Это старинный русский православный праздник, отмечаемый на большей территории России на второй день после фоминой недели (воскресенья) или, говоря церковным языком, «во вторник второй седмицы по Пасхе». Отмечался он и в понедельник второй седмицы, но эта традиция сегодня почти не сохранилась.
Сие первое поминовение усопших после Великой Пасхи имеет глубокие корни, уходящие в славянскую древность. Обычай славян приходить на кладбища и поминать своих предков был воспринят православной Церковью и поддержан специально отведенным для этого днем. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что данный праздник отмечался на кладбищах православных христиан еще в 4 веке. По народным верованиям, в этот день мертвые незримо встают из могил, присутствуют на поминальной обедне, разговляются после поста на поминальной трапезе и РАДУЮТСЯ, что дети помнят и чтят их. Отсюда и название праздника – Радоница. И, напротив, печалятся и даже плачут, если дети в этот день не пришли на кладбище и, стало быть, не вспомнили о них.
Невзирая на место поминовения – кладбище – и поминальное настроение, день этот считался и считается РАДОСТНЫМ. В самом названии праздника уже заложен корень «рад», то есть, радование, радость. Сей языческий характер праздника был также принят Русской Церковью, как обязательный. Празднование Радоницы отвергает печаль и переживания по поводу утраты родных. Напротив, в этот день надлежит радоваться их новому рождению в иную жизнь, а именно – в жизнь вечную. Ведь человек мертв тогда, когда о нем забыли. И жив, покуда о нем помнят. К тому же, разлука с родными есть явление временное, а победа над Смертью одержанная воскресением Христа, отвергает печаль и придает надежду всем и каждому. И надеждой этой и радостью следует поделиться с усопшими именно в день Радоницы.