Молитва о благом деле

— Батюшка, и морозильник покропите, может, заработает. А то с краю морозит, в середине нет.

Такая по-детски доверчивая вера.

— «По вере вашей да будет вам», — улыбнулся отец Константин и зашел в морозильную камеру…

Холодильник, кабинет ЛФК, спальни, сенсорная комната, тренажерный зал и множество-множество комнат и кабинетов. Все для детей.

Это КГКУ «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

В этот вечер сотрудники Центра, родители, дети собрались в столовой для общей молитвы. Отец Константин Насин служит молебен перед началом дела. Интересно спросить директора Центра, Любовь Михайловну Шаповаленко, почему они решили пригласить священника.

— Это сотрудники попросили сами, работа у нас трудная…  — говорит Любовь Михайловна. — Родители детей тоже поддерживают. У нас в анкете был вопрос «Хотите ли вы, чтобы приходил священник?» Ни одного отрицательного ответа.

— Батюшка нас побрызгал, — смеются дети. Светлая игровая, беззаботные мальчишки.

Общая молитва звучит в реабилитационном Центре впервые… а такое ощущение, что Господь здесь всегда близок. Что создает это впечатление – трудно сказать. Может, столь неожиданная икона Тайной вечери над детскими столами, а может, искренняя любовь людей к своему делу. Богоугодному делу.

Оренбургское. И вам радость!

В праздник Преображения Господня православные села Оренбургское собрались на водосвятный молебен, который провел настоятель храма Казанской иконы Богородицы в городе Бикине иерей Константин Насин. Дождь помешал провести освящение плодов на обычном месте молитвы – у поклонного креста, поэтому молебен прошел в доме культуры.

Православная община Оренбургского небольшая, но у нее уже есть живые дела. Своими силами они установили поклонный крест на въезде в село, его освятил благочинный округа два года назад.

Здесь в этом году был совершен Пасхальный молебен, на родительский день отслужена панихида. Кроме того, жители села установили православный крест на кладбище. Сейчас решается вопрос с поиском помещения для совместной молитвы.

Преображение Господне. А что мне?

19 августа Церковь празднует Преображение Господне. Для чего? Почему? И какое отношение ко мне лично?

Незадолго до крестных страданий Господь Иисус Христос позвал своих учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор. Здесь Он показал им Свою Божественную славу, как говорит Евангелие, преобразился пред ними.

Будущие апостолы увидели, что их Учитель не просто проповедник и хороший человек, как до сих пор утверждают некоторые сектанты. Они увидели, даже более почувствовали, что перед ними Бог. Апостолы попытаются описать это в Евангелии. Я говорю «попытаются», потому что невозможно точно передать неизъяснимое. Они скажут «и просветися лице Его, яко солнце».

Позднее, когда Господь будет пригвожден ко кресту, когда по человеческим понятиям Он будет унижен и уязвлен до предела, воспоминания о Фаворском Преображении помогут апостолам пережить это горе без отчаяния и встретить Воскресение Христово.

Фаворский свет – великая тайна, открытая человеку почти 2 тысячи лет назад.  А при чем здесь я? Моя повседневная жизнь со своими заботами, трудами…

Праздник Преображения напоминает каждому: человек, вспомни свое достоинство, вспомни, что ты образ Божий и начни свое преображение. Очисти сердце от греховных страстей. С этой, да-да, именно с этой минуты начни жить по заповедям. И тогда чистым сердцем ты увидишь Христа. Ведь каждый православный храм — как Фавор, где нам дана возможность почувствовать Бога, поклониться Ему и повторить слова апостолов: «Хорошо нам здесь быть!»

Когда без мата нет смысла…

На выезде из Хабаровска неоднозначная реклама. Нарисованы  шахматные фигуры и надпись «Ходи без мата». Ходить без мата в шахматах бессмысленно.

А в жизни? Православный ответ: однозначное нет мату. Но что делать, если ты открываешь уважаемый журнал «Русский репортер» с подборкой современной прозы. А там мат. И самое страшное – понимаешь, что без этого матерного слова автор никак не смог бы передать смысл действия. Ужас.

Ужас. Но Гришковец в своей книге «Следы на мне» тоже несколько раз вставляет. Нет, не для красоты слова. А для правды жизни. Ну как бы он еще смог описать такого знакомого всем персонажа как мужик Михалыч?

Так как же быть? В топку бросить книгу жалко. Но мат так въедчив, а мозг так неискушен, что мгновенно принимает его как что-то навязчивое.

Как быть, братья православные, куда эту культуру девать? Как от нее сбежать? Или не стоит никуда бежать…

И кстати, как вы разговариваете с выражающимися людьми? Просите не употреблять при вас?

Грустные глаза

— Пап, возьмите меня за грибами…

Отец, опытный грибник, и рад бы взять любимую дочку, да вот одно останавливает. Сегодня воскресенье, и дочь попросит подождать, пока она из храма не придет. А это значит потерять время.

— Пап, я быстренько прибегу, сразу после службы…

Отец ворчит, такая привычка, но остается ждать. Он ворчит и по дороге в лес, ворчит когда его волшебная палка на этот раз не может разыскать грибов – всего треть ведра. У зятя тоже только треть.

А дочь делает вид, что не замечает ворчанья. Беззаботно идет по лесу. У нее-то  полное ведро, хотя она пошла за грибами впервые за последние 10 лет.

— Пап, хорошо, что вы меня подождали – вот сколько грибов теперь!

