Уже на пятый год работы в недрах фестиваля рождается мощное международное кинематографическое движение. Не отступая от своей славянской, православной основы, фестиваль обретает статус Международного кинофорума «Золотой Витязь». Следующий шестой фестиваль стал местом встречи кинематографистов из 26 стран мира.
1997
Николай Бурляев:
И наступило солнечное утро 24 мая 1997г., когда участники Кинофорума собрались на праздничный молебен в Успенском соборе Кремля. А вечером величественный зал Благородного собрания, слышавший голос Пушкина и Лермонтова внимал голосу Святейшего Патриарха Алексия, который благославляя Всеславянский кинофорум, говорил: « Отрадно быть свидетелем мужания доброго кинематографического воина «Золотого Витязя», который не только выстоял в тяжелое время смут и нестроений, но и стал ярким и насущным явлением культурной жизни славянских и христианских народов».
Золотые медали им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» были вручены в этот день замечательным русским артистам Г.С. Жженову и Т. В. Дорониной. По окончании церемонии открытия участники Кинофорума отправились в необыкновенное плавание по Москве-реке и Волге на теплоходе « Федор Шаляпин». Надо сказать, что жизнь и работа в замкнутом пространстве корабля, с его двумя просмотровыми залами и постоянным общением друг с другом — почти идеальная форма проведения фестиваля. Именно там, на корабле, была принята программа спасения и развития национального киноискусства славянских и православных народов «Кинематограф созидающего духа». Наш дружный «Ноев ковчег спасения кинематографа» прошел по волжским городам: Углич, Кострома, Ярославль, Мышкин. И всюду радушные встречи на пристанях и в кинозалах, экскурсии по древним русским городам….»1998г.
Николай Бурляев:
Идея проведения Всеславянского кинофорума на Украине не встретила поддержку украинского руководства. Я не стал ждать милости от украинских вождей. Арендовал теплоход « Маршал Кошевой», здание театра Ивана Франко, автотранспорт и все, что требовалось для успешной работы. Соучредителями « Золотого Витязя» на Украине согласились стать Фонд культуры, возглавляемый депутатом Верховной рады Украины писателем Б.И. Олейником и культурологический центр Общества охраны памятников истории и культуры. Открытие Кинофорума прошло в театре Ивана Франко, на сцене которого мне приходилось играть вместе с великим Николаем Мордвиновым в 1964г. Никто из высоких руководителей Украины не почтил
Всеславянский кинофорум ни своим присутствием, ни приветствием. Но Кинофорум благославил митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Наше паломничество по Днепру до Севастополя было светлым и красивым. Сотни людей встречали нас с хлебом-солью, с песнями, танцами и заверениями о неразрывности наших братских уз. Барбара Брыльска, впервые посетившая наш Кинофорум, была очарована и потрясена всем, что видели ее глаза. Лично для меня этот Днепровский рейд тоже был эпохальным. Ведь впервые после съемок «Иванова детства», спустя 37лет, я вновь увидел дорогой моему сердцу Канев, могилу Тараса Шевченко, гостиницу над Днепром, в которой жила наша киногруппа. Заглянул в свой номер, в номер Андрея Тарковского в котором мы провели столько светлых вечеров, где пелось столько песен, и было столько тепла и радости.
Седьмой «Золотой Витязь» для нас, организаторов, был, пожалуй, самым спокойным и, благодаря поддержке Государственной думы, обеспеченным. Мы, наконец, вздохнули спокойно. Но за вздохом последовал выдох.
Само собой разумеется, строка «Золотого Витязя» в государственном бюджете не оставила равнодушными моих коллег. На переднем рубеже борьбы с «Золотым Витязем» красовалась фигура «государственного мужа» с утомленным взором и трубкой в руках. Лично для меня не было ничего нового и неожиданного в совершаемой С. Говорухиным, или руками Говорухина попытке уничтожить прорвавшийся на оккупированную кинорастлителями территорию кинофорум славянских и православных народов «Золотой Витязь». Все это мы проходили еще 12 лет назад с фильмом Лермонтов.
И все же, вызывает удивление, страстное желание господина Говорухина и его компании очернить едва народившийся Кинофорум «Золотой Витязь».
За 7 лет своего существования фестиваль показал на своих конкурсных экранах более 1000 фильмов, что превосходит количество, всех, показанных за это же время фильмов на всех вместе взятых, кинофестивалях России. Уровню картин и участников Всеславянского кинофорума, его уникальному журналу каталогу завидуют многие фестивали, которые не могут похвастаться, тем, что у них собирались такие мировые светила, как Сергей Бондарчук, Никита Михалков, Александр Сокуров, Анджей Вайда, Кшиштов Занусси, Ян Кольский, Резо Чхеидзе. «Есть чувство правды в сердце человека». Эта поэтическая строка принадлежит перу М. Ю. Лермонтова.
