Амурские зарисовки: крах и начало возрождения

Встреча с настоятелем прихода преподобного Серафима Саровского иереем Алексеем Лавренюком состоялась после Всенощного бдения. Расположившись в комнате, способной превратиться в священническую, класс воскресной школы,  место для репетиции клироса и, как оказалось, и приема приезжих редакторов, мы поговорили о жизни… Прихода, верующих, горожан, города? Наверно, просто, о жизни… Разве есть более точное понятие, отражающее каждое движение и дыхание в этом мире? Сложный разговор получился у меня с батюшкой, чьи живые глаза и добрая улыбка не может, думается, оставить равнодушным никого в этом городе. Сложный и одновременно простой.

 Амурск – город молодой, чуть за пятьдесят, творение строителей коммунизма, потерпевшее крах, искалеченное осколками империи, погребенное  под руинами  системы. Должно быть, показательный пример устроения дома на песке, а не камне. Город только начал оживать, несколько лет назад он представлял себе печальную картину: пустые дома (сохранившиеся до сих пор), мусор, который отчаявшиеся горожане бросали прямо в окна, стаи бродячих собак. Люди в одночасье потеряли все: работу, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, — смысл жизни, который они тесно связывали с идеологией. В чем трагедия советского человека? Он привык к тому, что за него уже все распланировано, все решено: исполняй, не думай. А сейчас, когда вся эта системная идеология рухнула, человек оказался перед пугающей его перспективой: он сам должен нести ответственность за свою жизнь, принимать решения, совершать поступки.  В это смутное время одни люди выживали другие – наживались на них, поэтому на Церковь здесь тоже смотрели как на очередной инструмент «оболванивания». Озлобленные и уставшие, они добровольно уходили от света.

 «Мне повезло, — улыбается отец Алексей. – Я застал момент краха и начала возрождения. Главное сейчас – навести порядок в душе, ведь если нет там мирного устроения, то и внешнее приобретает уродливые формы. Мир преобразится, если преобразимся мы сами».

 Смотрю на людей, терпеливо созидающих, пусть по крупицам, так что же, все то, что оказалось мертвым, то, что тлело и разлагалось, увлекая за собой то немногое, что было живо. Смотрю и понимаю: пока есть стремление творить, город будет жить. Пусть многие взрослые не ходят в храм, но они привели детей в воскресную школу, потому, что интуитивно чувствуют путь спасения. Пусть ссылаются на нехватку времени, но, когда постигает разочарование и скорбь, идут в церковь, чтобы обратиться к Богу. Может, пройдет еще немного времени, и мы будем приходить к Нему не только от скорбей, но от избытка радости, в которой мы так часто Его забываем.

 Зная, что отец Алексей окормляет заключенных исправительной колонии, находящейся недалеко от Амурска, я задала вопрос: «А с кем легче говорить о Боге? С заключенными или «обычными» людьми?». На секунду батюшка задумался: «В тюрьме, конечно, очень тяжелая жизнь. Но в большинстве своем слушатели – благодарные. Почему? Там люди поставлены в иные условия, которые способствуют размышлениям о себе и содеянном. В отличие от людей «на воле», они  вырваны из привычного ритма жизни, отгорожены, пусть и таким способом, от житейской суеты, оставшись один на один со своей совестью. А потому остро чувствуют то, что другие оставляют на потом, забывая, что это и есть самое главное».

 Разговор затянулся за полночь: разве можно за пару часов рассказать обо всем, что  происходит? « А у нас теперь в городе клумбы есть, цветы весной и летом! И бордюры!». Молча смотрю  на затейливый узор на полу комнаты, осознавая: разучились радоваться простым вещам, в вечном недовольстве «ой, синее, а я хотел красное», слышится мне трагедия человека, не осознающего бессмысленность протекающего бытия.

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». (Иоан.12:24)  И пусть плод еще только пробивается, сквозь толщу грунта молодыми робкими ростками, для меня Амурск, переживший крах и начинающий возрождение, останется в памяти  городскими цветами, разрушающими своею трепетной красотой укоренившееся название – «город – призрак».

