому времени уже стал епископ Евгений (Зернов) – будущий священномученик. К 1917 г. в штате собора числились настоятель, два священника и четыре диакона, по совместительству исполнявших обязанности псаломщиков. 1-2 июня 1920 г. храм был взорван и сожжён бандой Якова Тряпицына и Нины Лебедевой.

Была в Николаевске и ещё одна церковь – однокупольная деревянная – расположенная на городском кладбище. 2 июня 1920 г. этот храм также был сожжен людьми Тряпицынына и Лебедевой. В 1921-1922 гг. он был восстановлен японским предпринимателем православного исповедания П.Н. Симадой. Церковь воссоздали в расширенном варианте. Окончательно закрыта она была в 1932 г. Впоследствии в ней располагались кинотеатр «Глобус» и городская музыкальная школа. А в 1980-е гг. из-за аварийного состояния здание кладбищенского храма было снесено.

На рубеже XIX и XX веков Православная Церковь активно участвовала в культурной жизни дальневосточного общества, принимая участие в официальных церемониях, в публичных чтениях и в учебном процессе в образовательных учреждениях  (где кроме «Закона Божия», образованное духовенство вело курсы изящной словесности и т.п.). Без сомнения можно говорить о том, что церковная жизнь на территории нынешней Хабаровской епархии и, в частности, в Николаевске встретила 1917 год, переживая период своего расцвета.

В 1917 г. Россию потрясли сразу две революции, а за ними – Гражданская война и интервенция. Как уже говорилось, все построенные к этому времени храмы Николаевска были уничтожены в 1920 г. вместе с самим городом руками красных партизан-анархистов под командованием Якова Тряпицына и Нины Лебедевой. Ими было зверски умучено множество горожан, среди которых были и священнослужители.

Так, 4 апреля (вариант: 1 марта) 1920 г. принял мученическую кончину протоиерей Серапион Черных, с  1895 г. служивший настоятелем Николаевского собора. Людьми Тряпицына и Лебедевой о. Серапион был спущен под лёд в бухте, во время освящения вербы, прямо в облачении. Священномученик Серапион Амурский был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Коснувшись темы зверств отряда Тряпицына и Лебедевой в Николаевске-на-Амуре, позволим себе привести пространную цитату из книги Константина Александровича Емельянова – свидетеля тех страшных событий, чудом выжившего среди партизанского террора. Называется эта книга весьма показательно – «Люди в аду». В ней есть поразительные строки, посвящённые мученической кончине полкового священника о. Рафаила Воецкого, последовавшей 26 марта 1920 г.: «…Красные 28 февраля вошли в город и тотчас приступили к аресту русских граждан по спискам, видимо, ранее ими составленным.

К 11 марта 1920 года тюрьма, арестное помещение при милиции и военная гауптвахта были переполнены арестованными. Всего арестованных было в тюрьмах около 500 человек, в милиции около 80 и на гауптвахте человек 50.

… 12 и 13 марта все русские, заключённые в тюрьме, на гауптвахте и в милиции, были убиты партизанами. Таким образом, в эти дни погибло свыше 600 русских, по преимуществу, интеллигентов.

…Аресты, обыски, конфискация имущества, убийства граждан не прекращались ни на один день.

…Партизаны пороли, пытали, расстреливали, жгли, кололи штыками, рубили шашками и топорами, насиловали, грабили, убивали колотушками для глушения рыбы, вспарывали женщинам животы, разбивали черепа грудным младенцам» (14, 20, 28 -29).

Из арестованных, содержавшихся «в неотапливаемой камере, находящихся в одном белье и ожидающих каждый для себя на следующий день мучений и страданий», практически никто не выжил.

«Мучениям и издевательствам в местах заключения подвергались все. Пороли, били, мучили мужчин и женщин без различия возраста. Что происходило там, правильно может представить себе только тот, кто сам пережил это. Переживших же мучения осталось случайно 3 – 5 человек. Остальные погибли ужасной смертью под прикладами и штыками красноармейцев.

Мучения всех заключённых были ужасны, но и среди этих страданий были выдающиеся по способам их причинения и их многократности. Сами мучители сознавали, что этим лицам пришлось вытерпеть всё, что только могла придумать разнузданная чернь, получившая право жизни всех граждан в свои руки.

