Рождественский пост, предваряющий великий праздник Рождества Христова, продолжается 40 дней и называется Филипповым, так как начинается после 27 ноября – дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост не слишком строг. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни и в великие праздники, например, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Если же праздники выпадают на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 по 6 января пост становится строже, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Рыба, вино и елей не вкушаются в понедельник, среду и пятницу всего Рождественского поста. Если следовать букве закона, в эти дни разрешается принимать пищу без масла (речь идет о так называемом сухоядении) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – благословляется пища с растительным маслом.
Однако пост – это аскетический подвиг, требующий подготовки. Начинать поститься лучше всего с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые горячие головы поспешно берутся за непосильные подвиги и вскоре либо расстраивают свое здоровье, либо от голода становятся нетерпеливы и раздражительны, пост делается для них невыносимым. «Духовный плод – не груша, сразу не скушать», – говорил преподобный Серафим Саровский. В пост следует входить постепенно, учитывая тот уровень «невоздерженности», на котором находится человек, а также состояние его здоровья. Важно, с одной стороны – не объедаться, а с другой – не изнурять себя до такой степени, когда невозможно нормально трудиться, выполнять обязанности в семье и на работе. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться со священником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения.
Сочельник
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, искоренением страстей и пороков, удалением от злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – побыть в тишине, смирить свою плоть и очиститься от грехов – дабы встретить Сына Божиего, воссоединиться со Спасителем в Таинствах. Без молитвы и покаяния пост становится опасной диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Между тем многие постящиеся верующие знакомы с «новогодним» искушением – празднованием светского Нового года в дни Рождественского поста. Этот рубеж можно использовать для того, чтобы подвести итоги, поблагодарить Бога за еще один подаренный год, возможность находиться в Его Святой Церкви. 31 декабря во многих храмах служат молебны на начало нового года. А 1 января по новому стилю Православная Церковь вспоминает мученика Ванифатия, которому молятся, в том числе желающие избавиться от страсти пьянства.
Икона Рождество Христово
Последний день Рождественского поста называется сочельником, уставом полагается вкушать сочиво. Блюдо готовится из зерен пшеницы, риса – часто с добавлением меда, изюма, сухофруктов. Сочиво едят, видимо, подражая посту пророка Даниила и трех отроков, которых вспоминают перед праздником Рожества Христова – они питались от семян земных, чтобы не оскверняться языческой трапезой (Дан. 1:8). Кроме того, согласно Евангелию, «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31–32).
В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не вкушать до первой вечерней звезды. Трапеза предписывается один раз после Божественной Литургии. «В Сочельник, под Рождество, бывало до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом: взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. А будто дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях», – писал Иван Шмелев.