С чувством правды бороться практически невозможно. Сколько бы не пытались извратить, очернить, надругаться над правдой проводники лжи, сердце человека безошибочно ощущает пробивающийся сквозь тьму луч Правды».
1999г.
Николай Бурляев:
24 марта 1999г. два десятка »цивилизованных стран» объявили войну маленькой Югославии: авиация НАТО начала бомбить непокорных сербов.
В начале апреля я сделал попытку прорваться в Белград. Ни воздушного, ни железнодорожного сообщения с Югославией не было. Добраться туда можно было только через Болгарию. В Софии ко мне присоединился мой дорогой друг Маргарит Николов. Для болгарина Маргарита это был серьезный поступок, так как всякая поддержка Югославии расценивалась как предательство Родины. Друзья доставили нас до болгаро-сербской границы.
Шли наугад, прошли два километра — вот и сербская граница. Черное БМВ министра культуры Сербии подъехало почти без опоздания. В Белград мы въехали как раз в момент объявления воздушной тревоги. Впервые в жизни я услышал душераздирающий звук настоящей войны — пронзительный вой сирены. В гордыне своей мировые агрессоры, презирая уроки истории, уже в третий раз за нынешнее столетие готовы запалить на Балканах пожар третьей мировой войны.
В пасхальную ночь мы присутствовали на литургии, которую совершал Патриарх Сербский Павел, а наутро узнали, что в эту ночь НАТОвская ракета разрушила очередное здание и унесла жизни десятков сербов. Надпись на ракете убийце гласила: «Вот вам пасхальный привет», одна из жертв «пасхальной ракеты» была шестилетняя девочка. Утром мы выступали на легендарной белградской площади, на которой ежедневно собиралось до ста тысяч людей. Играли оркестры, певцы из разных стран сменяли друг друга. Я вглядывался в лица людей на площади: старики, дети, юноши, девушки….во всех очах молодой задор, бесстрашие, свет, и непостижимая в подобных обстоятельствах- радость жизни. Это был — народ.
Тогда я подумал, неужели же нас славян нужно довести до предела, до грани быть или не быть, чтобы мы стали народом? Мы провели под обстрелом внеочередной президиум Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, на котором постановили посвятить предстоящий восьмой кинофорум « Золотой Витязь» многострадальному сербскому народу. 23 мая большая сербская делегация, рискуя быть уничтоженной по дороге в Россию НАТОвскими ракетами, благополучно прибыла в Смоленск. Они были героями «Золотого Витязя». Их с любовью встречали жители Смоленщины. Сербы привезли десятки новых фильмов, повествующих об агрессии НАТО в Югославии. Эти кинодокументы открывали глаза людям, рассказывая правду о мировом злодеянии на Балканах. Сотни кассет были розданы кинематографистам и представителям СМИ из 22 стран мира и были показаны в этих странах по телевидению».
2000г.
Николай Бурляев:
«И вновь «Витязь» пришел в Москву. Несмотря на все усилия, добиться от кремлевской администрации приветствия Кинофоруму от недавно избранного президента В.В. Путина мне не удалось. Да и сам кремлевский зал арендовали не без тру да. Однако открытие в этот раз было особенно грандиозным. С приветственным словом выступил Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев. Митрополит Сергий, вручил мне высшую награду Русской Православной Церкви — Орден Преподобного Сергия Радонежского. Вице-мэр Москвы В. П. Шанцев, отметил в своем выступлении — важное значение «Золотого Витязя» для духовной жизни Москвы и России. Он сообщил, что скоро «Золотой Витязь» получит свой кинотеатр. Это известие зал приветствовал бурными аплодисментами.
В этом году конкурсные программы проходили в залах Киноцентра на Красной преснее. Параллельно с Москвой Кинофорум принимало Одинцово и Сергиев Посад. Наш кинофорум завершился столь же красиво, как и начинался. Обновленных скульптором Сергеем Полетаевым прекрасных «Витязей удостоились: «Бронзового»- грек Костас Капакос, «Серебряного» — грузин Кахи Кикабидзе, «Золотого» — поляк Ежи Хофман и Гран- при – Никита Михалков за фильм «Сибирский цирюльник». Впервые в истории фестивального движения в России церемония открытия и закрытия транслировались в Интернете в полном объеме».
Растущая популярность «Золотого Витязя» определила место проведения 10 юбилейного Международного кинофорума. По приглашению тамбовского губернатора в мае 2001г. кинематографисты из 26 стран прибыли в столицу области город Тамбов.
2001г.
Николай Бурляев:
«Утром в день открытия Кинофорума мы совершили ставший традиционным крестный ход. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений совершил молебен о Всеславянском кинофоруме.