Этим наибольшим мучениям подверглись, насколько мне известно по рассказам надзирателей тюрьмы, поручик Токарев, корнет Парусинов и полковой священник о. Рафаил Воецкий.

Не смотря на великое физическое здоровье, поручик Токарев не в состоянии был перенести всех нравственных и физических страданий, выпавших на его долю» и «сошёл с ума. … Корнет Парусинов … до последнего момента сохранил сознание и необыкновенные мужество и твёрдость.

 …Про полкового священника о. Рафаила Воецкого рассказывали, что он держался с необыкновенным достоинством, поражавшим даже мучителей.

Сами красноармейцы утверждали, что у него во время мучений не могли добиться крика или стона, и только при потере сознания они вырывались из него. Когда страдания достигали у него наивысшей степени, он просил пить, в чём ему, как говорили красноармейцы, не отказывали.

В ночь на 13-е марта всех заключённых в тюрьме перебили по приказанию начальника гарнизона Комарова. Что происходило в местах заключения в ту ночь, – можно только догадываться.

Из событий этой ночи известны только отрывочные данные, полученные от красноармейцев и тюремных надзирателей. Некоторые красноармейцы покидали окопы только с единственной целью «прикончить хоть одного буржуя».

Про священника о. Рафаила Воецкого передавали, что он товарищам по камере дал последнее напутствие, сам же молился за всех своих мучителей. Личность и поведение священника Воецкого произвели большое впечатление даже на партизан-китайцев. Они передавали многим из жителей Николаевска, что во время его смерти голова его была окружена сиянием» (14, 91-92).

От той же банды Тряпицына и Лебедевой пострадал ещё один приамурский священник, тесно связанный с Николаевском. Речь идёт об о. Филиппе Распопове, который, в свою бытность диаконом, с 1907 по 1910 гг. служил здесь в Свято-Никольском соборе. Также он был назначен Николаевским Попечительным советом на должность законоучителя в Пьянковское народное училище. Он принял мученичество за  Христа в декабре 1919 года в селе Троицкое. Партизаны-анархисты из отряда Тряпицына и Лебедевой ворвались в дом о. Филиппа, где он жил со своей супругой  и семерыми маленькими детьми, вытащили его раздетым на улицу и поволокли к Амуру. Его привели на замороженную реку, где  в течение долгого времени оскорбляли и били, а, в конце концов, бросили  в прорубь. Русской Православной Церковью Заграницей о. Филипп был причислен к лику святых.

После утверждения на российском Дальнем Востоке советской власти, здесь, как и в западных частях страны, начались гонения на Церковь. Не минули они и нижнего Амура. Так, например, в 1922 году в г. Николаевске-на-Амуре был расстрелян большевиками хабаровский  священник Аркадий Прозоров. И это далеко не единственный случай репрессий по вероисповедному признаку.

Выше уже говорилось, что последний храм Николаевска был закрыт в 1932 г. К 1934 г. в Хабаровском крае не осталось ни одной действующей церкви и ни одного зарегистрированного священнослужителя. Богослужения долгое время совершались верующими «катакомбно», т.е. тайно, в частных домах и на квартирах. Такое положение сохранялось почти 10 лет, до 1943 г., когда во время Великой Отечественной Войны произошла вынужденная смена политики советского государства в отношении Церкви. В те годы в Хабаровске и некоторых других дальневосточных городах начали снова открываться храмы. Но Николаевску пришлось ждать гораздо дольше. Здесь своей церкви не было более 60 лет.

Но вот, в сентябре 1993 г., при епископе Хабаровском и Благовещенском Иннокентии (Васильеве), Свято-Николаевскому приходу г. Николаевска было, наконец, передано здание бывшего областного радиокомитета и вечерней школы №1. А в августе 1998 г., уже при епископе Хабаровском и Приамурском Марке (Тужикове), здесь был заложен новый храм во имя святителя Николая. Было решено воздвигнуть его в районе парка культуры, близ того места, где прежде находилась кладбищенская церковь. Строили храм три года. 13 октября 2001 г. состоялось его освящение.

Православный храм – это духовное сердце каждого города, деревни или села. И пусть в Николаевске оно никогда больше не перестаёт биться.

Восемь храмов Николаевска

С прибытием в Николаевск первых амурских сплавов, жителей Петропавловска и судов Сибирской флотилии в 1854-1856 годах население города с 54-х человек увеличилось до 2-х тысяч, т.е. почти в 30 раз.