Да простит меня дорогой читатель, не могу не показать фото отца Алексея и его семьи: матушки, трех чудных дочерей … и прихожан (в следующем посте фото с Божественной Литургии), потому как знаю, — это тоже семья.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Заметки из Амурска: знакомство с «городом-призраком»

Не очень люблю междугородние автобусные сообщения: то ли хилый вестибулярный аппарат сопротивляется планомерному укачиванию, то ли ограниченность сидячей позы заставляет вспоминать про побаливающую спину. Внутренне смиряясь с необходимостью такого рода вояжа, я сажусь с автобус цвета молодого кузнечика, который и должен доставить меня в Амурск. За окном типичный российский осенний пейзаж: стайки березок, уже убранные поля, кое-где темнеющие чернильными пятнами от недавних пожаров, извилистая дорога, петляющая между сопок.

Поправляя рюкзак  и перекидывая сумку с ноутбуком через плечо, я выхожу из автобуса, разглядывая близлежащие дома, пытаясь составить первичное впечатление о городе. Через несколько минут меня встречает молодой человек, который должен показать мне Амурск и проводить до единственного в этом городе православного прихода. Валерий (так звали моего спутника) является прихожанином храма Серафима Саровского, помогает в алтаре и поет на клиросе. Решив совместить «приятное с полезным», мы решаем добраться до храма пешком – времени  до вечерни не так много, а темнеет  рано: возможности  для фотосъемки не так много. Попутно расспрашивая  интересующие меня факты, я замечаю немного странную картину: на пути попадаются «искалеченные» дома: с зияющими черными дырами вместо окон, кое-где наспех заколоченными фанерой. Все это производило тягостное впечатление, огромные дома с пустыми глазницами окон, словно великаны, ставшие враз немощными и никому не нужными, ослепленные чьей-то властной рукой. А ведь когда-то, должно быть, за окнами горел свет, собирая за столом семью или освещая уголок в детской, служащий местом игр и всевозможных фантазий ребячьей выдумки. Там верили, надеялись, любили, горевали и радовались, словом, жили. Сейчас там пусто, ушла жизнь, и дома, как и все в этом мире, подверглись тлению и разрушению. Вообще же, город, словно остановился в развитии, застыл в прошлом: дома, дороги, монументы.  Я не могла не поделиться впечатлением со своим провожатым: «Тут как будто военный действия прошли совсем недавно!». Валерий согласился, но отметил, что он любит этот город и даже с негодованием вспомнил снятый несколько лет назад фильм об Амурске «Город-призрак».

«Храм у нас простой, — сразу предупреждает он, когда мы пытаемся обогнуть яму, а затем пригибаясь, пробираемся под трубами, — Ни купола, ни колокольни. Здание бывшего магазина». За этой фразой чувствовалось нечто большее, чем просто информация для приезжего редактора из краевого центра, поэтому я решила просто послушать. «Многие говорят, что магазин, магазин и есть. Вот будет у вас храм нормальный, тогда и ходить будем! Тут до сих пор огурцами пахнет!». Я слушала и понимала: причин для отказа посещать храм очень много, они всегда разные – смешные и странные, самоуверенные и агрессивные, наивные и глупые, но все они всегда служат самооправданием нашей лени, нашему нежеланию менять жизнь, культивированию нашей немощи, нашего эгоизма. За мыслями мы незаметно дошли до храма: обычное здание с зеленой крышей, расположившееся в так называемом «спальном» районе.

