1 апреля в краевом музыкальном театре состоялось долгожданное событие – исполнение оратории «Страсти по Матфею». Готовились к нему долго и тщательно: длительные репетиции с хором, оркестром и солистами принесли свои плоды, и со сцены мощно прозвучало великое произведение митрополита Илариона (Алфеева).
Зал еще не заполнен, но за кулисами кипит жизнь: оркестр настраивает музыкальные инструменты, исполнители отглаживают костюмы и немного волнуются, ведь уже через час им предстоит выйти на сцену и преподнести результат своей долгой и тщательной работы.
Солисты прилетели в Хабаровск из далекой Москвы всего пару дней назад, но в дружном музыкальном коллективе сводного хора Хабаровской епархии и Дальневосточного академического симфонического оркестра уже чувствуют себя как дома. Несмотря на суровую негостеприимную хабаровскую погоду, ребята в отличном и немного взволнованном настроении. Они еще совсем молоды, однако уже имеют достаточно «взрослый» опыт в академическом исполнении.
«Я пою с семи лет, – рассказывает Василий Гурылёв (тенор) – и особенно мне нравится петь в храмах. Нравится из-за чистоты, такое исполнение заставляет трепетать особенные струны сердца, которые не удается задеть на светском концерте. Впервые на этом концерте у меня будет опыт исполнения речитатива. Для того, чтобы все сделать правильно, я связался с регентом, с которым когда-то работал и спросил совета о том, как исполнять, с какими интонациями и оттенками».
Валентина Гофер (меццо-сопрано) и Василий Гурылёв – студенты академии хорового искусства им. В.С. Попова. Для Валентины пребывание в Хабаровске особенно значимо, именно отсюда родом её первый музыкальный педагог. Валентина, как и Василий, поёт с самого детства. Начинала она как эстрадный и джазовый исполнитель, а позже, с возрастом, перешла на академическое и оперное пение.
«Моя творческая деятельность развивалась очень стремительно и неожиданно, – признается Валентина — я получала образование в разных городах, и только год назад переехала в Москву. С тех пор меня уже не раз приглашали для исполнения сольных партий, в моем возрасте это неожиданно, но не может не радовать. Погода в Хабаровске нас встретила не очень радостно, но зато хорошо проходили репетиции, и дирижёр, как мне показалось, остался нами доволен».
Олег Диденко (бас) и Анастасия Белукова (сопрано) работают в театре Новая Опера им. Е.П. Колобова. Анастасия – выпускница Российской академии театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская Д. Бертмана). Анастасия тоже поделилась с нами своими впечатлениями от работы в Хабаровске: «Мне было очень приятно работать с коллективом, с дирижером, он очень чуткий и внимательный руководитель. Мне нравится, что продолжает развиваться жанр оратории, ведь он соединяет церковное и не церковное, а это привлекает больше людей к вере, религии и заставляет зрителя о чем-то задуматься. Мне бы хотелось, чтобы исполнение оратории «Страсти по Матфею» произвело впечатление на слушателя, чтобы люди выходили из зала просветленными…».
Анастасия оказалась права. Внимание заполненного до отказа зала с первых нот было приковано исключительно к сцене. Великолепное исполнение и слаженная работа музыкального коллектива поражала и действительно затрагивала в душе что-то глубинное, фундаментальное. Голоса солистов, тихие и робкие во время интервью, поразили силой и чистотой во время исполнения со сцены. Казалось, они звучали из самого сердца, пропитывали воздух зала и достигали мыслей каждого зрителя.
«Здесь с помощью музыкальных инструментов, оркестра, хора исполнены страдания Господа нашего, Иисуса Христа, –сказал в окончании вечера митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, — и исполнители, и автор произведения старались донести всё величие этих страданий до всех нас. И судя по тому, как зал принимал произведение после его завершения, это удалось. Сегодня в зале наши прихожане, наши священники для того, чтобы разделить радость всех здесь находящихся, поучаствовать в этом замечательном духовном действе».
Пораженная хабаровская публика еще долго аплодировала стоя. Неспешно покидая театр, зритель унес с собой частицу тех величайших духовных откровений и тайн, которые прозвучали со сцены.
М. Бунакова