Первая часовня, открытая накануне Пасхи в 1854 году (Пасха была 11 апреля), уже перестала удовлетворять потребности молодого растущего города. Поэтому в начале 1856 года приступили к строительству первой настоящей церкви, т.е. с алтарем. Эта церковь была завершена в октябре 1856 года и называлась Госпитальной, потому что была пристроена к казарме-госпиталю. Оснащена была она церковным оборудованием, снятым с фрегата «Паллада», который был затоплен 27 января 1856 года в Императорской Гавани (ныне Совгавань).

В этой церкви 15 июня 1858 г. архиепископом Иннокентием в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского был совершен благодарственный молебен по случаю заключенного с Китаем исторического Айгунского договора о разграничении.

В ноябре 1856 г. с утверждением Николаевска центром Приморской области началось строительство самого крупного в городе храма-собора Святителя Николая Чудотворца (район клуба моряков). Пятиглавый кафедральный красавец собор был построен за год и 8  месяцев и освящен архиепископом Камчатским и Якутским Иннокентием 27 июля 1858 года. Открытие его превратилось в настоящий праздник: торжественное богослужение при огромном стечении народа, приветственные речи владыки и губернатора П.В. Казакевича, салют с батареи и кораблей, парадное прохождение под духовой оркестр частей гарнизона по главной улице (ныне Советская). Праздник завершился праздничным обедом в казармах матросов, солдат, казаков, песнями и плясками до самого вечера.

Собор простоял 54 года, до 1912 года. Стоял он на площади Соборной. Улица с восточной его стороны (ныне Володарского) также называлась тогда Соборной.

В течение почти 40 лет (1860-1897) в городе действовал еще один храм-церковь Петра и Павла (угол улиц Ленина и Луначарского). По имени храма называлась и улица, на которой он стоял, — Петропавловская (ныне ул. Ленина).

Второй собор – Градо-Приморский Николаевский начали строить в 1913 году, через год после закрытия «из-за ветхости» первого кафедрального собора Св. Николая. Строился он в отличие от первого деревянного уже в кирпичном исполнении (район школы №1). Из-за начавшейся в 1914 году  Первой мировой войны собор не был достроен до конца (не было глав, купола, колокольни). Но уже с 1915 года службы в нем проходили регулярно. Штат храма составляли: настоятель, 2 священника и 4 дьякона-псаломщика. Собор, даже недостроенный, представлял собой, по словам краеведа В.И. Юзефова, красивое и величественное сооружение.

С 90-х годов XIX века на городском кладбище (ныне парк им. Горького) стояла небольшая кладбищенская церковь. Назначение ее понятно – для совершения ритуальных обрядов.

Последняя (седьмая) – домашняя церковь при реальном училище действовала 6 лет – с 1914 по 1920 г.

Таким образом, в Николаевске накануне его уничтожения было 3 действующих храма. Градо-Приморский Николаевский собор и две церкви – кладбищенская и реального училища. 1-2 июня они, как и весь город, были взорваны и сожжены отступавшими отрядами партизан Я.И. Тряпицына.

Кладбищенская церковь в 19121-1922 г. была восстановлена японским предпринимателем П.Н. Симадой (Петр Николаевич Симада православного вероисповедания, 1870 -1945 г.) в расширенном варианте с колокольней, но спустя 10 лет (в 1932 г.) она была закрыта и превращена в кинотеатр «Глобус», а позже – в музыкальную школу (до 1985 г.). Сейчас на этом месте стоит, украшая город, белокаменный храм Святителя Николая Чудотворца (первая служба была 12 октября 2001 г., 13 октября – освящение, 20 октября — официальное торжественное открытие храма и награждение участников строительства).

Один из жителей города так отозвался об этом событии: «…Сложно выразить словами те чувства, которые испытываешь в храме. Красота его и торжественность проникают в самую душу. Он необходим всем нам. Он стал символом возрождения нашего духа и нашего города» (Амурский лиман», 16 октября 2001 г., В.Бочаров). Это восьмой храм в истории Николаевка.

В.М. Бойко, М-Пресс, 4 июня 2009 г.