Тамбовское открытие было грандиозным. Торжественно и горячо встречали зрители каждого из участников, которых за руку, через весь зал провожали дети. Концертные номера тамбовчан, их оркестр, ансамбли, танцоры были высочайшего профессионального уровня и ничуть не уступали столичным народным артистам.
Медали им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» вручались Евгению Семеновичу Матвееву и Йовану Марковичу, который так много сделал за эти годы для становления и развития славянского кинематографа. Завершилось открытие премьерой фильма «Романовы. Венценосная семья», который представили мои старые друзья Глеб Панфилов и Инна Чурикова, впервые посетившие» Золотой витязь». Как ни старались мы ограничить количество фильмов, повышая требования к их художественному уровню, конкурсная программа включала в себя 200 фильмов. Свои картины представили Кшиштов Занусси — «Жизнь как смертельная болезнь», Михаил Пташук — « В августе 44», Виталий Мельников – «Луной был полон сад».
Каждый день различные делегации разъезжались во все концы Тамбовского края. За 10 фестивальных дней состоялось более 50 встреч со 100 000 зрителей. А если прибавить полтора миллиона телезрителей Тамбовщины, то получится абсолютный зрительский рекорд «Витязя» за все десятилетие его существования. В день закрытия Кинофорума мы с губернатором Олегом Ивановичем Бетиным подписали договор о создании в селе Новотомниково инфраструктуры Российского национального киноцентра. Мэры 4 городов Тамбовской области объявили общественности о своей готовности предоставить под прокат « Золотого Витязя» свои кинотеатры. Значит, пришло время « Золотому Витязю» начинать свою прокатную деятельность».
2002г.
Николай Бурляев:
«В начале 2002г. Святейший Патриарх удовлетворил мое представление девятнадцати сотрудников киностудии «Отечество», внесших особый вклад в создание русского православного документального кинематографа, и удостоил их высшими наградами Русской Православной Церкви. Вручение состоялось в величественном трапезном зале храма Христа Спасителя. Вновь, как и прежде, самый тяжелый этап нашей жизни и подготовки к « Золотому Витязю» в Рязани продлился до апреля 2002г., когда лишь за месяц до открытия начали поступать бюджетные средства. Так тяжело не было даже в годы «ельцынского режима». Первым, кто пришел нам на помощь был Председатель телерадиовещательной организации Союза Белоруссии и России Валентин Валентинович Лазуткин. Благодаря этой поддержке вновь было собрано 200 конкурсных фильмов. И гостей в Рязань приехало около 300 человек из 28 стран мира. Подлинным героем фестиваля стал выдающийся грузинский кинорежиссер, бессменный директор киностудии » Грузия — фильм» Реваз Давидович Чхеидзе. Именно он, создатель фильма «Отец солдата», был в этом году председателем жюри художественных фильмов, он же был удостоен золотой медали им. С.Ф. Бондарчука
«За выдающийся вклад в кинематограф». По единодушному решению руководителей всех пяти международных жюри Гран-при был присужден нашему лауреату прошлого года, ученику С.Ф. Бондарчука Сергею Роженцеву за телевизионный фильм» Миротворцы» — трагическую фреску о чеченской войне. Как и в прошлом году, наши встречи в Рязани и Рязанской области посетили около 100 000 зрителей. Но о самых главных итогах рязанского « Витязя» я узнал спустя полгода, когда в телепрограмме «Цена успеха» врач из Рязани сказал, что во время Кинофорума резко сократились преступность, наркомания, самоубийства. Более высокой оценки нашей миссии нам не нужно».
А потом посыпались предложения из разных городов России с просьбой провести у них «Эхо «Золотого Витязя». Целый год мы готовили свой приезд в Петропавловск-Камчатский, куда мы прибыли по приглашению губернатора и епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия вместе с народными артистами России: Николаем Олялиным, Аристархом Ливановым, Дмитрием Золотухиным и Татьяной Петровой. Цель нашего приезда – поддержка строительства в Петропавловске кафедрального собора. Мы привезли с собой 5 художественных и 10 документальных фильмов и показывали их в трех уцелевших кинотеатрах Камчатки. Кроме того выступали в двухдневном телемарафоне. Организаторы опасались, что зрители, звонящие в прямой эфир, будут жаловаться на не отапливаемые дома, на задержку зарплаты…. Из нескольких десятков звонков, принятых нами люди не только не касались этих проблем, но и не скрывая слез волнения благодарили за то, что слушают выступления артистов, епископа Игнатия, смотрят фильмы, которые привез «Золотой Витязь». В эти дни далекий, заброшенный восточный рубеж нашей Родины преподал пример духовного телеэфира. По неполным подсчетам, за несколько дней на строительство храма было перечислено более двух миллионов рублей».