Просмотром и обсуждением фильма «Русский заповедник» Валерия Тимощенко завершился апрельский цикл знакомства с альтернативной кинодокументалистикой в рамках киноклуба «Золотой Витязь».
Режиссер, сценарист, кинооператор, а в некоторых случаях и продюсер своих фильмов, Валерий Тимощенко органично сочетает в себе способность вдумчивого исследователя и смелого экспериментатора. Каждая его лента становится событием в российском кино. В 2002 г. высших наград трех российских фестивалей была удостоена его работа «Одинокий рай», различными премиями отмечены его последующие киноленты: «Георгий», «Русский заповедник», «Чистая победа», «Трезвитесь», а телевизионный цикл «Крестьянская история», еще не побывав в эфире, получил самую высокую оценку профессионального сообщества — Национальную премию «Лавровая ветвь».
Неспешное повествование фильма «Русский заповедник» завораживает, словно бы погружает зрителя в иную жизнь, чуждую суете и гонке современного мира. Отсутствие закадрового текста, навязчивых комментариев, подсказанных решений заставляют зрителей войти, и, как бы изнутри, видеть и чувствовать происходящее. Потом, вспоминая те или иные кадры, высказывания священника-философа начинаешь постигать глубинный бытийный смысл фильма.
С героем фильма «Русский заповедник» священником Виктором Салтыковым режиссера связывают многолетние теплые человеческие отношения и плодотворное соработничество. Сам Виктор Салтыков, в прошлом егерь заповедника и руководитель северного лесничества, стал православным священником, настоятелем храма в тихой деревне в самом центре России. Сегодня лесная тропа для него — образ молитвы, а обитатели леса — то самое «всякое дыхание», которое славит Господа. И красота заброшенной российской глубинки теперь воспринимается героем как икона — образ красоты Божественного замысла и образ Рая, из которого мы сами себя изгнали и который щемяще одинок без человека…
Надо сказать, что и в жизни самого режиссера за годы общения со своим героем многое изменилось. За это время он воцерковился, сейчас сам поет на клиросе, для него исповедь сейчас — обязательная вещь.
Что дало творческому человеку обретенное им православное мировоззрение? Прежде всего, понимание, в какое время он живет, и желание средствами кино славить Господа. В этом, наверное, и заключается та альтернатива христианского кино, которая противопоставляет гармоничный мир приятия Бога миру неудовлетворенных, бесконечно растущих человеческих потребностей.
Что ж, каждый волен сделать свой выбор. Не обмануться бы, не опоздать!
Н. Пошина