Николаевск – патриарх приамурских городов

«…Однажды ТЫ горел в огне пожарищ,
ТЫ слышал стон Земли.
ТЫ выжил и надежду людям даришь,
ТЫ строишь корабли.
В волнах Амура плещутся рассветы,
Мерцает в сумерках закат.
Мой город, ТЫ по-прежнему прекрасен
Людьми и верою богат…»

17 декабря 2011 г. в Николаевской районной библиотеке открылись Первые Свято-Никольские образовательные чтения «Николаевск – патриарх приамурских городов», посвященные празднику Святителя Николая.

От имени Высокопреосвященнейшего Игнатия, Митрополита Хабаровского и Приамурского, к организаторам и участникам чтений с приветственным словом обратился настоятель Свято-Никольского храма иеромонах Макарий (Ненашев).
Ярким событием чтений стал доклад «Православные аспекты истории создания и становления города Николаевска-на-Амуре», сделанный иеромонахом Никанор (Лепешевым), преподавателем Хабаровской духовной семинарии.
Об исторической традиции празднования именин города Николаевска в день памяти святителя Николая в дореволюционное время сделал сообщение Бойко Виктор Моисеевич, краевед, прихожанин Свято-Никольского храма.
К престольному празднику храма Святителя Николая в ювелирной мастерской Натальи Ковалевской, мастером Еленой Степановой была выполнена лампада. Голубенко Ирина Борисовна, руководитель народной изостудии Районного Дома культуры представляя ценный дар, сделала сообщение на тему «Возрождение традиций церковного ювелирного искусства». Предназначена лампада для Свято-Никольского храма нашего города и будет находиться перед его главной святыней – иконой Святителя Николая Чудотворца. Лампада сделана на средства, собранные многими прихожанами в знак благодарения Святому Николаю за молитвенную помощь. Накануне престольного праздника храма Святителя Николая лампада будет возжена перед иконой небесного покровителя нашего города, где и будет впредь неугасимо светить всем молящимся.
С большой любовью, увлекательно и трогательно учащимися старших классов средней школы №3 подготовлена электронная презентация «Православный храм Святителя Николая Чудотворца на нижнем Амуре» в которой они показали соответствие архитектурного ансамбля храма древним традициям русского православного храмового зодчества.
Также были проведены: презентация книжного издания Фонда поддержки социально-ориентированных проектов и программ «Петропавловск» «Становление и утверждение Православия на Дальнем Востоке от первопроходцев до наших дней», демонстрация электронного издания Дальневосточной государственной научной библиотеки «Православие на Дальнем Востоке» и представление трудов и материалов научно-практических конференций, изданных Хабаровской духовной семинарией, книги А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины».
Кутузовой Ольгой Анатольевной, заведующей информационно-библиографическим отделом Николаевской районной библиотеки выполнен обзор историко-культурной и духовно-нравственной литературы, предоставленной приходом храма Святителя Николая.
По случаю праздника, ручного письма икона святителя Николая, электронное издание и книги, изданные семинарией, книга «Путь разума в поисках истины» переданы в дар Николаевской районной библиотеке.
Мероприятие сопровождало выступление детского ансамбля народной песни «Хорохоня» Детской школы искусств, исполнившим народные духовные стихи «Легенда про угодника Касьяна и угодника Николая» и «Как во садике». Вальс в старинном стиле исполнил Илья Морозов, учащийся этой же школы.
Неожиданностью оказалось выступление-экспромт Лидии Михайловны Малининой, исполнившей авторскую православную песню о Николае Чудотворце. Из зала поступили предложения сделать эту песню гимном Свято-Никольских чтений, которые, будем надеяться, станут ежегодными.

На предстоящей седмице в рамках чтений нас ожидаю следующие события:
В воскресный день, 18 декабря в киноцентре «Родина» все желающие смогут посмотреть документально–исторические фильмы о Святителе Николае «Чудотворец» и об освоении Дальнего Востока – «На службе у Отечества».
В 16 в храме Святителя Николая будет совершено праздничное всенощное бдение по случаю дня памяти Святителя Николая, а по окончании горожан ждет праздничный фейерверк.
19 декабря в 9-00 начнется праздничная Божественная Литургия. По окончании, будет организовано приходское чаепитие и награждение победителей исторической викторины «Праздник Святителя Николая». В 15 часов в музее пройдет краеведческая викторина, а в 16 — круглый стол с подведением итогов, обменом мнениями и выработкой совместных планов на будущее.
Для всех желающих 23 декабря, в пятницу в 15-00 в Районном доме культуры состоится праздничный концерт творческих коллективов, посвященный дня памяти святителя Николая.

