Поэтический конкурс Фестиваля, как и музыкальный, ставил своей главной целью выявление талантов и знакомство широкой публики с духовной поэзией Дальнего Востока, организацию встречи единомышленников, выражающих в своем творчестве свою Веру, Надежду и Любовь.
По словам лауреата Фестиваля, члена Союза писателей, поэтессы Марии Нехорошевой (г. Петропавловск-Камчатский): «Духовная поэзия для современного человека понятие почти иррациональное. Мы настолько привыкли подменять его чем-то настолько простым, легко укладывающимся в рамки земного разума, что часто, не задумываясь, относим к духовному просто красивое, «искусство для искусства», «религиозное», не особо вдумываясь в смысл.
А на самом деле — что же это такое? Обязательно ли это поэзия религиозная?» Описание ли это аскетического опыта или иной реальности? Как сочетаются Слово и Дух?
Слово Божественное, слово человеческое. Слово и Дух — как связаны они в творчестве? В искусстве? Как передается от сердца к сердцу то незримое, надмирное, не поддающееся разумению состояние, когда слово человеческое проникается, наполняется животворящим Духом Святым? Ответы на эти вопросы искали участники на встрече в литературном Хабаровском объединении «Амурия», об этом продолжили говорить, собравшись в строящемся мужском монастыре в Беловодье, в окрестностях Хабаровска…
Конкурс по-хорошему «встряхнул», заставил окунуться в кипящий родник поэтической жизни Дальнего Востока. Это нужно, обязательно нужно для обмена впечатлениями, творческими планами, просто даже выхода на новый уровень творческого общения».
Стихов на конкурс было прислано множество, и каждый автор открывался как особый новый голос, суровый или нежный, совсем простой и бесхитростный или удивляющий философской глубиной, едва слышный или звонко поющий… И все вместе они, независимо от занятых на конкурсе мест, неожиданно составили соборное пение — о прекрасной любви, о чуде, которое зовется Ребенок, о великой красоте Божьего мира, философских прозрениях, о Родине, и о проникновении в область Иного… невечернего Света…
И все это было — да! Все это было поэзией духовной, потому что в ней была чистота чувств, чистота и простота сердца, потому что в ней была любовь…
Пишут новоначальные, пишут воцерковленные, пишут авторы, которых впервые коснулось светлое веяние Духа… Пишут о чудесном впечатления от встречи с Творцом, потрясении от открывшегося поэту Иного, может быть даже – о запечатленных мгновениях чудесного духовного озарения.
«Льет свет Божественный с небес
На нас Господь – Христос воскрес!
Чтоб воцарились в мире вновь
Согласье, радость и любовь!»
(Т. Гладышева)
В ответ на Прикосновение Творца у кого-то возникает тихое любование красотой Божиего мира:
«Треснул асфальт под напором
Нежного одуванчика»
(А. Врублевский)
«Парашютиком –
В землю былиночка, капля
Дождя – как слеза»
(Ю. Ионова)
Негромкий голос Геннадия Богданова погружает в спокойный тихий мир, неведомый нынешнему городскому жителю. Рождаются спокойные картинки незамысловатого деревенского быта:
«Тянет к вечеру в тепло,
Где дымятся щи с наваром.
И в избе, куда ни шло,
Хорошо за самоваром…
Спит усталое село
После бани.
С лёгким паром!»
(Г. Богданов)
Или раздумье:
«За бескрылостью дел
Ради чёрствого хлеба
Я всего-то хотел
Оглянуться на небо»
Кто-то пишет о светлых чувствах любви:
«Умейте поделить любовь
Умейте поделить любовь, как яблоко,
Всем поровну,
Чтоб перевеса не было,
в чью-либо больше сторону»
(Н. Сухоруких)
«Любовь не ищет своего,
Она до дна
Чистосердечна,
Она светла
И бесконечна,
Любовь
Не ищет своего»
(М. Нехорошева)
Есть авторы, поющие гимн Родине. Есть те, кто задумался о смысле жизни, страдания и радости на Земле…Кому-то уже открывается Свет Невечерний…
И такая вдруг тронет душу нежность, исходящая из строк Юлии Байда:
«Девочка спокойна и легка,
Ей сегодня снились снег и солнце…
Мамины глубокие глаза,
И икона с ликом Чудотворца…»
В душе маленького человека порой идет духовная работа, которая не под силу взрослому. И у той же Юлии начинается с простого вопроса:
«Идут дожди…
В России осень,
Парят кресты на куполах…
И маленький ребенок спросит:
«А кто построил этот храм?»…
Артем Семичаевский:
«Человек навсегда одинок
И всегда не один:
Он, как минимум, сын,
С ним, как максимум, Бог»
«А в их ветвях
Свет Невечерний брезжит,
И слышен Ангела напев»
А у кого-то, быть может, творчество — поэтическое осмысление духовного опыта, выливающегося в восторженное «Тебе поем, Тебе благословим»!
Пусть счастье будет подлинным и вечным
И всех соединяет красота
(В. Никуляк)
***
Когда в душе рождается Спаситель,
То от любви и радости она
Так озаряется…
(В. Никуляк)
Удивляют своей глубиной и неповторимостью ритма стихи Максима Чекмарёва (г. Благовещенск). У Максима стихи, как льющаяся река, они развивают свое течение в пространстве, льются мощным широким потоком — это не передать. Сильное ударение на двух первых строфах и вот он — поток… Обрати внимание, читатель, на его стихотворение «Душа моей Родины»
И в заключение несколько строчек из стихотворения иеромонаха Дорофея (Урусова):
«Стихи невозможно писать,
Стихи можно только слышать,
И быстро, с колес, записать,
Пока ими сердце дышит»
Хотелось бы говорить о многом и о многих, неисчерпаемы темы, так искренни и чисты души пишущих о простом и высоком, но, наверное, это уже задача следующего поэтического Фестиваля, который соберет иные, новые голоса, и следующего поэтического сборника.
А сейчас, Читатель, возьми в руки эту маленькую книгу и задумайся над поэтической строкой…