Рождество для каждого ощущается по-разному…

Рождество. Тот едва уловимый запах елки, ведущий на Рождественскую службу, или суета распродаж, салатов и салютов, — для каждого из нас рождество ощущается по-разному. Череда Новогодних праздников пытается вытеснить или затмить великий день, когда миру явился Спаситель. Кто-то встречает праздник остатками «оливье» и винегретом, считая 7 января очередным поводом поднять бокал. Для кого-то Рождество – та отправная точка, которая изменила ход человеческой истории, в которой и летоисчисление ведется от этого события.

Наш стремительный век, двигающийся в бесконечном ритме суеты, подчас не оставляет места для чуда. Наверно не случайно Рождество в Россию приходит зимой, когда морозы и снега замедляют бешеный темп, в котором мы двигаемся, как лошадки, пущенные по кругу.

Рождественская ночь: пушистый снег, плавно опускающийся в сугробы, свет, озаряющий рукотворный вертеп – пещеру, где спит Младенец. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

Все это может казаться красивой сказкой, не имеющей отношения к нам, живущим вот как уже две с небольшим тысячи лет после этого события. Но эта детская надежда на чудо еще жива в наших душах  — а значит, праздник Рождества все так же остается тем удивительным временем, когда сердце заполняет надежда. И чудо происходит! Каждый раз, когда звучит «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!», — кажется, что весь мир воспевает славу Творца. И именно в этот миг осознаешь, что душа каждого из нас может стать тем вертепом, а сердце — яслями, в которых родится Младенец Христос!

Это и есть та неразрывная связь, которая невидимой нитью сплетает в узоры сотни лет, разделяющие нас от Вифлеемской звезды, сиявшей над пещерой Христа. Та же звезда сияет и для нас сейчас, пробиваясь живыми лучами сквозь замороженные окна, узоры на которых оставила суровая дальневосточная зима. В эту ночь Небо соединилось с землей, и весь мир замер в ожидании, а Рождественская звезда освещает мир, которому родившийся Христос дарует вечную жизнь.

«Рождество Христово – пришел на землю Тот, Кто в начале создал нас из земли и вдунул божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем живот и дыхание и вся (Деян. 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призвал из небытия в бытие все видимое и невидимое, – Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под его всемогущим промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего! Пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокою благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачною, скоро исчезающею знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего! Познай здесь» (Св. Иоанн Кронштадтский)

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Зимние праздники или таблетки от тошноты?

Вчера мой муж поставил на кухне телевизор… Теперь, к моему сожалению, часто совместная трапеза сопровождается  «веселым» перемигиванием каналов, пересыпанных, как специями, рекламой.

Близятся новогодние праздники, и на экранах телевизора все чаще появляются призывные ролики, требующие заправить «Оливье» именно этим майонезом, или выпить под бой курантов только этот напиток… Еда, подарки, одежда…все это хоть как-то обоснованно предпраздничной суетой. Но все чаще и чаще на экранах рекламируют таблетки от тошноты, несварения,  нарушения пищеварения, …снимающие похмельный синдром.

Смотрю на это и все чаще думаю: праздник — понятие внутренней культуры, а не желудка…

Рубрика: Без рубрики | 3 комментария

«Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека»

Позади очередные выборы, прошедшие в нашей стране, но и вся жизнь человека – это выбор. Иногда наш выбор, — это следствие нашей воли, а чаще всего  – кажущийся нам личный выбор, принимаемый под давлением чужих идей, мыслей, рассуждений. Сегодня складывается именно такая ситуация, при которой различными способами нас пытаются склонить к выбору, необходимому для той или иной стороны. Оттого и результат в стране налицо: волнения, недовольства, митинги, растерянность. И эту ситуацию нельзя игнорировать, нельзя не реагировать на происходящее, слишком свежи еще воспоминания  о начале XX века, когда в истории нашей страны уже произошел крутой поворот, предопределивший трагичность нашего нынешнего положения, кардинально повлиявший на политическую, социально-экономическую, культурную, духовную жизнь не только России, но и всего мира в целом.

