13 января в музее им. Н. Гродекова стартовал масштабный художественный проект «Дары Христу, дары Спасителю». Первая часть проекта, выставка «Дар Рождественский» будет экспонироваться в музее до 25 января.
А побывать на этом вернисаже просто необходимо, чтобы, как сказал один из зрителей, «душой напитаться». Небольшое выставочное пространство удивительным образом объединило и музейные раритеты: дароносицу, канунник конца 19 века, и современные произведения искусства наших земляков: масштабные мозаичные полотна, трогательные пейзажные акварели, иконы, камеи с ликом Богородицы… перечислять можно до бесконечности. Соединение различных по технике исполнения работ рождает ощущение целостности, яркого и гармоничного многоцветия, столь присущего церковному искусству. По словам куратора выставки, заведующего отделом современной истории музея Юрия Белкина, особенно привлекательным моментом для зрителей становится возможность близкого тесного общения с художественным произведением.
Юрий Белкин: «Наша выставка — это тот случай, когда человек может прийти в музей рассмотреть икону, увидеть детали: ведь в храме человек общается с Богом… Вот, например, мозаики супругов Ларисы и Бориса Федоровских: Спас Вседержитель, Архангел Михаил. Обычно мы видим их с дальнего расстояния. А здесь можно рассмотреть каждый кусочек золотой смальты, увидеть, как это складывается в величественное трехметровое изображение. Наш музей сотрудничает с Хабаровской епархией уже более 15 лет. Все началось с момента передачи из фондов музея в Успенский собор списка Албазинской иконы Божией матери. Но сам я впервые работал с нашими художниками, хоть и многие имена были у меня на слуху: Владимир Хрустов, супруги Евтушенко, Павел Трач. Мы, люди науки, мыслим абстрактно, а здесь через художественный образ раскрываются и события, и духовные явления. Не побоюсь сказать, для меня новая вселенная открылась».
Порой, действительно, открытия совершаются внезапно, неожиданно.
Павел Трач, художник: «Это непредвиденная выставка. Она неожиданно получилась. Однажды зашел разговор с владыкой Игнатием, у Натальи Ковалевской мы были. Она делала кадило в монастыре. Слово за слово, и он предложил сделать такую выставку. У нас были другие планы: в конце этого года провести в выставочном зале Союза художников расширенный показ работ на тему православного искусства. Туда должны были войти и художники, и архитекторы, и ювелиры; живопись, графика — все должно было быть представлено там, на завершающей выставке. А Владыка предложил развить эту выставку на весь год. Следующая будет в мае по видам искусств, а завершающая — осенью, в нашем выставочном зале. Весь год пройдет под знаком православного искусства. Это очень хорошо, это заставит нас более активно работать».
Эскизы иконостаса в храмах поселка Эльбан, выполненные для храма в Советской Гавани, житийная икона святителя Николая Мирликийского, иконы для Царских врат, пейзажи… Замечательная многогранность Павла Петровича Трача объединила вокруг него многих хабаровских живописцев.
Александр Рябчук, художник: «Я родился на Нижнем Амуре. Рядом жили переселенцы с Западной Украины, Белоруссии. На Рождество они пели песни, ходили по хатам, колядовали. Одна из моих картин — это воспоминание о детстве. Я, сколько помню себя, собирал открытки с репродукциями картин, попадались открытки и по церковному искусству. Я их на досточки наклеивал, иконки делал. Одна из моих картин воспроизводит сюжет росписи одной из Новгородских церквей. Ее фашисты разрушили, а в наши дни сами немцы ее и восстановили. Такой акт покаяния. Разве это не чудо?»
Работы Александра Михалевича завораживают своим особым серебристым колоритом, так и хочется сказать «светом нетварным». Одна из них датирована 2005 годом, с того времени православная тема стала ведущей в его творчестве.
Александр Михалевич, художник: «Всегда работы рождаются внутри в виде неясных образов, слов, смыслов, озарений. Я крестился в 1998 году, делал разные наброски, просто подходил к теме. На меня, конечно, в первую очередь, повлияли проповеди епископа Ефрема. Они очень много мне раскрыли, определив и мое внутреннее видение. Я стал брать благословение и работать. Но по-настоящему моя зрелость, как художника в этой теме, еще впереди».
Наверное, так могли бы сказать многие авторы выставленных в музее работ. Ведь мир православной культуры неисчерпаем. И каждый человек, как те новозаветные волхвы, идет к нему своим путем. Так давайте же и мы побудем немножечко волхвами: побывав на выставке, увидев и пережив эту радость приобщения.
Н. Пошина