В последний раз иркутяне встречались с хабаровской публикой 40 лет назад. Многое изменилось в жизни нашей страны за прошедшие годы. И это заметно отразилось на репертуаре театра, который обогатился драматургией, обращенной к исторической памяти дальневосточников.
Освоение Сибири и Дальнего Востока изобилует поистине героическими событиями, фактами, в которых раскрывался творческий гений русского народа, его национальный характер, выпестованный тысячелетней православной традицией.
Имя святителя Иннокентия (Вениаминова) — Апостола Русской Америки, Сибири и Камчатки чтят во всем просвещенном мире. Но для большинства россиян подлинная значимость великих деяний русского подвижника стала открываться лишь в последние десятилетия.
И это подтвердилось на спектакле «Иннокентий», с которого начались гастроли иркутских артистов. Почти половину публики в этот вечер составляли студенты Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Знакомо ли им имя подвижника, как отнесется современная молодежь к драматическому повествованию о жизни великого миссионера? Вопрос этот далеко не праздный. Ведь реакция зала — это своего рода показатель востребованности исторической темы широкой аудиторией. Первое действие спектакля, с его выразительным прологом прошло в атмосфере сосредоточенного внимания. Сюжетная канва пьесы включала в действие конкретные исторические персонажи: губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев- Амурский,( Заслуженный артист Р.Ф. Николай Кабаков), исследователь Амура Г.И. Невельской (арт. Дмитрий Иванов) и сам Владыка Иннокентий (арт. Вячеслав Степанов). Автору пьесы Валерию Харюзову удалось создать правдивую сценическую основу, в которой поступки и поведение реальных участников конкретных событий были понятны и убедительны.
Но ведь спектакль- это не исторический трактат, и не житие святителя, у него своя специфика и свои выразительные средства. Художественное домысливание в такого рода постановках неизбежно, но должно быть очень тонким, тактичным , выверенным. Опираясь на хорошо известные факты из жизни Святителя, автор пьесы предлагает зрителю образ масштабной личности, живущей по законам высшей христианской любви. Можем ли мы понять и принять Божественный смысл этого высокого дара? Ее животворящей силе подчиняются даже те, кому она неведома. Обыгранный в пьесе реальный факт в Аянском порту, когда молитвенный подвиг Владыки остановил вооруженных врагов, дал зрителям наглядное, живое понимание мощи православного Духа.
Так или иначе, это глубинное начало русского характера проявляется в образах тех, кому посчастливилось знать Владыку, разделить с ним его труды. За долгую жизнь Святителя тысячи людей испытали на себе властный зов нравственного закона, которым он руководствовался и в миссионерской деятельности, и в политической, и в научной. И это удалось показать в пьесе на примере разнообразных персонажей, вымышленных и реальных: келейника Яшки, (арт Николай Кулебякин), тунгусского вождя (Заслуженный артист РФ Олег Тупица), купеческой семьи Катьшевцевых( Заслуженный артист РФ Владимир Привалов, арт Марина Егорова). Яркая мозаика лиц, поступков, обстоятельств складывается в итоге в многоцветную, правдивую картину жизни. И в этом зеркале прошедших времен ярко высветились те мотивы, те реалии, которые так необходимы в наше время. Отвага и жертвенность, чистота любви и крепость семейных уз, все эти обозначенные в постановке понятия оказалось вполне близки и дороги сегодняшнему зрителю. Недаром по окончанию действия весь зал стоя приветствовал артистов долгими аплодисментами. А присутствовавший на спектакле митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир высказал слова признательности и благодарности тем, кто открыл для хабаровчан эту важную, поистине бесценную страницу нашей истории.
Н.Пошина