Шелест книжных страниц пусть сопутствует жизни всегда

«О времени и о себе» — так был назван торжественный вечер, посвященный 155-летию со дня основания Николаевской районной библиотеки, который состоялся 9 декабря 2011 г. в г. Николаевск-на-Амуре.
Есть у всего свои истоки,
Миг озаренья, первый шаг пути…
Потом считаем мы года и сроки,
Потом решаем где и как идти.
Но первый миг рождения идеи-
Высок, красив он, словно волшебство!
Мы позабыть вовеки не сумеем
Тот миг, что дал нам это торжество!
1856 год. Совсем недавно основанный российским мореплавателем Геннадием Ивановичем Невельским, а именно 1 августа 1850 года, Николаевский пост только обзавелся переселенцами. Где-то далеко Петербург с его балами, пышностью и блеском. А здесь – тяжелая работа, неудобства быта, холод и скука. Летом 1855 года около двух тысяч книг были доставлены в Николаевск из Петропавловска. А первое документальное свидетельство о Николаевской общественной библиотеке датировано 24 сентября 1856 года. В тоже время — 14 ноября 1856 года на месте Николаевского поста основан город Николаевск. В Восточно-Сибирской губернии создана Приморская область со столицей в Николаевске, который стал крупнейшим портом Дальнего Востока России.
В 1860 году библиотека имела уже достаточно средств, собранных с обязательных подписчиков, и могла выписывать книги и журналы у известного петербургского издателя и книготорговца Вольфа.
Судя по штампу на одном из документов 1861 года, библиотека носила полное название «Николаевская офицерская библиотека на реке Амур». В течение 15 лет она, единственная в городе, была доступна не только для офицеров, но и для всех жителей, то есть выполняла функции общественной библиотеки.
Конец 19 века. В 1870 году из Николаевска во Владивосток переносится главный порт на российском Дальнем Востоке. 28 апреля 1880 года столица Приморской области переезжает из Николаевска южнее, в Хабаровку.
Город в глубоком упадке. Однако даже в самые тяжёлые времена здесь находились подвижники просветители, распространявшие знания среди населения. В 1896 году учитель Чернышев писал в Хабаровский комитет по народным чтениям:
«Запрос в Николаевске на книги впятеро больше, чем выслал комитет, так как спрос на книги не снижается не только среди народа и детей, но и среди войск». В Николаевске давно уже остро ощущалась потребность в библиотеке. Официально публичная библиотека была открыта в городе в 1899 году.
Подробные правила пользования публичной библиотекой, подписанные городским головой, состояли из сорока двух параграфов. Городская Дума предоставляла помещение, удобное для библиотеки и давала при ней квартиру библиотекарю. Первым заведующим библиотекой и библиотекарем стал учитель Чернышев. Уже в 1900 году в своём отчёте приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков отмечает как одну из лучших городскую публичную библиотеку в г. Николаевске-на-Амуре.
В 1918 году начинается японская интервенция. С 30 мая по 3 июня 1920 года, в результате действий отряда красных партизан под командованием Якова Тряпицина, в то время командующего Охотским фронтом Народно — Революционной армии, город был полностью уничтожен. Было взорвано и сожжено около двух тысяч зданий, в том числе и Городская публичная библиотека.
5 ноября 1922 года в жарко натопленной времянке у центра города была открыта городская народная библиотека. Её убранство было довольно скромным, на стенах висели гирлянды из ёлочника, обрамляя портреты Маркса, Энгельса, Ленина, свежим деревом блестели новые столы, скамейки и табуретки. Керосиновые лампы, подвешенные к потолку, освещали помещение. Так началась новая страница в летописи Николаевской библиотеки. С тех пор она уже больше не закрывалась, а только переезжала из одного помещения в другое.
С 1977 года Центральная городская библиотека находится на 1 этаже жилого дома по улице Сибирской, 102 . В 2006 году она получила статус районной и вернула свое историческое название – Николаевская.
Библиотека – это сложный организм, это специализированные отделы с тщательно подобранными фондами, где можно получить книги, журналы, газеты, аудио и электронные материалы. Фонд Николаевской библиотеки почти 160 тысяч экземпляров. Услугами библиотеки пользуются почти 9 тысяч человек. Ежегодно им выдаётся около 80 тысяч документов.
Библиотека участвует в краевом конкурсе «На лучшее библиотечное обслуживание» и регулярно становится лучшей в номинациях «Лучший библиотекарь Хабаровского края», «Лучший сценарий массового мероприятия», «Лучшая научная и методическая работа».
За последние пять лет Николаевская районная библиотека совместно с Автономной некоммерческой организацией «Николаевский-на–Амуре информационно-культурный центр «Книголюбы» выиграли гранты на реализацию пяти творческих инновационных проектов:
– по защите прав пожилых людей и представлению их интересов — «Шаг навстречу».
— правовому просвещению населения — «Неделя права»
— по предотвращению домашнего насилия и торговли людьми.
— в течение трех лет велась работа по программе «Сообщества и альянсы на муниципальном уровне»
— грант министерства культуры Хабаровского края на проект «Все вправе знать о праве», направленный на создание центров правовой информации в библиотеках Николаевского района.
В таких провинциальных городах, как Николаевск-на-Амуре, сохраняется устойчивая читательская культура. Бум чтения детективов прошёл, настала пора чтения интеллектуального. Еще важно знать, что библиотека – это не только стеллажи и книжные выставки. Библиотека – это и различные культурно-досуговые мероприятия: познавательные, интеллектуальные, развлекательные.