Торопливо поднявшись по ступенькам, мы попали внутрь, служба уже начиналась, и Валера спешил на клирос. Тут я услышала спокойный и мягкий голос батюшки: «Валера, мы тебя подождем….». И сразу поняла, этот мирок разительно отличается от того странного мира, который показался мне похожим на полигон или театр военных действий. Словно ты попал домой! Тут витал дух любви, семьи, доверия, который ощущался так явно, что рассказы об «огуречных запахах» казались мне нелепыми. В этом отблеске свечей и лампад, словно оживляющих иконы и лица прихожан, горело пламя жизни и надежды на то, что возрождение

Я подумала: под этим вечным нежеланием взять себя в руки, изменить что-то в своей жизни, остановиться, оглянуться на прошлое, на миг задуматься о будущем, о душе, кроится большая опасность превратиться в призраков самим и сделать призрачным все вокруг, растворить в небытие то, что и так тленно, отодвигая на задний план вечную жизнь. Но пока есть место, где, несмотря на отсутствие куполов или колокольни, душа живет полной жизнью, может скорбеть, сострадать, плакать и радоваться, этот немного чужой для меня город нельзя называть призраком. И даже за этими разбитыми и заколоченными окнами я вижу свет.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Наркотики сегодня или ликбез старшеклассников для взрослых о зависимости

26 октября 2012 года региональным управлением ФСКН Россий по Хабаровскому краю совместно с наркологическим диспансером КГКБУЗ «Краевая психиатрическая больница» по инициативе газеты «Школьный курьер» и при участии Хабаровской епархии в МОУ СОШ № 87 прошел круглый стол для учащих старших классов по теме: «Новое поколение за здоровое продвижение».  На встрече, проходящей в рамках месячника, посвященного здоровому образу жизни, обсуждалась насущная проблема зависимости подростков от наркотиков и сигарет. В разговоре приняли участие врач-нарколог, психолог,  представители МВД и священник Русской Православной Церкви иерей Александр Дружинин, которые призвали ребят к открытому диалогу, ведь только задавая прямые вопросы, можно получить ответы на насущные проблемы.

Честно признаться, для меня это мероприятие было сродни так называемым «отчетом для галочки». Нет, конечно, виделась мне и несомненная польза в том, что ребята узнают о той возможной опасности, которую таят в себе наркотики и, ставшие, к сожалению, такими обыденными сигареты. Но я никак не могла представить, что это не просто виртуальная профилактика предполагаемой опасности, но реальная часть жизни многих школьников, собравшихся в зале. Они с легкостью называли некоторые наркотические вещества, описывая их состав и даже последствия употребления, а многие не скрывали наличие никотиновой зависимости и опыта употребления наркотических средств. Но, стоит отметить, что именно такая откровенность привела к тому, что многие всерьез заинтересовались возможностью пройти курс лечения, поговорить с психологом или направить на беседу зависимых родителей. Заставил задуматься ребят и разговор с отцом Александром, который отметил, что изменения у зависимого человека происходят не только на уровне внешнем, но и на уровне души. Хочется верить, что подобные встречи  способны изменить отношение подрастающего поколения к вопросам зависимости, подтолкнут ребят к осознанию, что опасность намного реальнее, чем им кажется.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Безумие души или как стать богатым за сорок дней