Сегодня, мы все стоим перед очередным выбором, об этом очень точно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 17 декабря, в день памяти св. великомученицы Варвары, обращаясь не только к собравшейся пастве, но и ко всем нам, к каждому из нас.

«Вся человеческая история исполнена борьбы за правды. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда. Человеческая правда. С маленькой буквы, правда.

Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки! Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними — Божию правду?

Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят: «если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы». Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего XX века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле — только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье».

Как не вспомнить здесь слова великого классика Ф.М. Достоевского, утверждавшего что, «не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь, наконец, народ свой и святую правду его». Иными словами, путь к переустройству мира лежит через преодоление человеком его собственной греховной сути. А ведь именно от человека, способного сопротивляться искушениям, зависит политическая стабильность мира, спокойствие и  солидарности людей.   

«Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше вздыбливается очередными конфликтами — не только мирными, но, как мы знаем, и кровавыми, — продолжает Святейший Патриарх, — Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому».

Следует помнить, что основой любого государства и общества как такового является нравственность, потому как все: культура, политика, экономика страны  находятся в прямой зависимости от нравственности живущих в ней людей. И, как показывает многовековая история нашей страны, все попытки представить нравственность как самостоятельное понятие, способное существовать само по себе, умещается в знаменитой «карамазовской формуле», — «Бога нет, и все позволено»! Тем самым доказывая, что нравственность без Бога невозможна.

Призывом к каждому из нас, завершил свою проповедь Святейший Патриарх Кирилл: «Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть».

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Первая елка Рождества…

Зимние праздники немыслимы для меня, равно как и для многих жителей страны, да, пожалуй, что и мира,  без зеленой пушистой красавицы, источающей смолистый аромат хвойного леса.

С удивлением заглядываю в календарь, обнаруживая что декабрь уже перевалил «экватор» отмеренных месяцем дней. Моя шустрая дочурка выудила из шкафа коробку, секунда, — и  ловкие детские пальчики перебирают шары, колокольчики, снежинки, сосульки, мишуру — традиционное «елочное богатство».  Присаживаюсь рядом, приятно вернуться в детство. Вот красные с золотом пузатые шары, вот белоснежные снежинки, мерцающие серебряной ниткой, вот переливающиеся гирлянды. 

Елка у меня всегда ассоциировалась с Новым годом. Дед Мороз, Снегурочка, бой курантов… как быстро советские «нововведения» вытеснили Рождественскую традицию. Признаюсь честно, словосочетание Рождественская елка мне нравится гораздо больше. Почему? Не знаю.  Наверно, потому, что этот обычай наполнен глубоким смыслом, пониманием значимости именно этого праздника — Рождества. Значение праздника столь велико, что весь ход новой истории и летоисчисление ведется от Рождества Христова. Это праздник, наполненный ожиданием чуда. Давно, более 2000 лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос, Спаситель человечества.

Вот и наша лесная красавица в этом году засияет огнями в честь Рождества. И все шары, развешанные неумелой детской рукой моей доченьки, все хрустальные ангелочки, прозрачные сосульки и разноцветные шишки, — все в этом году станет украшением именно Рождественской елки.

Пустеет коробка, на дне остались две шишки, с чуть осыпавшейся золоченой краской, старый шпиль, с обломившимся кончиком и стеклянный шар, набитый ватой с блестками, — все они, по настоянию моей дочки, так же отправляются на елку… кроме шпиля, — он уже отслужил свое.