По материалам торжественного акта,
ирм. Макарий

Слава Тебе показавшему нам свет!

Восход солнца по зимнему времени в г. Николаевске-на-Амуре  около 9 часов.

И встретили мы его сегодня словами: «Слава Тебе показавшему нам свет!»

Это уже вторая полиелейная служба на этой неделе, да и, наверно, за всю современную историю прихода, на которой Божественная литургия предваряется Утреней, которая начинается в 8-30 утра.

Таким образом, мы в храме Святителя Николая пытаемся совместить желание прихожан усердно молиться и часто причащаться и невозможность для многих, особенно пожилых людей, бывать на традиционном вечернем богослужении.

Во время такой интенсивной, длящейся 3 часа, службы мы вдвоем с отцом Вячеславом благополучно успеваем совершить проскомидию, помянуть все подаваемые записки и всех «заповедовавших нам молиться о них», во время чтения кафизм и канонов совершить Таинство Исповеди для всех желающих, дважды прочитать положенные зачала из Священного Писания, пропеть величание и закончить богослужение славлением , проповедью и чтением благодарственных молитв.

Результат: во вторник на службе в честь апостола Матфея из 25 человек, присутствовавших в храме — 19 причастников . А сегодня, в пятницу, в день памяти Святителя Филарета причащались все 18 молитвенников, пришедших на службу.
Клирос из двух-трех человек, чтец, 2-3 понамаря… Настоящая соборная молитва в дополнение к всенощному бдению и воскресной Божественной Литургии два раза среди недели. Это замечательно.
Вечером у нас добровольцы поют молебен с акафистом. И так уж устроилось, в это время солнышко отправляется за горизонт. Сбылась мечта…
Вспоминаю слова Святителя Иоанна Златоустаго о том, что, кто 3-4 раза в неделю причащается, у того на душе всегда Пасха. Смотря на благочестивые лица некоторых наших постоянных прихожан, можно подумать – это ТАК.
С любовью о Господе,
Ваш иеромонах Макарий.

Золотой путь. Многовершинный.

Сегодня, в первый день зимы, состоялась поездка миссионерской группы в рабочий поселок Многовершинный. Это уже третья поездка в поселок в этом году и, наконец, прошла она очень успешно.

Так совпало, что с этого дня в храме Пресвятой Троицы с. Булава на смену мне назначен настоятелем о. Димитрий Винокуров и, соответственно, у меня освободились силы и время на заботу и попечение об общинах населенных пунктов Николаевского района.

Во-первых, удалось заранее предупредить жителей о приезде и главное — своевременно добраться. Попасть туда удалось и благодаря тому, что в поселке проводил встречу с избирателями Юрий Иванович Оноприенко, первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса, и соответственно был расчищен от снега проезд через перевал.

Во-вторых, мы изменили по просьбе постоянных прихожан время проведение богослужения на более удобное для людей – 13 часов дня.

В-третьих, нас было трое, я – иеромонах Макарий, иерей Вячеслав и Константин Славников, пономарь храма Святителя Николая.