Наш мир обезумел, приняв лозунг «Купи-продай!» за девиз. Потребляя товары, словно участники бесконечного марафона, мы с удивлением обнаруживаем, что не успеваем обзавестись очередным айфоном, ноутбуком, телевизором с «ожившими картинками» и еще множеством таких нужных, как уверяет нас реклама, штук. А на новомодные, да и не очень, товары нужны деньги: разноцветные бумажки разного достоинства с определенным количеством нулей  и степенями защиты. В глубоких и извечных раздумьях русского человека на тему «а где их взять?» слово «заработать» стоит на последнем месте, если вообще стоит. Мы хотим сразу, много и даром, наверно потому, так полюбились кредиты, пока не постигает нас жестокое разочарование: заемные деньги надо отдавать, да еще и в большем размере! «Ах, если бы…» — мечтает обыватель.  И тут на помощь приходят учителя… Люди, которые готовы поделиться знанием как стать богатым, не прилагая особых усилий, нужно только знать метод. К чему я это? Неужели посетовать на общество потребления, погрязшее в рекламных слоганах, призывающих нас не просто водить машину, но «управлять мечтой», не просто пользоваться бритвой, но «чувствовать себя богиней», не просто есть йогурт, но «заставить подождать весь мир»? Раскрою маленький секрет: решив воспользоваться скоростью и «всезнанием» Интернета, я «забила» в поисковике молитву Спиридону Тримифунтскому, не ожидая и даже не предчувствуя подвох. Многознающий браузер переместил меня на страницы сайтов, посвященных одному из «национальных вопросов» «что делать», на этот раз концовка значилась так: если хотите разбогатеть. На секунду мне стал понятен некий ажиотаж, возникший в последние годы, вокруг этого святого. Оказывается именно он «отвечает за сектор материального благополучия» у православных. Пробежав глазами по так называемой «инструкции по применению», не имеющей ничего общего с желанием человека воцерковиться, исправить свою жизнь, осознавая несовершенство, стремлением жить по Заповедям Божиим, я поняла, что неистребимое желание человека получить все при помощи минимальных  затрат привело к тому, что мы поставили святого, отдавшего всю свою жизнь без остатка служению Христу и людям, в ряд с талисманами фен-шуя, магическими камешками и заговоренными деревяшками.

На одном из этих сайтов читаю: в православии есть святые, которые помогают в различных делах, и, конечно же, среди них есть тот, кто решает ваши финансовые вопросы – святой Спиридон. И всего-то, сорок дней читать непонятный тропарь или молитовку, да и лучше, если на рассвете: всенепременно денежная энергия безумным потоком польется в ваши дома. А безумие уже поселилось в наших душах, переставших чутко реагировать на свет и тьму, сплелись краски, приобрели оттенки, запачкали холст, ставший неспособным превратиться в картину…

«Мне семь свечей, пожалуйста. Пару Пантелеймону поставлю, мне сказали, чтобы спина не болела, а остальные – вот сюда (указывая на икону Спаса Нерукотворного), Он же тут над ними главный?».

Ленив человек, не хочет подниматься по крутой лестнице, а истово перетаскивает горнее в дольний мир, расставив по углам святых, даровав им удел отвечать за деньги, сделки, здоровье, и Самого Бога, загнивая и погрязая в уродливом мирке несвободы, где, словно обезумев от бесконечного марафона и приняв лозунг «Купи-продай!» за девиз, мы снова и снова выбираем божком золотого тельца, который, как бы мы не старались, все же останется лишь немым истуканом: так стоит ли?

Рубрика: Без рубрики | 8 комментариев

Презентация мощей или история одной исповеди…

Все началось с утреннего звонка на мобильный телефон, ответив на который, я услышала приятный голос, принадлежащий молодому человеку, представившемуся корреспондентом одного из местных изданий. Как оказалось, его интересует пребывание мощей святителя Николая Чудотворца, что он и попытался выразить вопросом: «А как я могу снять мощи?». Уточнив, правильно ли я поняла, что он имеет в виду фотосьемку, я объяснила, что такая возможность есть. На что услышала: «А где будет проходить презентация мощей?».

Да простит меня читатель, но на этих словах я стала нервно подергивать левым глазом, пытаясь подавить желание заняться морализаторством, что, вообще-то, не свойственно моей натуре, не тот случай, но и захотелось не свести все к шутке, поскольку небольшой «ликбез» в некоторых вопросах иногда полезен обеим сторонам.

Позже, придя на вечернее богослужение в кафедральный собор города, я встала в довольно большую очередь на исповедь. Здесь были люди самых разных возрастов: те, кто пришел впервые тихонечко спрашивал у соседей волновавшие их вопросы, — оно и понятно, все мы зачастую ищем поддержки у ближнего; были знакомые мне прихожане нашего собора: мужчины, женщины, дети.

В храме пребывал ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, к которому тянулась живая цепочка  людей: сотни душ хотели прибегнуть к помощи великого святого, которого почитают даже те, кто не является христианами.