За окном сгущает краски зимний вечер, плавно перерастающий в морозную декабрьскую ночь. В углу зала переливается огнями гирлянды елка, перемигиваясь с такими же красавицами в соседних окошках, словно сравнивая праздничный наряд. Это наша первая елка… наша первая Рождественская елка…

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

«Волк и заяц, тигры в клетке — все они марионетки в ловких и натруженных руках»

Декабрь по–зимнему вступил в свои права. Новогодние и Рождественские праздники не за горами, а посему на каждом углу начинают появляться гирлянды, фонарики и елочки: от маленьких трогательных красавиц, застенчиво прячущихся в витринах небольших магазинов, до многометровых гигантов, роскошно переливающихся прямо посреди заснеженных Хабаровских улиц. И, как всегда, изобилие «новогодних киосочков», пестрящих всякой праздничной мелочевкой.  Самый ходовой товар – символы наступающего года: фарфоровые, стеклянные, пластмассовые и плюшевые дракончики заполонили прилавки, заставляя людей вытаскивать из кошелька заветную сумму на собственное приобретение.

Сейчас никого не удивляют предложения о том, как и в какой одежде встречать Новогодний праздник – в зеленых, или серебристых тонах, дабы приобрести милость и благосклонность неведомо какого духа, какую еду поставить на стол, и какой пирамидкой выложить салат в тарелке, чтобы богатство и счастье ломилось в двери. Все эти фантастические советы льются на нас как из рога изобилия со страниц глянцевых и не очень журналов, с экранов телевизоров, из радиоприемников. И никому и в голову не приходит мысль о том, почему вся наша страна добровольно поделила себя на «кроликов», «драконов» и «кабанов», и с упоением нарезает буженину, выкладывая ее в форме мифического животного, дышащего огнем.

Услышав недавно от знакомой информацию о том, что «астрологи считают зодиакального Дракона олицетворением кармы, круга воплощений, воздаяния. А потому жизнь людей, родившихся под этим знаком, и само их появление в этой жизни всегда связано с кармическими событиями», я всерьез задумалась об абсурдности ситуации, сложившейся в нашей стране.

С какой легкостью мы перенимаем инородную, чуждую нам культуру, позволяя манипулировать собой во всех сферах жизни: одежде, еде, выборе подарков, — да и вообще, в своем поведении. Манипуляция, пусть и завуалированная,  настолько въелась в наше эклектично оформленное сознание, что вытравить ее оттуда будет не так уж и просто. Что же на самом деле кроется за этим диким миксом культур: банальное желание продлить праздничную феерию зимних выходных, начинающихся с католического Рождества, плавно перетекающего в Новый год, православное Рождество, Старый Новый год, а, затем, уже и в китайский? Как говорится, был бы повод…

Но вопрос, как мне кажется, стоит намного глубже – вопрос, который носит не идеологический, а, скорее, коммерческий характер, базирующийся на людском духовном невежестве. Казалось бы, как удобно списывать свой неуравновешенный характер принадлежностью к «огненным знакам», или развод тем, что «крыса» и «петух» не могут ужиться вместе под одной крышей?

Вот и стараются наши соотечественники обрядиться в черно-желтую или черно-красную цветовую гамму, памятуя о том, что Дракон любитель откровенных нарядов: «например, для встречи года Дракона отлично подойдет ярко-красная кожаная юбка с черным поясом. А если включить фантазию и придать себе немного сказочный, фантастичный вид, то огнедышащий красавец Дракон наверняка будет охранять от неприятностей весь 2012 год».  От таких рекомендаций, начинаешь сомневаться в серьезности советов, но все было бы смешно, если бы не было так грустно. Вооружившись подобными рекомендациями, мы участвуем в эдаком театре абсурда, который постепенно перерастает в театр марионеток, где все мы выступаем в виде деревянных куколок на ниточках.  В театре, где непременно все должно быть расставлено по фен-шую, иначе не спасет ни красная юбка, ни салат в виде головы дракона. 

Как быстро мы готовы променять вековые традиции наших предков, заменив их массовым китайским ширпотребом, не узнав, а какой смысл кроется в традициях Поднебесной.