В домовом храме нас встретил холод, но радостно было узнать, что отопление все- таки заработало накануне и возможно скоро потеплеет. Молитвенная комната находится в здании управления ЖКХ и, видимо, это все как-то связано с приездом краевого теплоэнергетика!

Пришедшие люди были настроены воинственно: «Мы пришли крестится и все тут», — да уверенно так! Конечно, они ничего не слышали о необходимости подготовки к крещению, да и зачем? Мы желаем креститься, и этого достаточно. Священник для того и нужен, чтобы крестить.

Пришлось отступить на шаг и предложить им вместе помолиться, как дело совершенно необходимое для христианина. С отцом Вячеславом мы отслужили молебен Господу, Божией матери и Святителю Николаю, тем самым возложив упование наше на Господа, заручившись молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы и нашего храмового святого.

А вот теперь за дело.

«Дорогие мои, к таинству Святого Крещения необходимо основательно подготовится», – так началась огласительная беседа, длившаяся 1, 5 часа. Попеременно священнослужители рассказывали людям о Христе, о Таинствах, о пути и средствах спасения и многом подобном. К большому удивлению, время пролетело незаметно, оглашаемые внимательно слушали, внимали и даже участвовали в беседе и отвечали на вопросы. Даже дети, а их было 6, в том числе и младенцы не плакали, не закатывали родителям истерики… Это несмотря на то, что было холодно, люди не располагали таким запасом времени и не были готовы собственно к такому развитию событий.  Ну, полчаса, максимум час и поскорей домой.

Люды уверенно обещали нам исправить свой образ жизни, читать священное писание, молиться, приступать к Таинствам, участвовать в делах храма, устроении христианской общины.

По нашему заверению о необходимости детям иметь восприемников  — все детки обрели себе крестных из числа членов зарождающейся общины. Люди стали обмениваться номерами телефонов для связи, знакомиться. Они были уже похожи на  маленькую христианскую общину.

«Что будем делать теперь?» — спросил я у о. Вячеслава.

«Конечно, крестить!» —  услышал я веселый и радостный ответ.

Отметим, что людей порадовало и наше заверение, что мы скоро опять приедем, и с подарками, и что скоро Рождество, к нему надо готовиться и отмечать.

И еще больше людей порадовало сообщение о том, что администрация поселка выделила средства на ремонт помещения храма и разделила с вновь испеченным прихожанами бремя содержания молитвенной комнаты!

Крещение… 15 человек «облеклись в ризу правды» и счастливые долго не хотели расходиться. Задавали вопросы, когда они смогут причаститься — не зря мы им рассказывали о Таинстве Причастия. Обещали приехать на следующий день после Рождества.

«Ну, это если погода будет позволять вам сюда приехать», — смирил нас Евгений Александрович, глава поселка.

И вот на закате солнца наша первая за день трапеза… Слава Богу смотрительница храма Нина заботливо нас покормила. Премудро устроил Господь, хочешь, не хочешь, а поститься будешь!

Ну а теперь, менее важная для спасения, но существенно необходимая часть нашего визита. Обсуждение, как ремонтировать храм. Ломали копья. Камнем преткновения стало то, что наша дорогая Нина настояла на ремонте входа в здание и коридора ведущего в ЖЭК, за счет средств, выделенных на домовой храм. Пришлось уступить, что ж, дело благое, теперь люди приходя за квитанциями будут подниматься по ровным ступеням и ходить по вновь постеленному линолеуму…

Вообщем, все что замыслили, мы записали. В этом деле нам помог компьютер. Батареи Нетбука хватило ровно настолько, чтобы успеть записать вопросы, связанные с ремонтом, о необходимом оборудовании, сколько нужно ткани на пошив облачения для престола и жертвенника, что привести в следующий раз,  куда вести элетропроводку и т.п., и он отправился в спящий режим. Значит и нам пора…

На обратном пути свет фар нашего авто осветил в темноте  несколько выброшенных телевизоров! Константин подсказывает мысль. Жители Многовершинного решили откликнуться на призыв Светланы Копыловой об избавлении от «телециклопов». Да, не зря приехали, люди выбрасывали телевизоры… Это удивительно.

По заснеженной дороге домой в Николаевск-на-Амуре длиной в 130 км мы все благополучно выспались, включая и водителя за рулем. И теперь об этом путешествии благополучно рассказываем вам в первой публикации в блоге Николаевского викариатства.

С любовью о Господе,

Ваш иеромонах Макарий