Новое имя. Предисловие


Творческая школа исполнительского мастерства, уже пятая по счёту, завершила свою работу в стенах музыкального колледжа нашего города . И хотя событие это состоялось более месяца назад, я хочу сегодня представить статью-размышление Дарии Волжениной после концерта ведущего российского музыканта — М.С.Казиника. Даша недавно вернулась на Камчатку после окончания учёбы в Санкт-Петербурге и активно включилась в епархиальную работу на культурно-просветительской ниве. Она обладает лёгким по стилю и глубоким по содержанию творческим почерком. У неё есть свой блог, но Даша любезно предложила этот материал и нам. Надеюсь, что читателя заинтересует и «живой» материал, и это новое для нас имя. Искренне надеюсь на плодотворное сотрудничество в блогосфере нашего сайта.

Отдать — важнее, чем продать

Соль диез Си Фа диез Ми

Я люблю Вас…

(П.И.Чайковский, ария Ленского)

31 октября в колледже искусств закончилась работа пятой творческой школы исполнительского мастерства. В наш город были приглашены ведущие мастера- музыканты, они проводили мастер-классы с учениками колледжа искусств, давали открытые лекции и концерты для жителей города.

27 октября в зале колледжа состоялся концерт Михаила Семеновича Казиника, музыканта, писателя, общественного деятеля, исследователя в области музыкотерапии, автора статей и исследований по вопросам музыкального восприятия, эксперта Нобелевского концерта . «Ad libitum…», или «В свободном полете…» Так и чувствовал себя М.С. Казиник. Выступление музыкант не начал, как то мы привыкли, с музыки. Музыке предшествовало рассуждение о современном мире: что нам показывают и что дают слушать, об истинном искусстве, об умении отдавать и воспринимать, о даре чувствовать и видеть, о тех талантах, которые есть внутри каждого человека и которые мы призваны в себе преумножать.

«Что такое культура?»,- спросил М. Казиник аудиторию Петербургского университета культуры и не мог получить ответа от студентов. Наверняка, многие и из нас, сидящих тогда в зале, проявили бы себя наравне со студентами. Культура – от лат. «cultura», что значит «возделывание». Своей души, почвы своей души, чтобы земля была доброй и могла воспринимать прекрасное, приходящее в мир по Божьему благословению и вдохновению. М. Казиник настроил нас: мы- часть той музыки, которую будет исполнять маэстро, а , может, мы- ее исполнители.

В первом отделении- «настоящий» А. Вивальди. Оказывается, А.Вивальди обладал удивительным чувством юмора, «рыжий поп», лучший друг драматурга К. Гоцци, аббат, который мог во время мессы убежать из костела. На вопрос инквизиции ответил, что убегает для исполнения Божьей воли, которая есть вдохновение, приходящее к композитору…

Четыре концерта А. Вивальди «Времена года». Прозвучало несколько фрагментов, а казалось, что были там, в осеннем лесу и слышали пение птиц, и видели праздничный день Бахуса.

А.Вивальди, соната из четырех частей, исполнитель называет образы, в музыке они оживают: «Соревнование», «Песня рыбака», «Прощание с возлюбленным», «Жига, матросский танец», «Прогулка по Венеции» ( «В этой прогулке,- предупреждает М. Казиник,- услышим нотки смерти»). Да, в Венеции всегда так: вода-суша, свет и тьма, жизнь и смерть:

VI

Рождество без снега, шаров и ели,

у моря, стесненного картой в теле;

створку моллюска пустив ко дну,

пряча лицо, но спиной пленяя,

Время выходит из волн, меняя

стрелку на башне — ее одну.

И.Бродский «Лагуна»

Второе отделение, как вторая чаша весов. Это А. Шнитке. М. Казиник начинает концерт с пересказа романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Музыкант, Адриан Леверкюн, желал открыть тайну божественной музыки, желал создать такую музыку и этой музыкой мир спасти.