В этой пестрой толпе я заметила стройную девушку лет 19, которая направилась к людям, стоящим на исповедь, но была остановлена женщиной лет 50, своей спутницей. «С ума сошла? – спросила дама, — не заботясь о том, чтобы  понизить голос, не смотря на то, что шла служба.  — Тебе там делать нечего. И никаких возражений. Ты что, не знаешь, КТО там стоит? Туда ходят только те, кто кого-то убил, ну или украл». В этот момент я смотрела на девчушку лет семи, которая, осознавая всю важность момента, готовилась подойти ко Кресту и Евангелию, и думала: «Кого же, следуя этой странной логике, убило сие чудесное создание?».

А девушка уже начала сдаваться, под гнетом «железобетонных» аргументов непреклонной спутницы, шепча лишь: «Но я хочу… мне интересно… мне нужно!».  Мне было немного жаль ее, поэтому я повернулась и тихонько сказала, что исповедь, — это не только для маньяков и воров. Женщины, заинтересовавшись, подошли ближе и уверенная дама властным тоном заявила: «Ну, вот мне-то точно туда не надо. Ни разу в жизни не согрешила!! Что? Нет, никогда не осуждала? Что? Никогда не лгала. Несу свой крест безропотно. Да, в храм не хожу, давненько не ходила». Я, равно как и все близстоящие люди, слушала этот «непогрешимый» список, и все больше удивлялась: наверно, не стоило было организовывать прибытие ковчега с мощами великого святого, раз они все еще так запросто и явно существуют меж нами… Но вот люди, как ни странно, шли именно к мощам Николая Чудотворца.

Через полчаса, стоя у колонны, я заметила стройную девушку лет девятнадцати, которая так и осталась в очереди на исповедь, среди людей, которые, так не похожи на уверенную женщину с властным тоном, которой одна из работниц храма очень тихо посоветовала посмотреть книжечки о грехах: «Вдруг, что-то для себя выберете…».

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Правящий архиерей Хабаровской епархии посетил алмазную «столицу» России

 6 октября 2012 года митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, находящийся  с рабочим визитом в республике Саха (Якутия) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осмотрел достопримечательности  алмазной «столицы» России, как называют город Мирный из-за того, что в его окрестностях добывается подавляющее большинство алмазов.

Владыке Игнатию  была устроена экскурсия на замороженную кимберлитовую трубку «Мир», производство на которой открытым способом остановлено в связи с достижением максимальной глубины разработки. Карьер имеет глубину 525 м. и диаметр 1,2 км и является одним из крупнейших в мире карьеров. Добыча алмазоносной кимберлитовой руды прекращена в июне 2001 года. Владыка Игнатий получил возможность полюбоваться живописным видом величественного котлована со смотровой площадки.

 После этого глава Приамурской митрополии  в сопровождении руководства АК «АЛРОСА» проследовал в Центр сортировки алмазов. Здесь Владыка смог увидеть весь спектр добываемых компанией алмазов.  Специально к приезду владыки митрополита  специалист по рисованию картин алмазами выложила для Троицкий храм города Мирного и герб России из драгоценных камней.

Владыка Игнатий ознакомился с некоторыми особенно специфическими алмазами, а также с копиями всемирно известных драгоценных камней. Например, два камня из коллекции копий в точности повторяют алмазы из скипетра и державы Ее Величества Королевы Великобритании.

По материалам пресс-службы Якутской и Ленской епархии. Фото: Фото: С.Н. Долгих.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Правящий архиерей выступил с докладом на пленарном заседании «Столыпинских чтений» в Доме официальных приемов Правительства края

3 октября 2012 года в Доме официальных приемов Правительства края состоялось пленарное заседание всероссийской конференции «Столыпинские чтения. Социальная политика государства в контексте опыта реформ П.А. Столыпина», которые проводятся Правительством Хабаровского края совместно с Фондом изучения наследия П.А. Столыпина при официальной поддержке Правительства России и Российской академии наук, полномочного представителя Президента РФ в ДВФО и при участии Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.