Распыляясь на многое, мы потеряли самих себя, рискуя остаться китайскими болванчиками, рожденными в год «крысы» или «быка», в расставленном по фен-шую китайском новом году.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Не музейное Православие

Совсем недавно в Москве прошла выставка, посвященная Православию. В связи с этим событием запомнилось мне высказывание одной женщины, которая вслух мечтала о том, чтобы такая выставка посетила и Хабаровск: «Вот уж воистину, там представлена вся полнота Православия…».

А мне подумалось: «А что, разве у нас храмы на замке?»

Зимнее утро, снег лениво опускается на мерзлую землю, переливаясь в свете фонарей, искрится пушистыми, невесомыми хлопьями, словно укутывая пустынную площадь, продуваемую резкими ветрами с Амура, в мягкую пушистую шаль. На медленно светлеющем ноябрьском небе резко вырисовывается очертание величественного собора. Купола таинственно мерцают золотом заполняя душу мягким светом, словно готовя ее к предстоящей встрече…

 

Останавливаюсь перед тяжелыми дверями, предвкушая грядущую радость. Внутри — полумрак: горят восковые свечи, отражаясь живым огоньком надежды в прекрасных иконописных ликах. Как-то по-особенному мягко и осторожно ступают служащие храма, стараясь ничем не нарушить особую атмосферу Божественного присутствия. Ведь по-сути храм — это начало будущего Царства Небесного — это область Истины, Величия, Правды и Красоты.  Все в нем символично, все наполнено смыслом.

Интерьер типичного крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

Красота — это одна из первых мыслей, которая приходит на ум любого человека, попадающего в Православный храм. Красота не в привычном нам смысле, растиражированная и размноженная сотнями глянцевых журналов, потоками шаблонных вещей и людей, льющаяся с экранов телевизора. Но красота в том значении, которое отвел для нее великий русский классик Ф. М. Достоевский, говоря, что «красота спасет мир! особенно, если это красота Божественного лика».  Ведь сам Источник этой красоты — Иисус Христос — единственная истинная нравственная опора нашего бытия, нашего существования.

«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос», — говорил Н.В.Гоголь. Открывая двери храма, попадая в пространство Божественного присутствия, слыша колокольный звон, призывающий ко встрече с Богом, оставляя мирскую суету, отрывающую нас от самого главного в жизни, невольно понимаешь, что «музейное Православие» не расскажет человеку о Боге больше, чем простой, на первый взгляд, поход в близлежащий храм. Зайдите, постарайтесь принять сердцем и понять: а какое оно, — не музейное Православие,- живое,  отзывающиеся в сердце, в душе, а не пылящееся на полках под толстым слоем стекла?

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Хэллоуин: есть мнение….

Конец октября, а это значит, что опять наступает время споров о Хэллоуине – нужен ли нам этот праздник и, если да, то как его праздновать – широко и с размахом или просто в рамках ознакомления с культурой других стран. Да, на это счет написано уже много: статьи, опросы, исследования. Мне бы хотелось познакомить вас с письмом одного человека, мнение которого не является мнением эксперта в области образования, психологии или социологических опросов. И, возможно, поэтому, его хочется услышать…итак, есть мнение…

«Интересный праздник, так популяризованный в России. Многие скажут, что он пришел из Америки. На самом деле, этот праздник несет своё бремя с Кельтских времен Ирландии. Во время принятия христианства, породнившись с католицизмом, в День всех святых люди облачались в языческие костюмы, показывая себя разными проявлениями нечисти. Хорошо, наверное, было бы святым такие почести увидеть в свой праздник. Почему у нас такой переворот в сознании и почему мы так лихо губим свою культуру? Мы хватаем все, что нам чуждо, не думая о последствиях. У нас есть «свой» праздник – Святки, где не нужно наряжаться в различных чудовищ, а можно просто нести тепло в дома милыми добрыми песнями, всех вестников Рождества встречают также сладостями и различными вкусностями. Обычными конфетами, в милых сердцу шелестящих фантиках, а не чудовищную продукцию запада: леденцы в виде отломанных человеческих пальцев, жвачка в виде ужасающей анатомической копии глаза и т д…