***

К чему этот рассказ из жизни?

Иногда бабушка  из соседнего дома хотела бы чаще бывать на службе в храме, но не решается оставить место на рынке – ведь самая торговля. И грустные глаза у нее.

 

Какой ваш любимый пост? Или неудавшийся опрос

Накануне Успенского поста мы готовили этот опрос среди наших прихожан, заранее с интересом предугадывая, как разделятся голоса в зависимости от возраста и пола опрашиваемых. Ведь у каждого поста свои богослужебные и уставные особенности, свое время года, даже свое настроение, можно сказать. Но наши гипотезы разрушились очень быстро.

— Великий!
— Великий, конечно.
— Да, Успенский он легче, короче, да и овощей много, но Великий… На то он и Великий.

А почему все-таки Великий? – не выдерживает интервьюер.

— Этот пост знаком нам даже из «неверующего» детства…
— Потому что он перед Пасхой!
— Великий. Мне в нем страшно. Страшно сделать что-то не так. С другими постами не так.

***

А какой ваш любимый пост?

Миссионерская разведка в Покровке

— Девушка, у вас есть разрешение фотографировать?!! – кричит бдительный таможенник.
— Все-все, больше не буду! – ретируюсь я.

Все правильно, здесь за рекой уже Китай. Но мы менее всего похожи на китайских разведчиков: отец Константин в рясе, Татьяна из церковной лавки и я с фотоаппаратом. И все-таки батюшка назвал эту миссионерскую поездку в приграничную деревню Покровка разведкой: здесь с 90-х годов не было встреч с православными священниками.

— Некоторые засомневались, не пришли. Такого раньше не было, чтоб приезжали, — говорит местный житель Вячеслав. Он пришел с супругой, чтобы узнать про крещение внуков.

На встречу пришло 8 человек. Много это или мало для Покровки? Выйду на улицу, чтобы спросить, почему люди не пришли на встречу. Из чьего-то огорода на полдеревни поет Стас Михайлов: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Но людей нет.  Совершенно пустые улицы.

— А где все люди? – спрашиваю пойманного парня.
— Там, — неопределенно указывает он. – На таможне.

Наверное, на таможне нет выходных и в субботу все тоже там. А может, и не сработало сарафанное радио. Вот около стенда  с объявлением водитель жигули совершает сложный маневр, чтобы прочитать листок, не выходя из машины.

Говорят, что людей здесь ничего не интересует. Но как может любовь, жизнь, смерть не интересовать?

Подъехал мужчина и начал искать в Библии, которую мы привезли с собой, какие-то «расширенные места».

— Многие слова на греческом имеют расширенное значение, — поясняет он.
— Церковно-славянский хорошо передает смысл, — парируем мы.
— Но современному человеку это непонятный язык.
— А вам понятный?
— Мне да.
— Откуда?
— Напрямую, мы же дети Божии.

Понятно, мы обнаружили «свидетеля». Интересно, если бы пограничники не заинтересовались приездом этой секты в деревню, появилась бы тут иеговская община?

У людей есть живой интерес. Они нуждаются в слове Божием, хотя может, этого ясно не чувствуют. Ведь деревня почти изолирована: автобус, почта приходит только раз в неделю, въезд по паспорту, школа в другом селе.

— До 80-ти лет дожила и ни разу не была на исповеди, — рассказывает бабушка, прижимая к груди подаренный Новый Завет. Никто из пришедших на встречу никогда не исповедовался и не причащался. Но почти все решили готовиться к таинствам к следующему приезду батюшки.

Посмотрим. Но в любом случае, о. Константин не намерен оставить эту деревню.

— Раз в месяц я постараюсь приезжать, — пообещал он жителям деревни. А на ваш деревенский праздник, который приходится на день Покрова Богородицы, мы  совершим молебен.

— Да, да, наша деревня… потому что покров Божией Матери, потому и Покровка, — радостно говорят селяне.

Дай Бог, чтобы об этом помнили чаще. А мы постараемся напоминать. Ведь это наша земля. И наши люди.

Какими «благими намерениями дорога в ад выложена»…

— Давайте позовем священника, пусть пособорует, причастит болящую, — предлагает Татьяна. Это она разговаривала с родственниками Елены, они пришли поставить свечки. У Елены онкология.

— Нет – нет, она испугается, зачем… — не соглашаются родственники.

Сегодня Елену отпевали. Елене 30. Человек умер без напутствия Святых Тайн. Вот такие благие намерения …

Нужно ли православному доказывать свою нормальность?

— Эта девушка православная. И еще она учится в университете, — добавляем мы, —  на престижной специальности, да и еще у нее хорошая работа. В администрации. Или в банке.

Я тоже часто пытаюсь упомянуть о своем образовании и опыте былых работ, чтобы «сгладить» впечатление о своей православности.

Почему? Почему все чаще, говоря о воцерковленном человеке невоцерковленному, добавляют о его успешности в жизни? Что это? Отголоски ветхозаветных мнений о благоволении Божием? Или страх показаться неадекватным миру, жаждущему успеха во всем?

Эти обвинения кажутся ужасными. Все мы на словах признаем неотмирность нашей веры. Но на деле раз за разом хотим показать свою адекватность миру. Хотя порой признать себя «городским сумасшедшим» — так помогает успокоиться и не переживать, что отнесутся как к маргиналу.

P/S. все совпадения в тексте — совпадения. Говорю всегда о себе 🙂 А вам приходилось доказывать свою нормальность?

ред.