Открыл заседание губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт, обратившись к участникам с приветственным словом, в котором подчеркнул значимость идей П.А. Столыпина для России в целом и Дальнего Востока в частности, которые остаются актуальными и по сей день.

Доклад «П.А. Столыпин и современные тенденции российского общества» представил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. В озвученном докладе владыка высоко оценил   деятельность и служение Столыпина, который всю свою жизнь положил на развитие и процветание России и ее народа, отмечая, что при Петре Аркадьевиче впервые государство стало нести социальную ответственность перед своими гражданами.

Любые преобразования, будь то развитие государства или устроение семьи не могут строиться без изменения своего внутреннего «я», без оглядки на нравственные ориентиры, без духовности. Столыпин – это не только реформы или идеи, но и целая система мировоззрения, основанная, прежде всего, на христианстве. Владыка Игнатий так же подчеркнул, что служени Петра Аркадьевича – высокая планка для каждого, не только чиновника или государственного деятеля, но и любого человека, осознающего значимость своей роли и места в обществе, человека, способного нести свой крест на благо тех, кто находится рядом, на благо ближнего.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Молебен у байкеров: ребята с неправославным названием…

29 сентября 2012 года в  Хабаровске прошло мероприятие, о котором знали лишь немногие причастные к этому событию – закрытие сезона одного из байкерских клубов города.

И, впервые за всю историю существования клуба, завершился сезон благодарственным молебном.  Кто-то скажет: «Как-то не совсем атрибутика ребят в кожаных куртках, расписанных черепами и закованных в клепки, вяжется с молитвенной атмосферой, особенно, учитывая, что клуб носит «неправославное» название Шаманы».

Может, так могло бы показаться тем, кто наблюдал за всем со стороны. Я же, как участник событий, могу приоткрыть иную сторону происходящего. Колоритное название «Шаманы» не имеет отношение к оккультным практикам, а лишь намекает на просторечное выражение «шаманить», то есть ремонтировать, чинить. Ведь возиться и чинить своих «железных коней» одна из прямых обязанностей байкеров.   А черепа на одежде? Как говорит один из участников клуба: «Смотря, что вкладывать в значение предмета, какой символикой его наделять. Ничего сатанинского в этом нет».

Как справедливо заметил иерей Роман Никитин, отслуживший молебен: «Я тоже в черном облачении, и у меня тоже есть череп, вот тут, на кресте. Голова Адама!».

По глазам и напряженному молчанию нескольких десятков байкер я поняла, что для них важно то, что сейчас происходит, важна связь, важно понимание — хоть мы и отличаемся внешне, но, по сути, мы равны, равны перед Богом: и крепкие ребята в кожаных «косухах», и шахтеры в спецовках – всем необходима надежда и вера. По тому, как байкеры осеняли себя крестным знамением, как слушали слова проповеди, как бережно брали привезенные им в дар иконки Николая Чудотворца, я все больше понимала, — нет никакой «моды на православие» у этих ребят, нет кича, нет элемента обрядовости, но есть желание обрести тот путь, по которому они могут без боязни двигаться в нужном направлении.

«Я свободен!», — поет знаменитый рок-музыкант в известной песне, ставшей чуть ли ни гимном тех, кто зовет себя «неформалами». И пусть каждый  из стоящих сегодня на молебне, внутренне благодаривший Бога за все, сможет обрести не только внешнюю свободу, к которой они так стремятся, но свободу внутреннюю, свободу во Христе. Пусть сегодня для кого-то будет сделан маленький шаг по дороге в Жизнь Вечную, той самой дороге, ставшей для байкеров вторым домом.

 

 

Рубрика: Без рубрики | 1 комментарий

Заметки из Владивостока. Часть третья: пятничное утро или как трудно быть Патриархом

Начинаю привыкать к шуму моря за окном, различая его в потоке городской музыки машин: словно живое, оно дышит, то пригоняя волны к песчаным берегам, то снова вбирая их в себя. На секунду задерживаюсь у окна: нечасто мне приходится видеть «морской рассвет». Бело-серые облака, словно лавой, обливало розовым светом, над которыми нависало лазурное небо – все это напоминало мне слоеный пирог из немыслимых нежных красок.