Многих прельщает оккультизм Хэллоуина, кельты этим славились. Кому мы служим и чьи обряды совершаем? Молодежь быстро подхватила эту волну, и мы получаем ежегодно выплеск энергии в нужное кому-то русло. Не случайно, многие организации просят запретить празднование этого дня в общеобразовательных учреждениях. Правильно, зачем заряжать друг друга теплом и добром, лучше дурачиться и изображать силы тьмы. Вроде бы безобидные вещи, но как они укореняются в нашей стране и к чему приводят. Сегодня День всех святых в облачении демонов, а завтра….все это войдет в привычку? Вот, что пишут в ЖЖ молодые люди, ждущие этот праздник так, как, пожалуй, в детстве ждали Новый год…. «На полную катушку идет подготовка к Хэллоуину… Уже готовы костюмы также готовы гирлянды из летучих мышей, бумажные фонарики, разрисованные ведьмами, кошками и тыквами. Настоящая тыква также ждет своей очереди. Еще купила сегодня разной гадости: червяков, мух, глаз и прочего. Это все делают из нереально гадкого на ощупь материала, тем лучше — эффект круче будет! Меню тоже продумали, осталось быстрее заканчивать приготовления и ждать ..». Как «мило» получить неожиданный подарок в виде мерзкого на ощупь паучка или таракана. Вместо елочной гирлянды – летучие мыши, вместо елочки – тыква… Эдакое маргинальное извращение католического праздника Всех Святых, приумноженное единственным желанием – веселья без границ. Нам становится все равно: что, зачем и по какому поводу. Рядиться в ведьму или упыря, есть конфеты в виде человеческих частей тела, или пить импровизированную кровь…

Наша страна – большой организм, вроде бы безобидные вирусы не вредят, но наш иммунитет настолько шаткий, что подкосить его может теперь любая мелочь. Могу только подытожить, что за державу обидно».

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Кому нужна такая статистика? или зачем анкетируют наших детей?

Не так давно на нашем сайте (сайт Приамурской Митрополии) появилась статья, в которой говорилось в введении «элементов» ювенальной юстиции на территории нашего края. Спустя несколько дней к нам пришло письмо от родителей восьмилетнего мальчика, в котором они рассказали о «необычном тесте», проведенном  в школе, где учится их сын.

«Добрый день, отец Роман! Прочитала статью «Прежде чем ребенку говорить о его правах, он должен четко знать о своих обязанностях» и вспомнила одну вещь. Недели две назад, сыну третьекласснику в школе выдавали на уроках анкеты по теме «Наказание в семье», и дети в обязательном порядке их заполняли. Сын пришел из школы и объявил нам с мужем об этом: что отвечали на вопросы и сдавали потом анкеты учителю. Самое ужасное, что дети не понимая сути анкеты, ответили честно на все вопросы, а именно: «Наказывают ли вас дома, бьют ли, нарушают вашу свободу? Как с вами и в каком тоне разговаривают дома. Все ли ваши желания выполняют… и все в таком русле»!

Муж пошел на следующий день в школу, и, разговаривая с учителем, выяснил, что их обязал завуч выдать детям и заполнить эти анкеты! Муж потребовал вернуть анкету, учитель объяснила, что она их сразу сдала завучу! Естественно, наш сын 8 лет написал, что его свободу нарушают, наказывают, не пускают гулять(но не объяснил почему не пускают, что он провинился, получил 2, грубил родителям.)Пришел радостный, что на все честно ответил! Вот и начало подготовки к Ювенальной Юстиции уже идет полным шагом! Мы не знаем, на какие вопросы отвечают и что пишут наши дети. Сыну объяснили ,что это наше внутрисемейное все. И что он у нас не нуждается ни в чем ,кроме как иногда получить по попе, за поведение. И в противном случае придут дяди и тети и тебя заберут! Он весь вечер переживал, плакал, утром спросил:  его не заберут никуда? А учителю объяснили, чтобы сыну больше не давала такие анкеты! Не знаю, как другие родители на это среагировали? Вот, что творится в наших школах, причем с углубленным изучением предметов! Татьяна».

