Из летописи «Золотого Витязя»

Золотой Витязь«Каждый год, словно дом, уцелевший в огне». Невольно вспоминаются эти строчки поэта Михаила Анчарова, когда знакомишься с историей подготовки и проведения кинофестиваля «Золотой Витязь». Его основатель, кинорежиссер и общественный деятель Николай Бурляев, порой сравнивает двадцатилетний путь фестиваля с тернистым восхождением. Цель этого трудного, но неуклонного движения вперед — создание альтернативного кинематографа, очищение пространства русской культуры от чуждых, заемных разрушительных влияний. Итак, на календаре фестиваля третий год третьего тысячелетия.

2003г.

Николай Бурляев:

«Подготовка к фестивалю весь год проходила на фоне тягот и нестроений моей жизни. Что ж, утроим энергию созидания. В конце 2002 г. скончался мой друг, первый духовник «Золотого Витязя» отец Иннокентий Вениаминов, благословленный на духовное окормление «Витязя» митрополитом Санкт –Петербургским и Ладожским Иоанном. Светлая память о светлой личности останется в сердцах сотен кинематографистов, многих из которых отец Иоанн укрепил на узких путях спасения и приближения к Господу.

Делая доклад на Всемирном русском народном Соборе в храме Христа Спасителя, я просил внести в резолюцию Собора обращение к Президенту РФ о недопустимости приватизации кинематографа. Вместе с писателем В.Г.Распутиным и еще десятками деятелей русской культуры я подписал письмо с просьбой об отставке министра культуры Швыдкова. Реакция Министерства культуры последовала незамедлительно. Поддержки Международному музыкальному форуму «Золотой Витязь» в 2004г. не будет».

2004г.

Материальное положение «Витязя» ужасно, снова на грани выживания. Пять месяцев без зарплаты. Первая поддержка пришла от мэра г. Иркутска В.В. Якубовского, вторая — от В.В. Крючкова (Минатом), третья- личная помощь депутата Государственной думы В. С. Медведева. Отрадно, что на помощь пришел и Фонд Андрея Первозванного.

20 мая состоялась презентация моей первой книги «Одолевая радостью страданья». В книгу вошло большинство из того, что я написал за 37 лет. Один экземпляр Сергей Шакуров разыграл с импровизированного аукциона. Книгу купили, деньги пошли на гонорар актерам. Но самый большой подарок мне сделал депутат Государственной Думы Владимир Сергеевич Медведев, передавший в фонд Кинофорума средства, благодаря которым мы решили многие фестивальные проблемы в Калуге. Артдиректор и композитор «Золотого Витязя» Иван Бурляев предложил написать увертюру для лазерного представления на открытии кинофорума. Мы с Иваном примчались в Калугу 21 мая, чтобы его отрепетировать. С замиранием сердца ждали результата работы «лазерщиков». Повесили экран, задымили зал, и под музыку Ивана потекло в театральном пространстве необыкновенное магическое, возможно, первое, православное лазерное представление: космос, звезды, планета Земля… Россия… Храма православный крест, осеняющий зал…. женщина-мать , идущая к залу в лучах света, мальчик, идущий к залу… Витязь, занимающий свое место в лазерном обрамлении приза, мелькающие названия 55 городов и стран, в которых уже побывал наш «Витязь»…

И, наконец, все пространство заполнилось ослепительным светом, и в центре зала возникла пятиметровая скульптура «Золотого Витязя», изготовленная по нашему заказу в мастерской Калужского театра. Зрелище получилось грандиозным, достойным нашего 12 летнего богатыря. Это была наша с Иваном творческая победа.

И потекли фестивальные будни. Все участники побывали в Оптиной Пустыни, других святых местах Калужской области. День отдыха от работы Кинофорума мы провели на Полотняном заводе в усадьбе Гончаровых. Дали импровизированный «пушкинский концерт».

Настало время подводить итоги и решать, кому вручать Гран-при. Как всегда собрал у себя руководителей всех пяти конкурсов. Было принято решение вручить Гран- при Никите Михалкову за его замечательную дилогию «Отец» и «Мама». Позвонил Никите, поздравил с победой. В день закрытия узнал о том, что игровое жюри присудило два приза: первый Отару Иоселиани, второй — Андрону Кончаловскому. Последним аккордом прозвучал молниеносный приезд в Калугу еще одного моего многолетнего друга Кшиштофа Занусси, которому на приеме у губернатора мы вручили золотую медаль С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». На следующий день в кинотеатре «Эльбрус» начали показ документальных фильмов фестиваля «Эхо МКФ «Золотой Витязь» в Москве. Через несколько месяцев в столице должен открыться театральный Международный форум.

Договорились с Театром на Таганке о том, что все конкурсные просмотры пройдут на его сцене. 6 ноября у парадного входа Театра на Таганке в 17.30 раздались звуки духового оркестра и начался штурм « Золотого Витязя» театральной сцены. Ни один из высших чиновников Минкульта не почтил нас вниманием. Честь открыть наш Форум выпала спектаклю « Исповедь хулигана» в блистательном исполнении Андрея Денникова. Каждый спектакль проходил в переполненном зале и заканчивался тем, что зрители стоя приветствовали артистов. Особенно публику поразил болгарский спектакль «Орисия»- синтез фольклора, балета и акробатики, поставленный в прошлом спортсменкой, а ныне хореографом Нешкой Робеновой, спектакли «Железная воля» Театра Ермоловой и «Карамазовы» Театра Маяковского. Они свидетельствовали о высочайшем мировом уровне нашего форума. На наших глазах рождался театральный « Золотой Витязь».

Вновь подтверждалась простая и великая истина — стоит собрать воедино искусство, освященное девизом» За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека» и образуется мощный духовный поток, рассеивается мрак окружающей нас театральной пошлости и зажигается маяк, влекущий к себе зрителей и художников. Приходит надежда на спасение театра и души».

Запись опубликована в рубрике «Золотой Витязь», Из летописи "Золотого Витязя". Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.