Несколько лет назад, читая роман, я спрашивала себя: «Благая цель… Почему же ничего не выходит»? Только сейчас могу дать ответ: композитор уповал на свою силу, а не на Божье благословение и волю, поэтому дьявол смог его искусить. Дьявол обещал Леверкюну вдохновение и ту самую музыку в обмен на право любить… Адриан пишет дьявольскую кантату, без любви и вдохновения. Творчество становится мукой. «Невозможно спасать мир, если ты не имеешь права любить…»,- М.Казиник. Это ад на земле, как у Достоевского в романе « Братья Карамазовы»: ад- это ви‘дение любви, твоя душа окружена любовью и ты хочешь любить, но уже не можешь- любить.

А. Шнитке решил создать кантату, описанную в романе Томаса Манна. М. Казиник в подробностях описывает нам, какие страдания постигли композитора после завершения произведения: он как будто повторил судьбу героя романа. Исполнитель подготовил нас к восприятию музыки, после которой «человек уже не тот, каким был прежде».

«Сюита в старинном стиле»: Пастораль. Балет. Менуэт. Фуга. Пантомима. «Ступить в ад, бездну, чтобы победить смерть»,- говорит М. Казиник. Показалось в какой-то момент, что нас хотят напугать мыслью о смерти, образом смерти и вопрос «зачем?» не оставлял. Показалось, что я чувствую не все, точнее не чувствую того страха, который мы должны были непременно ощутить подойдя к концу произведения Шнитке. Слышала страдание человека, его боль; глубина… и, казалось, что все же это было общение с Богом…

А. Радищев написал: «Если будешь слишком долго смотреть на небо, то рано или поздно споткнешься и упадешь…» Может, чтобы не упасть, М.Казиник предложил нам взглянуть на нашу суетную повседневную жизнь. Скрипач напомнил две сцены из пьесы В.Маяковского «Клоп», удивительных по силе и простоте, наивности, близости нам: романс «Клоп женится» и полька «НЭПменская свадьба с дракой». Казалось бы, лишняя тема в концерте, что-то не то, уж очень далекое от А. Шнитке. Однако в этом сочетании есть гармония нашего мира: его простота и сложность одновременно, ощущение человеческого величия и малости.

М. Казиник играл еще…он делился с нами, играл для нас, а не для себя… Удивительно, ни в зале Академической капеллы, ни в Большом зале филармонии не была мне так близка и понятна музыка, сам композитор; не всегда слышишь разговор поэта (музыканта) с Творцом…. Да, чаще мы слышим «разговор книгопродавца с поэтом», а то не слышим и ничего вовсе.

Отрадно, что на нашу камчатскую землю приезжают такие люди как М.Казиник, они помогают нам обрести чувство красоты божественной, понимание силы Духа, музыка А.Вивальди, А.Шнитке перестает быть чем-то далеким- все это и Твое, потому что ты тоже живешь, ты- часть мира.

Идем по улице, смотрим и видим под ногами и вокруг мусор, грязь…Поросший бурьяном город… А если поднять Глаза выше и вперед-красота гармония камчатских исполинов (вулканов). Кажется, вот он- образец, но чего-то нам пока не хватает… Богобщения, умения Видеть, Слышать, Ценить, Созидать… Возделывать сад души и создавать Благо вокруг.

Зал во время концерта был полон: от мала до велика. Но у нас не так как, например, в культурной столице: больших афиш нет, здесь надо жажду иметь бо‘льшую, тогда увидишь и услышишь.

Не случайно музыкант разговор с аудиторией начал с рассказа о маленькой девочке, девятнадцатого века: девочка пяти лет попросила у дяди посмотреть надпись внутри медальона, который он всегда носил на шее…Усмехнулся дядя и дал малышке медальон со словами: «Ты все равно не поймешь». Девочка взяла в руки медальон, увидела нотный стан, а на нем: Соль-диез, Си, Фа-диез, Ми. «Я люблю Вас…»,- сказала она…

Значит, внутри нее зазвучала мелодия, начало арии Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»… Что это? О чем это? Подумаем сами. Этой историей начал концерт М. Казиник, а мы ею закончим.

Дарья Волженина

Запись опубликована в рубрике Зарисовки и размышления. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.