Это письмо заставляет задуматься над закономерным вопросом: а как потом будут использованы эти анкеты, не для того ли, чтобы показать высокую статистику «насилия» в семье, и кому вообще  нужны такие данные?

Говоря  про Ювенальную юстицию, как правило, ограничиваются  упоминанием о работе с малолетними преступниками и защите их прав в суде, но ведь по сути ЮЮ – это совершенно конкретное понятие, огромный комплекс программ, который направлен на отрицание традиционных семейных ценностей и культуры, на подрыв авторитета родителей, распад семьи…

Под предлогом ложной «заботы» о ребенке детям «подсовывают» (простите за такое слово, но иначе не скажешь) незамысловатые анкеты, в которых вопросы о наказаниях и шлепках со стороны родителей преследуют лишь одну цель —  ребенок должен дать утвердительный ответ. И малыши, высунув кончик языка, старательно царапают «правильные» ответы, а потом довольные рассказывают родителям: «Мама, папа, я на все вопросы ответил честно!». При этом, не понимая, что такие «честные» ответы могут разлучить  их с матерями и отцами – часто вопреки воле и желанию самих детей. В мировой, и, к сожалению, в российской практике ювенальной юстиции известны подобные прецеденты.

 

Институт ювенальной юстиции –  по сути, это институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на изначальном недоверии к ней. Такой подход противоречит как Православному отношению к семье как таковой, так и вообще,  российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, взаимном уважении, разумном распределении обязанностей между членами семьи.  Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа за семьей.

Каждый из нас думает: нет, это не про меня, ведь я — «нормальный» человек. Существует мнение, что забрать ребенка могут только в том случае, если родители алкоголики, наркоманы или психически нездоровые люди. А вот всего несколько поводов, из-за которых у вас реально могут отобрать ребенка, используя «ювенальные технологии»: в холодильнике недостаточно продуктов (на взгляд органов опеки; ребёнок моет посуду или делает уборку – ювенальшики могут посчитать это насилием над ребёнком; ребёнок играет с кошкой – антисанитария, угрожающая жизни малыша – скажут ювенальщики; вы запретили ребёнку курить сигарету или пить алкоголь – нарушение прав ребёнка. Вот лишь несколько примеров. Если вы думаете, что это неудачная шутка, боюсь вас огорчить – это правда.

Не случайно, после того, как во многих регионах России были приняты законопроекты, разрешающие внедрение ювенальной юстиции на местном уровне, информационное пространство заполонили леденящие душу сообщения о родителях-садистах, издевающихся над своими детьми. Очень действенный способ закрепить в головах рядовых граждан ужасающие картинки, — и тут же навязать выход из этой ситуации, — введение ювенальной юстиции. Механизм этот действует в большинстве случаев мгновенно, ведь законов логики, подкрепленных причинно-следственными (на первый взгляд) связями еще никто не отменял. Вряд ли большинство людей захочет вникать в суть вопроса, чтобы разобраться, большинство привыкло верить СМИ на слово…