Это пятничное утро в портовом городе, расположенном на краю России, было для меня особенным еще и потому, что я впервые побывала на Божественной Литургии, которую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выхожу из такси, придерживая сумку с ноутбуком, и всматриваюсь в городской пейзаж: прямо передо мной  центральная площадь Владивостока. Асфальт, дома, памятник… Пожалуй, только синяя полоса моря, да острокрылые чайки, важно перелетающие по им одним известным делам, придают этой урбанистической картине некоторое отличие от остальных площадей страны.

Накануне на ней возвели алтарь, все готово к совершению Литургии. Собираются люди, и я, отыскав себе удобный уголок, начинаю осматриваться по сторонам, вглядываясь в лица.

Кто-то пришел из явного любопытства, кто-то приехал издалека и с волнением ожидает появление Святейшего, кто-то торопится на исповедь к аналою, установленному тут же, прямо на площади.

Честно признаюсь, сперва, даже по завершению Литургии, я испытывала смешанные чувства: то тут, то там ловила обрывки знакомых фраз из таблоидных фельетонов, расстраивало праздное любопытство.

От мыслей отвлек шепоток, словно шелест пожелтевшей листвы, пронесшийся в толпе: «Патриарх…».  Современные средства массовой информации сделали общедоступными трансляции Богослужений, передач, фото и видео, на которых можно видеть Святейшего, — на то средства и массовые… Но ничто не заменит живого человеческого присутствия: неспешная походка, уверенный и величавый вид, светлый, открытый взгляд, — все это заставляет умолкнуть всех тех, кто пару минут назад увлеченно рассуждал на заданную тему.

Стоит ли описывать саму Литургию? Ее мог видеть каждый: телекамеры, сотни фотоаппаратов запечатлели если не каждый, то очень много моментов службы.  Для меня самым важным и незабываемым моментом Патриаршей Литургии стало причастие. Нет, не из рук Святейшего я причастилась Тела и Крови Христовых, да это было и не важно…

В многотысячной толпе я отыскала знакомых ребят, мысленно ругая себя за то, что попала в «центр событий»: честно признаюсь, всегда чувствовала себя неуютно при большом скоплении людей. Поэтому, встретив знакомые и родные лица, немного успокоилась: причаститься в этот день хотелось, и я внутренне была к этому готова, все же, впрочем, осознавая свою недостойность, прокручивая в памяти слова духовника: «Господи, дерзаю не потому, что достоин, а потому, что Ты повелел».  К сожалению люди, такие уникальные и неповторимые, в толпе ведут себя иначе: споры и натиск заставили меня поволноваться.  Помню, что была одна четкая мысль: не упасть, — слишком уж плотно людской поток нес меня против моей воли, и лишь близость друзей, которые крепко держали меня за руку, был небольшим успокаивающим фактором. Помню тот трепетный момент, когда я оказалась у Чаши, твердо произнося имя. Теперь предстоял трудный путь обратно.   Мы шли сквозь толпу после причастия… Мой друг крепко держал меня за руку, чтобы я не потерялась… Мы молчали … запивки не было, … так трепетно молчали….всей душой ощущая важность страшного и великого момента, когда Тело и Кровь Христа становятся и твоей частью… Потом к нам подошла женщина с водой и одноразовыми стаканчиками и дала запить. Мы все стояли и улыбались….. Не передать словами, словно весь мир перестал существовать в привычной нам плоскости… у кого-то трезвонили сотовые, кто-то шутил… как всегда, впрочем…. но у каждого, кто пережил нечто подобное, в глазах было ощущение счастья.