Хочу вам продемонстрировать один плакат, на котором изображены любимые и узнаваемые герои современных мультфильмов – добродушные Смешарики, на их миловидных рисованных мордашках – искрений испуг за судьбу симпатичного мальчугана, пытающегося «выжить» в  семье. Обратите внимание на образ родителей: почти во всех случаях они изображены с перекошенными от гнева лицами. Только в одном случае на их лицах счастье, когда они склонились над колыбелькой с младенцем, но, оказывается, что это плохо, ведь вопрос, по сути, определяет действие: «У тебя появился братик?» — звони. Это тоже повод для звонка в службу доверия, т к появление в семье еще одного ребенка – это «способ уделить первому ребенку меньше внимания». Какое сложилось ощущение от данного плаката?  Под маской искренней заботы (усиленной использованием популярных и любимых детьми персонажей) происходит чудовищное действо, которое приводит к искусственному разрушению семей через поощрение доносительства, созданию огромного количества  детей-сирот при живых родителях, деморализации облика приемных семей, безнаказанности малолетних преступников, уничтожению национальных и духовных основ общества. Возможно, что совсем не случайно на финансирование внедрения ювенальной системы в России направлены средства зарубежных фондов. Плюс ко всему, это обширное поле для деятельности коррумпированных чиновников, которым все проще и проще становится установить систему тотального контроля за родителями, ведь при такой системе дать взятку и лишить навсегда семью права воспитывать своего ребенка стало легким делом, не имеющим особых препятствий, а, наоборот, подкрепленным буквой закона.

Главное право ребенка — это жить с родителями. Может лучше вспомнить те моральные принципы, которые всегда культивировались в русском (читай = православном) обществе: «не отбирать, а помочь», чем бездумно перенимать «положительный западный опыт» защиты прав ребенка. Необходимо помнить, что вопросы детей и семьи – это вопросы не юридические, а, прежде всего, нравственные.

 

Рубрика: Без рубрики | 4 комментария

«Церковь не должна замыкаться от светской культуры»

Просматривая очередные новости, опубликованные в наших печатных изданиях, натыкаюсь на статью в газете «Новые известия»,  повествующую о том, что различные российские ведомства, включая РПЦ, хотят  стать более популярными, создавая … компьютерные игры.

«Русская Православная Церковь выпустила в начале октября компьютерную игру, посвященную Бородинскому сражению. Эксперты считают компьютерные игры довольно действенным механизмом для привлечения молодежной аудитории, однако отмечают, что в российских реалиях они превращаются скорее в инструмент «распила».

Екатеринбургская епархия выпустила DVD-диск под названием «Помнит вся Россия про день Бородина». Помимо брошюры «История семьи Тучковых и Великая Отечественная война 1812 года», фильма Ивана Пырьева «Кутузов» и увертюры Петра Чайковского «1812 год» на диске представлена игра, в которой школьникам предлагается пройти по полям сражений. Как пояснили в епархии, несмотря на милитаристскую тематику, игра является не «стрелялкой», а викториной. Ее главная цель – «дать уникальную возможность всем поколениям россиян, особенно молодежи, почувствовать сопричастность к судьбе нашего отечества, приобщиться к его ратным и духовным традициям». Ранее сообщалось, что один из священников РПЦ разрабатывает онлайновый квест («бродилка» с заданиями). Игру можно будет вести от лица священника, семинариста, епископа или сестры милосердия, а разворачивается действие в древнем Иерусалиме, Галилее и на Руси до крещения. Персонаж должен вести праведную жизнь, соблюдать заповеди, а взамен – получать бонусы и повышать уровень мастерства. По словам автора проекта монаха Максима, во время прохождения квеста, предназначенного для детей от 10 лет, игроки познакомятся с церковным уставом, историей православия, а также изучат Ветхий и Новый Заветы. Предполагается, что игра, уже получившая благословение высших санов РПЦ, появится в Интернете примерно через год».

Поинтересовавшись у друзей и знакомых, выяснила, а что они думают на сей счет. Мнения разделились: одни считают, что Церковь – консервативная структура, и какие- либо «нововведения» их пугают, другие  считают, что Церковь по сути вообще не может использовать никакие новые технологии в своем служении, третьи — что нынешнее развитие общества уже само по себе предполагает  распространение современных технологий во все сферы человеческой жизни. Но такое событие само по себе вызвало широкий резонанс в обществе.

Нужно понимать, что любая «новая нотка», используемая той или иной структурой (и РПЦ тут не исключение), — это способ привлечь внимание к той или иной проблеме, которая уже реально существует. Не секрет, что знание истории, литературы, родного языка, да и вообще, уровень культуры в целом по стране находится на угрожающе низком уровне.  Подобные технологии, как например создание подобных игровых программ, позволяют Церкви реализовать свое предназначение.

Сейчас много средств коммуникации: и Интернет, и телевидение, и радио, и другие новые технологии, в том числе и компьютерные игры (например, игры он-лайн).  И Церковь, наряду с мирянами,  активно использует это. Это можно рассматривать как положительный момент, который дает современная цивилизация, потому что это сближает людей, дает возможность через что-то новое познать то, что недоступно, или кажется неинтересным при другой форме подачи материала. Нет ничего страшного в том, что мальчишки, увлеченные компьютерными играми, попутно узнают историю своего народа, прикоснутся к миру культуры и искусства: кто сказал, что видеоигры – это плохо. Любую вещь можно использовать как во благо, так и во зло.

Как не раз отмечал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (еще будучи в сане митрополита): в минувшие два десятилетия наша Церковь освоила новые формы проповеди, в том числе с использованием современных технологий. «В этом отношении мы уже опережаем многих не только в православном мире, но и вообще среди крупнейших религиозных сообществ. В частности, постоянно велась и ведется благовестническая работа через Интернет. Возникли и стабильно работают православные телеканалы и радиостанции, программы и рубрики на светском радио и телевидении». (http://www.patriarchia.ru/db/text/541264.html)

Конечно, как и в любом другом деле, противники РПЦ указывают на некую активность Церкви в этом направлении, как на очередной недостаток, но тут хочется вспомнить слова, принадлежавшие еще Патриарху Алексию II: «Мы часто сетуем на то, что церковные недоброжелатели загоняют нас в конфессиональное гетто, но не замечаем, что, демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами себя загоняем в это гетто». (http://www.patriarchia.ru/db/text/167989.html).

Та «резервация», в которую насильно пытаются поместить Церковь, больше напоминает «музей-заповедник», который вроде как и разрешили сохранить, как «памятник старины», но предпочитают видеть ее за забором огороженной территории, нежели способной быль активными в различных сферах человеческой жизни.

Как подтверждение этих слов можно вновь привести слова Патриарха Кирилла: «Мы знаем о таком замечательном явлении, как патристический синтез, святоотеческий синтез. Это способность синтезировать Божественное Откровение, которое содержится в учении Церкви, с культурной реальностью своего времени. Это фундаментальный принцип — Церковь не должна замыкаться от светской культуры, она не должна от нее шарахаться. Но это не значит, что она должна принимать все, что присутствует в этой культуре». (http://www.patriarchia.ru/db/text/702711.html)

Это, по сути, и есть способность во всем новом, что дает нам современная цивилизация, вычленять именно такие достижения, позволяющие использовать их Церковью для главной своей цели – проповеди о Христе.

 

Рубрика: Без рубрики | 3 комментария

Чашка чая…

Решила попить чай на кухне одна. Налила теплый напиток с ароматами трав в изящную фарфоровую чашку, такую тонкую, что почти пропускает свет. Как такая мелочь, как смена чашки, может поднять настроение!! Поверьте!! Прислонилась спиной к стене, поджав ноги. Читаю любимого Шмелева, попутно прихлебывая чай. В открытое окно лихо врывается ночной ветер, раздувая тонкую тюль. Хорошо. На нашей кухне нет надоедливого телевизора, который своим видом ухудшает пищеварение. Слышу как прямо под окном шумит куст сирени, добавляя чаепитию незабываемый колорит! ….. Как полезно иногда менять чайные чашки…..
Рубрика: Без рубрики | 2 комментария