Мои сомнения, терзавшие меня некоторое время исчезли, как дымок костра, растворившись в голубом небе, наполненном запахом ладана, на пару часов заменившего вековой аромат морской соли. Меня больше не волновали обрывки фраз о жареных фактах якобы из жизни Патриарха, а в горле стоял комок, когда я видела, как Святейший молился на коленях у алтаря, а потом, чуть дрогнувшим голосом, потому, что ему тяжело вставать, но он это делает, обращается к нам: ко всем, кто стоит в этой толпе, к тем кто верит и не верит, кто молится и кто разговаривает по телефону. «Давайте помолимся за Россию, за каждого из нас», — говорит Святейший Патриарх Кирилл. — «Господь открыл нам в Евангелие: есть только одно, едино на потребу, что не должно подменяться ни суетностью мирской, ни заботой о хлебе насущном, сколь ни было бы важно все это в нашей жизни. Но то, что приобретете, слушая и исполняя волю Божию, то не отымется у вас»!  И когда ты, вместе с ним, осеняешь себя крестным знамением, чувствуешь всю силу и мощь молитвы, то понимаешь, что это действительно то, что наполняет жизнь смыслом, то, что еще способно объединить всех нас, таки разных, собранных воедино сегодня, в пятничное утро за Божественной Литургией, которую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Рубрика: Без рубрики | 10 комментариев

Заметки из Владивостока. Часть вторая: лирическое отступление…

Вторым по популярности занятием в поезде, после еды, является чтение. Читают все. Кто-то, дожевывая яблочко, с упоением листает глянцевые журналы, задерживаясь на каждой странице по 10 минут, чем вызывают у меня полное недоумение: что можно читать такое количество времени, потому как в большинстве своем на страницах таких изданий публикуют рекламу. Кто-то занят изучением таблоидов, пестрящими сногсшибательные заголовками с неизменной сенсацией, кто-то изучает гороскопы… Вот и моя соседка по купе, заприметив в газете колонку «Звездного прогноза» радостно принялась выуживать такое важное для нее предсказание, попутно «чокаясь» рюмочкой пшеничной со своими спутниками. На шее женщины – массивная золотая цепь, изображающая барашка – один из персонажей зодиакального круга. Казалось бы, с верой определились,  но, когда ее спутник намеревался выбросить кусок хлеба в мусор, она искренне возмутилась: «Что ты придумал! Ведь все знают, что хлеб выкидывать – это грех!». Интересно, в каком зодиакальном прогнозе это указанно.

До боли всматриваясь в непроницаемую мглу, за которой, непременно, все так же мелькают березки, елочки, речушки, лают собаки и скрипят ступеньки чуть покосившихся деревянных домиков одиноких полустанков, надежно укрытых черной шалью ночи, я подумала, что все мы одинокие путники, бредущие по узкой дорожке. То спотыкаясь, то падая, скользя по бездорожью дороги жизни, мы инстинктивно ищем Свет, путаясь в ворохе ненужностей и бесполезностей, принимая их, порой, за цель жизни. А потом, словно неугомонные дети, ломающие игрушки, чтобы узнать, что у них внутри, бросаем все, что оказалось нам не по нраву: вещи, людей, их чувства, надежды. Ломаем сами себя, не понимая, что есть только два пути: путь жизни и путь погибели. Но мы, словно неразумные дети, цепляемся за все, что обещает нам мгновенную радость, видимую иллюзию благополучия, не понимая, что сами бродим в кромешной тьме, спотыкаясь, сталкиваясь друг с другом, расходясь в стороны, не узнав в другом Образ Божий, да и все меньше ощущая его в себе самом. Когда же на горизонте появляется яркий свет, мы инстинктивно закрываем глаза, привыкшие ко мраку, не выносим того, что способно дать нам другую жизнь: жизнь наполненную смыслом, радостью.

За окном темная пелена ночи, словно кто-то властной рукой выплеснул бутылек черной туши, загасив краски дня. Изредка, пролетающие на скорости поезда, издавая тревожный гудок, разрезают мглу ярким светом. И я тоже, по старой привычке, прикрываю глаза, но забрезживший на горизонте рассвет дает надежду, что и я научусь жить со Светом…

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий